г. Киров |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А28-9211/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.
при участии в судебном заседании:
-представителей заявителя - Картавых К.Е., действующей на основании доверенности от 10.01.2022, Окуневой А.И., действующей на основании доверенности от 10.01.2022;
-представителей ответчика - Коновалова А.Н., действующего на основании доверенности от 12.01.2022, Бажиной Е.Г., действующей на основании доверенности от 12.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.01.2022 по делу N А28-9211/2021 по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Кировская областная клиническая больница" (ИНН: 4346011211, ОГРН: 1034316557791)
к Министерству финансов Кировской области
(ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Надежный партнер" (ИНН 6234182766, ОГРН 1196234004383)
о признании недействительным представления от 05.07.2021 N 7,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кировская областная клиническая больница" (далее - заявитель, Больница, Заказчик, Учреждение, КОГБУЗ "КОКБ") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Министерству финансов Кировской области (далее - ответчик, Министерство), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным представления Министерства от 05.07.2021 N 7 (далее - также Представление).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Надежный партнер" (далее - третье лицо, поставщик, ООО "Надежный партнер").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.01.2022 заявленные требования Больницы удовлетворены, оспариваемое представление признано недействительным.
Министерство с указанным выше решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 10.01.2022 по делу N А28-9211/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований КОГБУЗ "КОКБ" отказать.
По мнению заявителя жалобы, заказчиком неправомерно указано в Актах несоответствия товара в качестве основания для отказа в приемке Товара по товарным накладным N 2 от 07.04.2021, N 3 от 13.04.2021 несоответствие по "вязкости при 27°С" и "рН", а также отсутствие информации по характеристике "аллергенность" Геля "Оптимед", поскольку пункт 5.3 Контракта содержит исчерпывающий перечень документов, который в свою очередь был предоставлен Заказчику (Заявителю) при поставке Товара. Отсутствие в сопроводительных документах на Товар информации по характеристике "Аллергенность" не является подтверждением несоотвествия данного Товара Спецификации Контракта как такового.
Кроме того, Министерство указывает на то, что согласно части 6 статьи 41 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Федерального закона N 44 - ФЗ от 05.04.2013 право запрашивать у поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, распространяется лишь на экспертов, экспертные организации, но не на приемочную комиссию Заказчика.
Также, Министерство отмечает, что Представление не содержит каких-либо властных предписаний в адрес КОГБУЗ "КОКБ" об устранении нарушений. В данном случае Заявителю необходимо было не позднее 30.07.2021 принять меры по устранению причин и условий нарушения выражающееся, как вариант, в принятии к сведению выявленного Министерством нарушения, отразить это в письменном виде и представить в Министерство не позднее 05.08.2021.
Подробно доводы Министерства изложены в апелляционной жалобе.
Больница представила мотивированный отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы последней отклонила, просит решения суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Третье лицо-ООО "Надежный партнер" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением апелляционного суда от 06.04.2022 судебное разбирательство отложено, в порядке статьи 158 АПК РФ, до 15 час. 00 мин. 18.05.2022.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 10.01.2022 по делу N А28-9211/2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, 16.11.2020 Учреждение (заказчик) и ООО "Надежный партнер" (поставщик) заключили Государственный контракт N 03402000033200119900001 (далее - Контракт) на поставку медицинских изделий.
Контракт заключен по результатам аукциона в электронной форме, объявленного извещением от 21.10.2020 N 0340200003320011990.
Пунктом 1.1 Контракта от 16.11.2020 предусмотрено, что поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (протектор роговицы) (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) товара, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В силу пункта 1.2 Контракта номенклатура товара, его количество, технические показатели определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 Контракта поставщик обязан поставить товар в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлять по требованию заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения поставщиком обязательств по Контракту.
Пунктом 5.3 Контракта предусмотрено, что при поставке товара поставщик предоставляет заказчику надлежащим образом оформленные и действующие на момент поставки документы: копии сертификата соответствия и /или декларации о соответствии (если данный товар входит в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию), копии регистрационного удостоверения, подтверждающие качество товара, его соответствие требованиям законодательства РФ и страну происхождения товара, а также инструкции по использованию товара на русском языке.
Пунктом 6.1. Контракта установлено, что приемка доставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара заказчику в Месте доставки и включает в себя:
а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение N 1 к Контракту);
б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Контракта;
в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки Товара;
г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар: регистрационных удостоверений, документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченным органом (организацией);
д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
е) проверку комплектности и целостности поставленного Товара.
Согласно пункту 6.2 Контракта для проверки предоставленных поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта заказчик проводит экспертизу товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В силу пункта 6.3 Контракта приемка товара производится комиссией по приемке товара на складе заказчика при условии поставки всего заявленного товара по заявке в полном объеме, предоставления надлежащим образом оформленных документов на товар, предусмотренных пунктами 5.3, 9.3 Контракта в срок не позднее 20 рабочих дней после поставки товара на складе заказчика.
В соответствии с пунктом 6.4 Контракта приемка результатов поставленного товара оформляется документом о приемке (акт о приемке товара), который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
Из пункта 6.5 Контракта следует, что при обнаружении несоответствия качества, количества и ассортимента товара данный факт отражается в накладной или составляется акт о несоответствии товара, подписанный членами комиссии, о чем поставщик извещается уведомлением о вызове. Акт о несоответствии товара, а также уведомление о вызове представителя направляются по электронной почте на адрес, указанный в разделе "Адреса и реквизиты сторон". Дальнейшая приемка товара осуществляется только в присутствии уполномоченного представителя поставщика. Представитель одногороднего поставщика обязан явиться по вызову заказчика не позднее чем на следующий рабочий день после получения вызова, иногороднего - не позднее трех рабочих после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда.
В соответствии с пунктом 6.6 Контракта товар, не соответствующий требованиям, указанным в законодательстве для определения качества товаров и Контракте, считается не поставленным.
Пунктом 6.8 Контракта установлено, что согласно пункту 1 статьи 514 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае несоответствия товара требованиям контракта, а также документам, указанным в пункте 5.3 Контракта, заказчик отказывается от приемки товара и принимает его на ответственное хранение.
Спецификацией (приложение N 1 к контракту от 16.11.2020) установлено, в том числе следующее:
Наименование товара: набор для замещения водянистой влаги/жидкости стекловидного тела глаза КТРУ: 32.50.13.120-00000912 Наименование по РУ: Гель "Оптимед" для замещения жидких сред глаза в комплекте с канюлей глазной по ТУ 9398-004-29792921-2011 РУ N ФСР 2011/10751.
Наименование производителя, страны происхождения товара: ЗАО "Оптимедсервис", Российская Федерация.
Количество в ед.1500 штук.
Описание требований, минимальные и (или) максимальные, неизменяемые значения характеристики: вязкость при 27°С, сантипуаз от 3000 до 4500; рН от 7,3 до 7,5; аллергенность: не содержит белкового материала, способного вызвать аллергическую реакцию и воспаление; комплектация: стерильная канюля (в отдельной упаковке), стеклянный шприц (стерильно).
Требования Спецификации соответствуют аукционному заданию.
Заказчиком направлены поставщику заявки от 02.04.2021 и от 09.04.2021 на поставку товара: набор для замещения водянистой влаги/жидкости стекловидного тела глаза - 1 штука; набор для замещения водянистой влаги/жидкости стекловидного тела глаза - 100 штук.
16.04.2021 в адрес больницы отгружен товар по товарным накладным N 2 от 07.04.2021, N 3 от 13.04.2021.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 27.10.2017 N 24-03-07/71512 заказчик обязан провести экспертизу и вправе возложить ее проведение на приемочную комиссию. Заявитель провел экспертизу поставленного товара. По результатам экспертизы установлено, что товар не соответствует условиям контракта по следующим показателям: вязкость не менее 4000 мПа*с; рН 6,8-7,6; в отношении аллергенности отсутствует информация в сопроводительных документах на товар (характеристика не подтверждена); комплектация: стеклянный шприц, стерильная канюля отсутствует.
28.04.2021 КОГБУЗ "КОКБ" составило Акты о несоответствии товара (в отношении товара, поставленного по товарным накладным N 2 от 07.04.2021, N 3 от 13.04.2021), в которых указало вышеназванные несоответствия поставленного товара условиям Контракта. При этом в Актах о несоответствии товара Больница пояснила, что Заказчик устанавливает определенное значение вязкости при температуре 27°С. В инструкции по применению геля "Оптимед" установлена температура хранения товара от 2°С до 25°С. Следовательно, при температуре 27°С изделие утрачивает все свои свойства и не может достигнуть требуемого значения вязкости: от 3000 до 4500 сантипуаз.
Акты о несоответствии товара от 28.04.2021 содержат следующие решения КОГБУЗ "КОКБ":
- отказать в приемке товара, не соответствующего требованиям Контракта. Товар по товарным накладным N 2 от 07.04.2021, N 3 от 13.04.2021 принят на ответственное хранение.
- приостановить приемку товара до устранения выявленных несоответствий.
- вызвать для участия в продолжении приемки товара и составления двустороннего акта представителя поставщика - ООО "Надежный партнер".
28.04.2021 Учреждение направило третьему лицу уведомления о вызове представителя ООО "Надежный партнер" для участия в приемке товара и составления двустороннего акта.
29.04.2021 КОГБУЗ "КОКБ" направило ООО "Надежный партнер" претензии, содержащие просьбу поставить товар на основании заявок от 02.04.2021 и от 09.04.2021 в соответствии с Контрактом.
Третье лицо направило заявителю возражения на Акты о несоответствии товара.
29.04.2021, 04.05.2021 Больница направила поставщику письма, в которых указала, что состав, вязкость, рН геля "Оптимед" представлены в инструкции по применению геля "Оптимед". Информация в инструкции не соответствует информации, указанной в Спецификации к Контракту. Такая характеристика геля "Оптимед" как "не содержит белкового материала, способного вызвать аллергическую реакцию и воспаление" предусмотрена Спецификацией к Контракту. Заказчик настаивает на том, чтобы поставщик подтвердил наличие у поставленного товара вышеуказанной характеристики официальным письмом производителя медицинского изделия. Предметом Контракта являются медицинские изделия, используемые при офтальмологических хирургических процедурах. Перебои с поставками расходных материалов сказываются на своевременном оказании медицинской помощи населению Кировской области.
13.05.2021 Учреждение направило третьему лицу повторные претензии.
18.05.2021 в Министерство поступила жалоба третьего лица на действия заказчика от 07.05.2021.
20.05.2021 Министерство издало приказ N 111 о назначении контрольного мероприятия (внеплановой выездной проверки) в КОГБУЗ "КОКБ".
21.05.2021 третьим лицом осуществлена допоставка стерильных канюль. Приемка товара возобновлена.
21.05.2021 КОГБУЗ "КОКБ" составило Акты о несоответствии товара, в которых указало, что требование Актов о несоответствии товара от 28.04.2021 относительно комплектации поставленного товара снято. Остальные требования Актов о несоответствии товара от 28.04.2021 остаются в силе.
Акты о несоответствии товара от 21.05.2021 содержат следующие решения КОГБУЗ "КОКБ":
- отказать в приемке товара, не соответствующего требованиям Контракта. Товар по товарным накладным N 2 от 07.04.2021, N 3 от 13.04.2021 принят на ответственное хранение.
- приостановить приемку товара до устранения выявленных несоответствий.
- вызвать для участия в продолжении приемки товара и составления двустороннего акта представителя поставщика - ООО "Надежный партнер".
21.05.2021 Учреждение направило третьему лицу уведомления о вызове представителя ООО "Надежный партнер" для участия в приемке товара и составления двустороннего акта.
24.05.2021 Учреждение направило третьему лицу повторные претензии, содержащие просьбу поставить товар на основании заявок от 02.04.2021 и от 09.04.2021 в соответствии с Контрактом.
25.05.2021 в Больницу поступило письмо ООО "Надежный партнер", в котором третье лицо указало, что представитель поставщика прибудет 26.05.2021 для участия в приемке товара по Контракту; Заказчику направляется паспорт качества на поставленную партию товара от производителя ЗАО "Оптимедсервис" и письмо о соответствии.
26.05.2021 КОГБУЗ "КОКБ" направило ООО "Надежный партнер" уведомление о месте и времени приемки товара по контракту от 16.11.2020.
26.05.2021 составлены акты о приемке Учреждением товаров по Контракту.
На основании приказа Министерства от 20.05.2021 N 111 проведена проверка Учреждения на предмет соблюдения предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара условиям контракта от 16.11.2020.
В ходе проверки Министерство установило, что заказчику поставлен товар гель "Оптимед" для замещения жидких сред глаза в комплекте с канюлей глазной в количестве 101 штук (производитель. ЗАО "Оптимедсервис"), в том числе с приложением паспорта качества, сопроводительного письма ЗАО "Оптимедсервис", информирующего об отсутствий в составе геля белкового материала, способного вызвать аллергическую реакцию и воспаление, а также возможности применения геля по прямому назначению при температуре свыше 25°С.
Из буквального толкования части 5 статьи 94, части 6 статьи 41 Закона N 44-ФЗ следует, что право запрашивать у поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта распространяется- лишь на экспертов, экспертные организации, но не на приемочную комиссию заказчика.
КОГБУЗ "КОКБ" неправомерно указало в Актах от 28.04.2021 в качестве основания для отказа в приемке товара несоответствие по "вязкости при 27°С" и "рН", а также отсутствия информации по характеристике "аллергенность" геля "Оптимед", поскольку пункт 5.3 Контракта содержит исчерпывающий перечень, документов, который в свою очередь был предоставлен заказчику.
В нарушение требований пунктов 5.3, 6.3, 6.5 Контракта приемочная комиссия заказчика приняла решение об отказе в приемке товара (по позициям "вязкость при 27°С", "рН", "аллергенность") в отсутствие основания для соответствующего отказа при условии предоставления поставщиком документов, предусмотренных Контрактом.
Результаты проведенной Министерством проверки отражены в акте от 31.05.201 N 111/2021/Вн-И.
05.07.2021 Министерство выдало Учреждению Представление, согласно которому в нарушение условий контракта от 16.11.2020 приемочной комиссией КОГБУЗ "КОКБ" приняты решения (Акты 28.04.2021) об отказе в приемке товара (по позициям "вязкость при 27°С", "рН", "аллергенность") в отсутствие оснований для соответствующих отказов при условии предоставления поставщиком документов, предусмотренных Контрактом. Министерство потребовало по выявленному нарушению принять меры по устранению причин и условий нарушения не позднее 30.07.2021; информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Министерство не позднее 05.08.2021. Невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учреждение оспорило представление Министерства от 05.07.2021 N 7 в Арбитражном суде Кировской области.
Удовлетворяя заявленные Больницей требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что запрос Учреждением у поставщика дополнительных сведений о соответствии поставленного товара требованиям Контракта не противоречит Контракту и Закону 44-ФЗ, в связи с чем оснований для вынесения Представления у Министерства не имелось.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, поддержавших занятые по делу позиции, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кировской области от 10.01.2022 по делу N А28-9211/2021, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве финансов Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 N 44/316 (далее - Положение), предусмотрено, что Министерство является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - органы местного самоуправления) в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
Из пункта 3.1.1.57 Положения следует, что Министерство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьей 456 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно статье 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Статьей 514 ГК РФ предусмотрено, что когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся: заключения контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ.
По правилам пункта 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного федерального закона и других федеральных законов, регулирующих данные отношения.
Таким образом, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, следует руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ (в редакции действовавшей в спорный период) предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: 1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу части 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно частям 3, 5 статьи 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Согласно части 8 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, Спецификацией к Контракту установлены, в том числе следующие требования к товару (набор для замещения водянистой влаги/жидкости стекловидного тела глаза КТРУ: 32.50.13.120-00000912 Наименование по РУ: Гель "Оптимед" для замещения жидких сред глаза в комплекте с канюлей глазной по ТУ 9398-004-29792921-2011 РУ N ФСР 2011/10751): вязкость при 27°С, сантипуаз от 3000 до 4500; рН от 7,3 до 7,5; аллергенность: не содержит белкового материала, способного вызвать аллергическую реакцию и воспаление; комплектация: стерильная канюля (в отдельной упаковке), стеклянный шприц (стерильно).
Из представленных при поставке Товара документов, Больница не могла с достоверностью установить, что Товар соответствует условиям Контракта по следующим показателям: вязкость не менее 4000 мПа*с; рН 6,8-7,6; в отношении аллергенности отсутствует информация в сопроводительных документах на товар (характеристика не подтверждена); комплектация: стеклянный шприц, стерильная канюля отсутствует.
В инструкции по применению Товара, представленной третьим лицом, указаны характеристики товара, не соответствующие требованиям Спецификации.
Несоответствие поставленного ООО "Надежный партнер" товара условиям Контракта подтверждается аукционным заданием; Спецификацией к контракту от 16.11.2020; Актами о несоответствии товара от 28.04.2021, содержащими, в том числе, результаты экспертизы, проведенной заказчиком; Актами о несоответствии товара от 21.05.2021; уведомлениями о вызове представителя ООО "Надежный партнер" для участия в приемке товара и составления двухстороннего акта от 28.04.2021, от 21.05.2021; перепиской КОГБУЗ "КОКБ" и ООО "Надежный партнер"; инструкцией по применению гель "Оптимед" для замещения жидких сред глаза.
Согласно пункту 2 Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27, инструкция по применению - это эксплуатационная документация, содержащая информацию, предоставляемую производителем пользователю относительно назначения, надлежащего и безопасного использования медицинского изделия, которая может включать в себя, в том числе, руководство по эксплуатации, методику медицинского применения, паспорт, формуляр, инструкции по монтажу, наладке, техническому обслуживанию, ремонту, транспортировке, хранению, утилизации медицинского изделия.
В силу пункта 3.1.3 Контракта поставщик обязан представлять по требованию заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта для проверки исполнения поставщиком обязательств по Контракту.
Из части 2 статьи 94 Закона 44-ФЗ следует, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
Так как, представленная поставщиком инструкция по применению товара указывает на несоответствие характеристик фактически поставленного товара требованиям Контракта, то КОГБУЗ "КОКБ" обоснованно, с соблюдением требований законодательства о контрактной системе, запросила дополнительную информацию о соответствии поставленного Товара Спецификации к Контракту. Непредоставление указанных сведений, в силу пунктов 3.1.1, 6.8 Контракта является основанием для отказа от приемки товара.
Подтверждение Поставщиком соответствия поставленного товара требованиям Контракта в дальнейшем не свидетельствует о неправомерности решений Заказчика об отказе в принятии товара, принятых 28.04.2021.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами Арбитражного суда Кировской области, о том, что оспариваемое представление Министерства от 05.07.2021 N 7 не соответствует приведенным выше положениям действующего законодательства, является необоснованным и нарушает права заявителя в сфере его экономической деятельности. Доводы Министерства об обратном основаны на неправильном толковании положений Закона N44-ФЗ и условий спорного контракта.
Довод Министерства о том, что представление не содержит каких-либо властных предписаний в адрес КОГБУЗ "КОКБ" об устранении нарушений, отклоняется судом апелляционной инстанции. Оспариваемое представление ответчика незаконно возлагает на Учреждение обязанность по устранению нарушений условий контракта, за неисполнение которой оно может быть привлечено к административной ответственности.
При изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого представления Министерства от 05.07.2021 N 7 недействительным.
Арбитражным судом апелляционной инстанции исследованы все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Министерства, однако, они не свидетельствуют наличии законных оснований для вынесения оспариваемого представления, не опровергают выводов, содержащихся в обжалуемом решении суда первой инстанции по настоящему делу, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Кировской области от 10.01.2022 по делу N А28-9211/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с Министерства не подлежит взысканию.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.01.2022 по делу N А28-9211/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9211/2021
Истец: КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница"
Ответчик: Министерство финансов Кировской области
Третье лицо: ООО "Надежный партнер"