город Омск |
|
20 мая 2022 г. |
Дело N А70-25682/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3762/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2022 по делу N А70-25682/2021 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194, адрес: 625007, город Тюмень, улица 30 лет Победы, дом 31) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании недействительным приказа от 01.10.2021 N 1804 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Тюмень Водоканал",
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - заявитель, ООО "Тюмень Водоканал", Общество) обратилось в суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, уполномоченный орган) о признании недействительным приказа от 01.10.2021 N 1804 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Тюмень Водоканал"; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тюмень Водоканал" путем принятия решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки по адресу: Тюменская область, город Тюмень, поселок Копытово, улица Раневской, 16, код объекта 71-0172-000127-П, на основании заявления ООО "Тюмень Водоканал" об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки по адресу: Тюменская область, город Тюмень, поселок Копытово, улица Раневской, 16, код объекта 71-0172-000127-П от 18.08.2021 N И.ТНВК18082021-012 (далее - Объект).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2022 по делу N А70-25682/2021 заявленные требования удовлетворены; признан недействительным приказ Управления от 01.10.2021 N 1804 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Тюмень Водоканал"; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тюмень Водоканал" путем принятия в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки по адресу: Тюменская область, город Тюмень, поселок Копытово, улица Раневской, 16, код объекта 71-0172-000127-П, на основании заявления ООО "Тюмень Водоканал" об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для площадки по адресу: Тюменская область, город Тюмень, поселок Копытово, улица Раневской, 16, код объекта 71-0172- 000127-П, от 18.08.2021 N И.ТНВК-18082021-012.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в ходе проведения плановой выездной проверки 10.11.2021 совместно с филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Тюменской области был осуществлен отбор проб отхода: ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, образующегося в результате деятельности ООО "Тюмень Водоканал", на иловых картах N 1 и N 3 с целью определения компонентного состава и класса опасности отходов. По результатам биотестирования установлено, что ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод соответствует IV классу опасности отходов. Управление считает, что то обстоятельство, что Общество использует сырой осадок с первичных отстойников, избыточный активный ил и песок для получения побочной продукции не опровергает факт образования в процессе деятельности Общества спорных отходов и не освобождает Общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей. В результате деятельности ООО "Тюмень Водоканал" образуются отходы производства и потребления, относящиеся к IV классу опасности, с последующим размещением на иловых площадках, которые не учтены в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В письменном отзыве общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" поступило письменное ходатайство о приобщении документов к материалам дела, а именно: копии решения Ленинского района суда от 26.04.2022, которым постановление мирового судьи судебного участка N 9 Ленинского судебного района г. Тюмени от 14.02.2022 в отношении ООО "Тюмень Водоканал" отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Тюмень Водоканал" Водовозова Ю.Б. не обеспечила свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство.
Учитывая, что судом обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, произведена запись онлайн-заседания, а также ввиду надлежащего извещения сторон о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "Тюмень Водоканал" и иных лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Общество 18.08.2021 обратилось в Управление с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории. С указанным заявлением был представлен Проект нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение.
Приказом от 01.10.2021 N 1804 ООО "Тюмень Водоканал" было отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.
Согласно мотивированному обоснованию отказа, являющемуся приложением к оспариваемому приказу Управления следует, что образующиеся в процессе деятельности Общества осадки - сырой осадок с первичных отстойников (плавающие и оседающие взвешенные вещества) и избыточный активный ил, осадки сточных вод, песок отнесены к типу отходов при обработке сточных вод и систем оборотного водоснабжения, и регулирование деятельности по обращению с ним осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства им потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). В связи с изложенным, Управлением сделан вывод о том, что осадки сточных вод, ил и песок должны быть учтены в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) Общества в качестве отходов производства и потребления, относящиеся к IV классу опасности.
Полагая, что приказ Управления от 01.10.2021 N 1804 нарушает права и интересы общества, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
21.02.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Законом N 89-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В силу части 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и др.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 7 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
По мнению заинтересованного лица, в соответствии с определениями, данными в статье 1 Закона N 89-ФЗ, процессы по вывозу отмытого обеззараженного песка на иловые карты; смешиванию с иловыми осадками для вылеживания и подсушивания подпадают под понятие "обезвреживание отходов", а использование указанных отходов для производства побочной продукции рекультивант "Тюменский" - под понятие "утилизации отходов".
Действительно, согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Закона N 89-ФЗ (энергетическая утилизация).
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, который формируется на основании общности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
В соответствии с ФККО в тип "Отходы при обработке сточных вод, вод систем оборотного водоснабжения" (код 7 20 000 00 00) включены подтипы "Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" (код 7 22 200 00 00 0) и "Отходы (осадки) при механической и физико-химической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код 7 22 100 00 00 0).
Таким образом, отходы при обработке сточных вод, вод систем оборотного водоснабжения, включая осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту являются отходами.
Как указано выше, общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (с приложением ПНООЛР).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, был утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 (далее - Порядок N 1029).
Согласно пункту 3 Порядка N 1029 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 1029 при обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:
- для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.
При этом в пункте 4 Порядка N 1029 также указано, что в лимиты на размещение отходов не включаются масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания.
Согласно пункту 15 Порядка N 1029 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 1 Порядка N 1029 заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
В указанном пункте также установлены основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Так, основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:
- наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка;
- отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 и (или) в перечне объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, указанном в пункте 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ;
- превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Как следует из материалов дела и было выше сказано, основанием для принятия Управлением решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в рассматриваемом случае послужило установление Управлением факта образования на предприятии отходов (сырой осадок с первичных отстойников, избыточный активный ил и песок), которые должны быть учтены в составе ПНООЛР Общества в качестве отхода.
Факт образования на предприятии отходов, которые не включены Обществом в разработанный им ПНООЛР, Управление расценило как представление недостоверной информации в составе ПНООЛР, связанной с наличием логических ошибок при заполнении форм.
Однако, как следует из материалов дела и не опровергнуто Управлением на объекте 71-0172-000127-П Обществом осуществляется технологический процесс обработки осадков сточных вод с получением из осадков побочной продукции "Рекультивант "Тюменский".
Технологический процесс обработки осадков сточных вод осуществляется Обществом в соответствии с Технологическим регламентом по очистке сточных вод на очистных сооружениях водоотведения г. Тюмени и обработке осадков с получением побочной продукции Рекультивант "Тюменский СТО 79540627-001-2019, г. Тюмень 2019, утвержденный Генеральным директором ООО "Тюмень Водоканал"; ИТС 10-2019 и не предусматривает образования отходов, представленных осадками сточных вод.
Таким образом, спорные вещества находятся в сооружениях по обработке осадков сточных вод, в незавершенном технологическом процессе обработки осадков и выступают сырьем для производства побочной продукции, что в силу прямого указания 4 Порядка N 1029 освобождает общество от включения их в лимиты на размещение отходов.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2021 N 301-ЭС21-12197 по делу N А43-18442/2020.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что получение из осадков побочной продукции "Рекультивант "Тюменский" не является основанием для неуказания в составе ПНООЛР в качестве отхода, являются ошибочными.
Судебная коллегия не принимает ссылки Управления на результаты биотестирования, оформленные заключением к протоколам испытаний N 821/21-ОБ-N822/21-ОБ, поскольку из представленных Технических условий следует, что Рекультивант изготавливается путём выдержки механически обезвоженных осадков сточных вод в естественных условиях в течение 4-х лет с периодическим буртованием. Промерзание в зимнее время и оттаивание в летнее время способствуют улучшению водоотдающих свойств осадков. Под длительным воздействием природно-климатических факторов и технологических операций происходит подсушка и стабилизация осадков, сопровождающаяся значительной минерализацией органических веществ, улучшением их санитарного состояния, результате чего обеспечиваются требуемые показатели свойств Рекультиванта.
ООО "Тюмень Водоканал" получен экологический сертификат соответствия Рекультиванта "Тюменский" ГОСТ Р 54534-2011 "Ресурсоснабжение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель"; ГОСТ Р 54535-2011 "Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах"; СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009".
Получение илового осадка является стадией производственного процесса предприятия, а конечным результатом этого процесса является производство продукции "Рекультивант "Тюменский" и его реализация.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.02.2022 по делу N А70-25682/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-25682/2021
Истец: ООО "Тюмень Водоканал"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования