г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А56-94913/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Окунева Н.О. по доверенности от 22.02.2022
от заинтересованного лица: Пальваль А.С. по доверенности от 29.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9628/2022) МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2022 по делу N А56-94913/2021, принятое
по заявлению АО "НПП "Пирамида"
к МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Пирамида" (ОГРН: 1037821015814, адрес: 196143, Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, 42; далее - АО "НПП "Пирамида", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН: 1097847301661, адрес: 197198, Санкт-Петербург, ул. Маркина, д. 16б, лит. А; далее - МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО, Управление, заинтересованное лицо) от 29.09.2021 N 0202/160921/04483, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 14.03.2022 суд первой инстанции изменил постановление МРУ Росалкогольрегулирования по СЗФО N 0202/160921/04483 от 29.09.2021 в части назначения наказания, заменив штраф на предупреждение; возвратил Обществу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., перечисленную по платежному поручению N 5289 от 08.10.2021.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на отсутствие оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в результате анализа данных Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) за период с 01.01.2021 по 31.03.2021, проведенного на основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 06.08.2021 N 04-100 установлено, что ООО "Гатчинский спиртовой завод" ИНН 4719022184 осуществило поставку этилового спирта АО "НПП "Пирамида" в 1 квартале 2021 в объёме 10 дал.
В результате проведённого анализа информационного ресурса "База данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - База данных деклараций), установлено, что АО "НПП "Пирамида" не представило в форме электронного документа декларацию об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4 за 1 квартал 2021 в Базу данных деклараций в установленный срок (до 20.04.2021).
Декларация об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4 за 1 квартал 2021 АО "НПП "Пирамида" представлена в Базу данных деклараций в форме электронного документа 14.09.2021 в 14:16:35 (л.д.19-20).
АО "НПП "Пирамида" представлены объяснения от 16.09.2021 N 4525, в которых организация сообщает, что должностные лица ответственные за размещение отчетности об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2021 привлечены к дисциплинарной ответственности. Также Общество просило ограничиться устным замечанием.
Управление пришло к выводу, что АО "НПП "Пирамида" нарушены требования пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пунктов 6, 13 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций" (далее - Порядок N 396).
По данному факту должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении от 16.09.2021 N 0202/160921/04483.
Постановлением N 0202/160921/04483 от 29.09.2021 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления, просило признать совершенное правонарушение малозначительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается: искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 396, организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Союза, лица, осуществляющие закупку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), которые указаны в подпункте 12 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, лица, осуществляющие закупку спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению N 4 к Приказу N 396.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 396, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 396, декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи",
В соответствии с пунктом 15 Порядка N 396, декларации, за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 7 и 8 к Порядку, представляются организациями, индивидуальными предпринимателями, включая их обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Административным органом и судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается факт непредставления Обществом декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 4 за I квартал 2021 года в Базу данных декларация в установленный срок (до 20.04.2021), что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Совершенное организацией правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. При этом само по себе отсутствие вредных последствий не подтверждает отсутствие такого обязательного при применении статьи 2.9 КоАП РФ признака, как отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции также не установлено.
Апелляционным судом не установлено процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Назначенное заявителю административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб., отвечает целям административного наказания (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ), принципам справедливости, целесообразности и неотвратимости юридической ответственности.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Апелляционным судом установлено, что в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об акционерном обществе "Научно-производственное предприятие "Пирамида" (ОГРН: 1037821015814) отсутствуют.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ совокупность оснований для замены административного штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 14.03.2022 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. На основании указанной нормы государственная пошлина, оплаченная заявителем при подаче заявления в суд первой инстанции в размере 3000 руб., подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 марта 2022 года по делу N А56-94913/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить акционерному обществу "Научно-производственное предприятие "Пирамида" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., перечисленную по платежному поручению N 5289 от 08.10.2021.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94913/2021
Истец: АО "Научно-производственное предприятие "Пирамида"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу