г. Москва |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А40-204743/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Попова В.И., С.М. Мухина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аграровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2022 по делу N А40-204743/21,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к Управлению Росреестра по г. Москве об оспаривании решений,
третьи лица: ОАО "РЖД", ООО "Логистика КС"
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещён;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве, в котором просит признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенные в уведомлениях от 30.06.2021 N КУВД-001/2021-10973018/2, N КУВД-001/2021-10972415/2 от 25.05.2021 N КУВД-001/2021-5906328/3 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве снять с государственного кадастрового учета следующие объекты недвижимости: объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, перегон ст. Серебряный бор - ст. Лихоборы, ПК 476+00 - ПК 514+57 с кадастровым номером 77:09:0001031:1057; объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ивана Сусанина, вл. 2, кор. 3, стр. 2 с кадастровым номером 77:09:0001030:1118; объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, ул. Усиевича, д. 2, строен. 2 с кадастровым номером 77:09:0004004:6782.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 03.03.2022 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в требовании о признании незаконными решения Росреестра по г. Москве.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неверное применение норм материального права; несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2022 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Департамент городского имущества города Москвы (Департамент, заявитель) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета следующих объектов недвижимости: 1. объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, перегон ст. Серебряный бор - ст. Лихоборы, ПК 476+00 - ПК 514+57 с кадастровым номером 77:09:0001031:1057; 2. объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Ивана Сусанина, вл. 2, кор. 3, стр. 2 с кадастровым номером 77:09:0001030:1118; 3. объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Москва, ул. Усиевича, д. 2, строен. 2 с кадастровым номером 77:09:0004004:6782 (далее - Объекты недвижимости).
Решениями от 30.06.2021 N КУВД-001/2021-10973018/2, N КУВД-001/2021- 10972415/2, от 25.05.2021 N КУВД-001/2021-5906328/3 Управление Росреестра по Москве отказало в снятии с государственного кадастрового учета Объектов недвижимости указав, что с заявлениями обратилось ненадлежащее лицо, а также, что представленные акты обследования по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 861.
Не согласившись с принятыми решениями, полагая их незаконными, не обоснованными и подлежащими отмене, Заявитель обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя заявление ДГИ г. Москвы и признавая незаконным решения Росреестра, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статья 14).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 23 Закона о регистрации акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Требования к подготовке акта обследования утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ от 20.11.2015 N 861).
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 2 к Приказу от 20.11.2015 N 861 акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту. В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Таким образом, пункт 3 Приложения N 2 к Приказу от 20.11.2015 N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования.
Соответственно, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования.
При этом, при подготовке акта обследования, могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
В состав приложений к актам обследования включены документы, подтверждающие факт прекращения существования объектов недвижимости, а именно: Акт обследования от 19.12.2019, Акт комиссионного обследования района Аэропорт города Москвы от 25.07.2020, согласно которым, объекты недвижимости на момент обследования отсутствуют.
Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
При этом, согласно абз. 2 п. 3 Требований допускается составление Акта обследования без приложения каких-либо документов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений. Отказ в снятии несуществующего объекта недвижимости с государственного кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
Также в приложении содержится письмо Росреестра N 14-13485/18 от 07.12.2018 г., указывающее на отсутствие необходимости при подготовке акта обследования включения в состав приложений акта обследования документов, подтверждающих соблюдение установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости".
Таким образом, представленные акты обследования соответствуют требованиям закона, а отказ Управления Росреестра по Москве в проведении действий по снятию объектов с государственного кадастрового учета со ссылкой на предоставление ненадлежащих актов обследования, незаконен поскольку противоречит ст. 23 Закона о регистрации и Приказу от 20.11.2015 N 861.
Сведения ЕГРН о кадастровом учете в отношении несуществующих объектов являются недостоверными, что противоречит пункту 2 статьи 1 Закона о регистрации, а также пункту 1 статьи 8.1 ГК РФ. Таким образом, данные сведения подлежат актуализации на основании акта обследования кадастрового инженера, вне зависимости от наличия документов о сносе объекта.
Доводы жалобы Управления Росреестра по Москве, что с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета обратилось ненадлежащее лицо, а также ссылка на то, что в отношении земельных участков, на которых располагались объекты, зарегистрированы права третьих лиц несостоятельны поскольку.
Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника, или если таким зданием является многоквартирный дом.
Пунктом 2 части 2 статьи 15 Закона о регистрации установлено, что уполномоченным лицом на обращение с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта не имеющего собственника является орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Таким образом, довод регистрирующего органа о том, что с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета Объектов недвижимости обратилось ненадлежащее лицо, противоречит пункту 2 части 2 статьи 15 Закона о регистрации.
При этом согласно части 5 статьи 18 Закона о регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно положениям статьи 200 АПК РФ на орган, который принял решение, возлагается обязанность доказывать наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Росреестр же не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для оспариваемого решения, доводы заявителя не опроверг.
Согласно ст.ст. 9, 65 АПК РФ стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
С учётом вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Иные доводы жалобы, направлены лишь на переоценку выводов суда, а несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка без документального опровержения не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2022 по делу N А40-204743/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204743/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ