г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2022 г. |
Дело N А56-72048/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Дремлюков Д.В. по доверенности от 01.11.2021
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8285/2022) Комитета государственного жилищного надзора и контроля ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2022 по делу N А56-72048/2021 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению ТСН "ВЗЛЕТНАЯ"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля ленинградской области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Взлетная" (далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписаний Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) N N 53-21/1 (ЭА) от 06.07.2021, 53-21/2 (ЭА) от 06.07.2021, 53-21/3 (ЭА) от 06.07.2021, 53-21/4(ЭА) от 06.07.2021.
Решением суда от 10.02.2022 оспариваемые предписания Комитета признаны недействительными.
Дополнительным решением суда от 14.03.2022 с Комитета в пользу Товарищества взыскано 12 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, Товариществу возвращена государственная пошлина в размере 12.000 руб., перечисленная по платежному поручению N 274 от 23.09.2021.
Не согласившись с вынесенным решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что в ходе проверки было зафиксировано, что ТСН "Взлетная" на основании Решения Правления о расчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества МКД, путем распределения разницы между показаниями общедомовых приборов учета и сданными показаниями индивидуальных приборов учета пропорциональной общей площади каждого жилого помещения (Протокол от 01.08.2015 N 8), с начала управления МКД до 01.06.2017 осуществляло расчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, электроснабжению на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, что является нарушением положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правилами N 354 (в ред. от 27.02.2017 и более ранних редакциях), в период с 01.06.2017 по 31.05.2021 осуществляло расчет платы за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД исходя из показаний общедомовых приборов учета, что является нарушением положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
От Комитета поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки его представителей.
Согласно части 4 статьи 158 АПК РФ отложение рассмотрения дела в отсутствие представителя одной из сторон при заявленном ходатайстве об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить явку представителя является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд апелляционной инстанции ходатайство Комитета рассмотрел и отклонил в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в Комитет обращений Н.В. Шелепова (от 13.04.2021 N гжи-08-4634, от 13.04.2021 N гжи-08-4648), а также в соответствии с коллективной жалобой собственников (от 09.06.2020 N гжи-08-6789), проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Всеволожск, ул. Взлетная, д.12, корп. 2, 3, 4, 5 (далее - МКД), по вопросам начисления платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД, собственникам помещений в МКД, исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов в отношении ТСН "Взлетная" была проведена внеплановая документарная проверка на основании распоряжения Комитета от 08.06.2021 N 53-21 (ЭА).
По результатам внеплановой проверки Комитетом составлен акт от 06.07.2021 N 53- 21 (ЭА) и выданы Товариществу предписания от 06.07.2021 N 53-21/1 (ЭА), N 53-21/2 (ЭА), N 53-21/3 (ЭА), N 53-21/4 (ЭА) об обязании в срок до 15.08.2021:
1. Привести в соответствии с положениям п. 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) расчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, электроснабжению на общедомовые нужды, начисленной собственникам помещений в МКД в период с начала управления многоквартирными домами до 01.06.2017, а именно:
- осуществить снятие ранее начисленной платы за такие коммунальные услуги за указанный период всем собственникам помещений МКД;
- осуществить начисление платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды всем собственникам помещений в МКД за период с начала управления МКД по 01.06.2017, исчисленной по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 (в ред. от 27.07.2017 и более ранних редакциях) с применением нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" (в ред. от 03.11.2016 и более ранних редакциях) (далее - Постановление N 25), а также постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 N 208 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области" (далее - Постановление N 208). При расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды применять тариф на электрическую энергию, не дифференцированный по зонам суток.
2. Привести в соответствие с положениями части 9.2. статьи 156 ЖК РФ расчет размера платы за электрическую энергию и холодную воду, потребленные в целях содержания общего имущества, начисленной всем собственникам помещений МКД в период с 01.06.2017 по 31.05.2021, а именно:
- осуществить снятие ранее начисленной в указанные период платы за такие коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД;
- осуществить начисление платы за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД; за период с 01.06.2017 по 31.05.2021, исчисленной исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 06.06.2017 N 199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25" (далее - Постановление N 199), а также Постановлением N 208. При расчете размера платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества МКД; исходя из норматива потребления применять тариф на электрическую энергию, не дифференцированный по зонам суток
3. С 01.06.2021 осуществлять расчет размера платы за коммунальные ресурсы по холодному водоснабжению и электроснабжению в соответствии с требованиями частью 9.2. статьи 156 ЖК РФ.
Не согласившись с указанными предписаниями Комитета, Товарищество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых предписаний, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителя Товарищества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в частности плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45- 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
На основании части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии общедомового прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Указанный норматив потребления утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с положениями пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, если многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определялся в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N354.
При этом, приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определялся по формуле 11 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определялся по формуле 12 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не мог превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354
При этом, согласно пункту 44 Правил N 354, исключения составлял случай, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Деятельность по управлению МКД осуществляется ТСН "Взлетная", МКД оснащены общедомовымовыми приборами учета холодной воды и электрической энергии.
Согласно статье 147 ЖК РФ, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Вместе с тем, правлением ТСН "Взлетная" принято решение о расчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества указанных многоквартирных домов путем распределения разницы между показаниями общедомовых приборов учета и сданными показаниями индивидуальных приборов учета пропорциональной общей площади каждого жилого помещения (Протокол от 01.08.2015 N 8).
На основании указанного решения правления ТСН "Взлетная" с начала управления МКД осуществляло расчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, электроснабжению на общедомовые нужды (до 01.06.2017), за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях содержания общего имущества (с 01.06.2017) собственникам помещений указанных многоквартирных домов с момента начала управления указанными многоквартирными домами до мая 2021 года исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов.
В соответствии с положениями статьи 145, статьи 148, части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, принятие указанного решения не входит в полномочия Правления товарищества собственников недвижимости. Принятие такого решения относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, расчет размера платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в период с начала управления МКД по 01.06.2017 должен был осуществляться ТСН "Взлетная" в соответствии с положениями пункта 44 Правил N 354 (в ред. от 27.02.2017) по формуле 15 Приложения N 2 к указанным правилам (исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов).
Расчет за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях содержания общего имущества с 01.06.2017 по 31.05.2021 должен осуществляться ТСН "Взлетная" в соответствии с положениями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов).
На территории Ленинградской области нормативы потребления электроэнергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 09.06.2015 N 208 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных домах и жилых домах, а также при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, при отсутствии приборов учета на территории Ленинградской области".
Данные нормативы утверждены без разделения на время суток (день/ночь). Следовательно, при расчете размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества подлежит применению одноставочный тариф, утвержденный приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 N 533-п "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области в 2019 году".
Поскольку нормативы утверждены без разделения на время суток (день/ночь), при расчете размера платы за электроэнергию на содержание общего имущества подлежит применению одноставочный тариф, утвержденный приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2018 N 533-п "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Ленинградской области в 2019 году". Таким образом, при расчете платы должен быть применен одноставочный тариф, не дифференцированный по зонам суток.
Таким образом, в ходе проверки было зафиксировано, что ТСН "Взлетная" на основании Решения Правления о расчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества МКД, путем распределения разницы между показаниями общедомовых приборов учета и сданными показаниями индивидуальных приборов учета пропорциональной общей площади каждого жилого помещения (Протокол от 01.08.2015 N 8), с начала управления МКД до 01.06.2017 осуществляло расчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, электроснабжению на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомовых приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, что является нарушением положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правилами N 354 ( в ред. от 27.02.2017 и более ранних редакциях), в период с с 01.06.2017 по 31.05.2021 осуществляло расчет платы за холодную воду и электрическую энергию, потребленные в целях содержания общего имущества всем собственникам помещений МКД исходя из показаний общедомовых приборов учета, что является нарушением положений части 9.2. статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии с подпунктом 1.6.1.3. Приказа комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 01.02.2019 N 2 "Об утверждении Административного регламента исполнения комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Ленинградской области и признании утратившим силу приказа комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 31.10.2017 N 9" должностные лица Комитета, являющиеся государственными жилищными инспекторами, при исполнении государственной функции имеют право выдавать проверяемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о прекращении нарушений обязательных требований.
При наличии выявленных должностным лицом Комитета в ходе проверки нарушений оснований не выдавать ТСН "Взлетная" оспариваемые предписания у Комитета не имелось, учитывая, что к числу задач, проводимых Комитетом контрольно-надзорных мероприятий относится предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований.
Учитывая изложенное, пункты оспариваемого предписания содержат только законные требования, то есть на ТСН "Взлетная" возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу правовых норм.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания недействительными оспариваемых предписаний Комитета в связи с отсутствием совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ.
С учетом вышеизложенного, принятое по делу решение подлежит отмене с вынесением иного судебного акта об отказе Товариществу в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, судом принято дополнительное решение, которым с Комитета в пользу Товарищества взыскано 12 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины, так же Товариществу возвращена государственная пошлина в размере 12.000 руб., перечисленная по платежному поручению N 274 от 23.09.2021.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований Товариществу отказано, расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления остаются на заявителе, в связи с чем дополнительное решение в части взыскания с Комитета расходов по уплате государственной пошлины подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 февраля 2022 года по делу N А56-72048/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Товарищества собственников недвижимости "Взлетная" отказать.
Дополнительное решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 марта 2022 года по делу N А56-72048/2021 в части взыскания с Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в пользу товарищества собственников недвижимости "Взлетная" 12.000 руб. расходов по уплате государственной пошлины отменить.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72048/2021
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ВЗЛЕТНАЯ"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области