г. Ессентуки |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А63-14367/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Марченко О.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии от Северо-Кавказской электронной таможни - Горенюк М.П. (по доверенности N 06-26/01847 от 04.03.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Ассиновский агрокомбинат" - Дьяченко Г.И. (по доверенности от 01.01.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Северо-Кавказской электронной таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2022 по делу N А63-14367/2021 (судья Русанова В.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассиновский агрокомбинат" (г. Грозный, ОГРН 1152036004471, ИНН2031000815) к Северо-Кавказской электронной таможне (г. Минеральные Воды, ОГРН1182651012653, ИНН 2630049714) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2021 N 10805000-331/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ассиновский агрокомбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказской электронной таможне (далее - Таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2021 N 10805000-331/2021 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.03.2022 постановление Таможни от 17.08.2021 N 10805000-331/2021 признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован отсутствием у Таможни оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ. При декларировании товара и прохождении карантинного контроля (надзора) Обществом не были нарушены требования действующего законодательства в сфере карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе, ввезенный товар соответствовал Единым карантинным фитосанитарным требованиям, все формы карантинного контроля (надзора) пройдены, товар помещен под таможенную процедуру 06.04.2021 (выпущена декларация на товары) после прохождения 05.04.2021 необходимых форм карантинного контроля (надзора).
Не согласившись с принятым решением, Таможня обжаловала его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции, жалобу удовлетворить. Считает, что фитосанитарный сертификат, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, должен быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, соответственно представленный Обществом 01.04.2021 при таможенном декларировании фитосанитарный сертификат от 24.04.2021, не подтверждает соблюдение декларантом запретов и ограничений.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает по существу доводов Таможни, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель Таможни в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Таможни и Общества, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 01.04.2021 Обществом на таможенный пост подана электронная декларация на товары N 10805010/010421/0009809 (далее - ЭДТ N 9809, т.1, л.д. 37) с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Товар: саженцы деревьев яблони для открытого грунта (MALUS DOMESTIC A BROKH.), приносящие съедобные плоды 1.1-го класса, подвой т-9, без ветвей (О+branches), BbicoTa 130 см и более, привитые, яблони целые, чистосортные, связаны в пучки, укоренные, с открытой корневой системой, производитель: MAX TRADE INTERNATIONAL DOO, товарный знак: отсутствует, марка: отсутствует, артикул: отсутствует, модель: отсутствует, количество: 38500 шт., сорт: GOLDEN DELICIOUS. Таможенная стоимость товара, заявленная в ЭДТ 4488794,21р, код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 0602202000, страна происхождения: Республика Сербия.
01.04.2021 ЭДТ N 9809 зарегистрирована в установленном порядке.
По результатам проверки документов и сведений установлено, что декларируемые товары включены в Перечень подкарантинной продукции.
При подаче ЭДТ N 9809 была представлена в формализованном виде CMR N 0499703 от 24.03.2021 (т.1, оборот л.д. 60), на которой отсутствовал штамп "Карантинный фитосанитарный контроль. Ввоз разрешен". Отсутствовал оттиск штампа уполномоченного должностного лица Россельхознадзора "Выпуск разрешен".
02.04.2021 у Общества запрошены CMR (код 09023 в сканированном виде) N 0499703 от 24.03.2021 (т.1, л.д. 61). Ответ на данный запрос был получен 06.04.2021. Из информации, поступившей от контролирующих органов по фитосанитарному надзору, Таможней было установлено, что Общество обратилось за оформлением фитосанитарного акта 02.04.2021, отметки согласно штампу контролирующего органа получены 05.04.2021.
По мнению Таможни, в нарушение пункта 3 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Обществом не оформлены результаты осуществления фитосанитарного контроля путем проставления штампов, а именно на фитосанитарном сертификате от 24.03.2021 N 350077, отсутствуют штампы соответствующих органов по месту доставки, а на CMR штамп Россельхознадзора проставлен позже даты поступления товара. Документы, подтверждающие прохождение подкарантинным товаром фитосанитарного контроля (надзора) у Общества на момент подачи ЭДТ N 9809 (01.04.2021) отсутствовали.
По результатам административного расследования 17.08.2021 в отношении Общества 02.07.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 10805000-331/2021 (т.1, л.д. 48-53) и 17.08.2021 вынесено постановление N 10805000-331/2021 (т.1, л.д. 13-30), которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000р.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями ТК ЕАЭС, сделал обоснованный вывод о том, что в действиях (бездействиях) Общества отсутствуют признаки состава вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Кодексом.
Статьей 85 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что при прибытии товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Союза, совершаются таможенные операции, предусмотренные статьей 88 ТК ЕАЭС (часть 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Статьей 128 ТК ЕАЭС определено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и завершается выпуском товаров. При этом днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров. Товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
Для подачи декларации на товары в отношении ввозимой подкарантинной продукции достаточно наличия фитосанитарного сертификата, как документа, подтверждающего заявленные в декларации на товары сведения. Выпуск товара по декларации на товары с его помещением под таможенную процедуру возможен лишь после прохождения карантинного контроля (надзора), о результатах которого свидетельствуют отметки Россельхознадзора. Сведения о результатах карантинного контроля (надзора) должны быть предоставлены в таможенный орган, завершающий таможенное оформление ввозимой подкарантинной продукции, до выпуска декларации на товары.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" утвержден Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции). Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕЭС, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318, определен порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
В соответствии с порядком осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции. Положение является обязательным для исполнения, в том числе юридическими лицами любой организационно-правовой формы, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением, реализацией и использованием подкарантинной продукции (пункт 1.3 Положения).
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в местах завершения таможенного оформления. В отношении подкарантинной продукции, завершение таможенного оформления которой будет происходить в месте доставки, осуществляется карантинный фитосанитарный контроль (надзор) по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)), а также карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в местах завершения таможенного оформления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).
Целью карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе является проверка соответствия ввозимой подкарантинной продукции Единым карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждаемым Евразийской экономической комиссией (далее - единые карантинные фитосанитарные требования).
Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются путем: 1) проставления должностным лицом уполномоченного органа государства-члена, осуществившего мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору), соответствующего штампа на фитосанитарном сертификате и транспортном (перевозочном) документе; 2) составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора).
Подтверждением прохождения контроля является наличие штампа соответствующей службы "Выпуск разрешен" на товаросопроводительных документах. Результаты вторичного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в местах завершения таможенного оформления могут оформляться, в том числе проставлением штампов "Выпуск разрешен" - проставляется в местах завершения таможенного оформления (местах доставки) подкарантинной продукции, в случаях ее соответствия карантинным фитосанитарным требованиям.
В обязанности лица, перемещающего подкарантинную продукцию на таможенную территорию Союза, входит: представить уполномоченному органу коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции; представить уполномоченному органу фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции; представить уполномоченному органу транспортное средство для осмотра ввозимой партии подкарантинной продукции; выполнить предписание уполномоченного органа, выданное по результатам фитосанитарного контроля (надзора).
В рассматриваемом деле, Общество при подаче декларации на товары сопроводило заявленные сведения Фитосанитарным сертификатом N 350077 от 24.03.2021, выданным в Республике Сербия (т.1, л.д. 38).
Ввезенная Обществом продукция и документы на нее предъявлены сотрудникам Россельхознадзора. Уполномоченные лица Россельхознадзора провели необходимые контрольные мероприятия, по результатам которых 05.04.2021 на сопроводительной документации проставлены отметки "Выпуск разрешен". Полученные отметки Россельхознадзора предоставлены таможенному органу во время таможенного оформления до выпуска товаров - 06.04.2021. После проверки заявленных в декларации на товары сведений и предоставленных с декларацией документов, в том числе, отметок Россельхознадзора, таможенный орган 06.04.2021 принял решение о выпуске товара по заявленной таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Таким образом, соответствие ввезенного Обществом товара Единым карантинным фитосанитарным требованиям подтверждается фитосанитарным сертификатом N 350077 от 24.03.2021, отметкой Россельхознадзора по результатам карантинного контроля (надзора) от 05.04.2021 о выпуске товара.
Законность действий Общества подтверждается также разъяснениями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному (Россельхознадзор) от 23.08.2021 N 2793 (т.1, л.д. 36), данными на запрос Общества от 18.08.2021 (т.1, л.д. 34-35), из которых следует, что согласно Федеральному закону от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения. Штамп "Выпуск разрешен без права реализации" в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 используется и проставляется должностными лицами Россельхознадзора в случаях необходимости проведения карантинных фитосанитарных мероприятий по месту назначения груза, в частности для проведения исследований подкарантинной продукции. Штамп "Выпуск разрешен" в соответствии с Решением N 318 используется и проставляется должностными лицами Россельхознадзора в местах завершения таможенного оформления (местах доставки) подкарантинной продукции, в случаях ее соответствия карантинным фитосанитарным требованиям.
С учетом изложенного, действия Общества при декларировании товара и прохождении карантинного контроля (надзора) соответствуют требованиям действующего законодательства и Порядку осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, ввезенный товар соответствовал Единым карантинным фитосанитарным требованиям, все формы карантинного контроля (надзора) пройдены, товар помещен под таможенную процедуру 06.04.2021 (выпущена декларация на товары) после прохождения 05.04.2021 необходимых форм карантинного контроля (надзора). У Таможни отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, постановление Таможни от 17.08.2021 N 10805000-331/2021 правомерно признано незаконным и отменено.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2022 по делу N А63-14367/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Марченко О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14367/2021
Истец: ООО "Ассиновский агрокомбинат"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ