г. Самара |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А55-17597/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - представителя Епифанова А.В.(доверенность от 27.09.2021),
от Общества с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" - представителя Полевы Е.А. (доверенность от 12.10.2021 N 198),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2022 года по делу N А55-17597/2020 (судья Лукин А.Г.),
по иску Публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Новоградсервис"
о взыскании 6 574 578,54 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" (далее - ответчик) о взыскании 136 931 043 руб. 34 коп. основного долга по договору теплоснабжения N 20470к от 01.04.2013 за период сентябрь 2019 года, ноябрь 2019 года - апрель 2020 года., а также 200 000,00 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 10.02.2022 суд принял изменение исковых требований, с учетом которого истец просил взыскать с ответчика 6 574 578,54 руб. задолженности по договору N 20470к от 01.04.2013 за период сентябрь 2019 года - апрель 2020 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2022 года по делу N А55-17597/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить частично.
Определением суда апелляционной инстанции от 24.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 20.04.2022.
В судебном заседании 20.04.2022 представителем ПАО "Т Плюс" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела обзора судебной практики к апелляционной жалобе с приложением правовой позиции; информационного расчета по методике день исходя из снижения платы от стоимости коммунальной услуги по ГВС (почасовые архивы) за сентябрь 2019 г.; приложения N 1.1 к расчету детализации, флеш-носителя.
Указанные документы и флеш-носитель, после представления истцом доказательств направления ответчику документов о приобщении которых он ходатайствует, ознакомления с ними ответчика и представления последним пояснений по ним, приобщены апелляционным судом к материалам дела в судебном заседании 18.05.2022.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ООО "Новоградсервис" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2022 года по делу N А55-17597/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Определением суда апелляционной инстанции от 20.04.2022 судебное разбирательство по делу было отложено на 18.05.2022.
От ответчика в суд поступили письменные пояснения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 18.05.2022 в судебном составе, рассматривающем настоящую апелляционную жалобу, произведена замена судьи Драгоценновой И.С. на судью Корастелева В.А.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представителем ПАО "Т Плюс" заявлено устное ходатайство об объявлении перерыва либо об отложении судебного разбирательства для получения информации по вопросу принятия иска к производству судом искового заявления, поданного ПАО "Т Плюс" в Арбитражный суд Самарской области 18.05.2022. Представил копию искового заявления. Представленный иск заявлен ПАО "Т Плюс" к ООО "Новоградсервис" об обязании провести работы по реконструкции системы горячего водоснабжения в жилых домах, эксплуатируемых ООО "Новоградсервис" путем установки системы циркуляции трубопроводов горячего водоснабжения. Полагает что указанный иск имеет связь с рассматриваемым настоящим делом и пояснил, что Обществом может быть в дальнейшем, при принятии указанного иска к производству суда, поставлен вопрос о приостановлении настоящего дела.
Рассмотрев указанное ходатайство в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Самарской области оставил его без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Исходя из норм статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, является правом, а не обязанностью суда.
Податель апелляционной жалобы не обосновал надлежащими доказательствами невозможность рассмотрения настоящего дела в данном судебном заседании.
Кроме того, доказательств принятия Арбитражным судом Самарской области к производству представленного иска, истцом не представлено, его связь с настоящим делом и невозможность рассмотрения настоящего дела в данном заседании суда, не подтверждена.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен Договор на снабжение тепловой энергией N 20470к от 01.04.2013, в соответствии с которыми Истец, как теплоснабжающая организация обязуется подавать Ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в т.ч. на нужды горячего водоснабжения, а Ответчик обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором. Цена, сроки и порядок оплаты определены сторонами разделом N 4 Договоров.
Во исполнение условий вышеуказанного договора Истец за период июнь 2020 подал Ответчику тепловую энергию и направил комплект платежных документов, подтверждающих отпуск тепловой энергии, в том числе счета-фактуры, расчетные ведомости и акты поданной - принятой тепловой энергии за каждый месяц спорного периода.
Теплоснабжающая организация оказало услуги по поставке тепловой энергии на общую сумму 312 378 723.22 рубля 22 копейки, в т. ч. НДС-20% - 52 063 120.54 рублей 54 копейки, что подтверждается следующими Актами поданной-принятой тепловой энергии:
Акт поданной-принятой тепловой энергии N 7600507312/7230 от 30.09.2019 года, на общую сумму 14 083 950,93 рублей 93 копейки, в т. ч. НДС-20% - 2 347 325,16 рублей 16 копеек;
Акт поданной-принятой тепловой энергии N 7600509062/7230 от 30.11.2019 года, на общую сумму 46 018109,63 рублей 63 копейки, в т. ч. НДС-20% - 7 659 684,94 рубля 94 копейки;
Акт поданной-принятой тепловой энергии N 7600510082/7230 от 31.12.2019 года, на общую сумму 54 281 440,80 рублей 80 копеек, в т. ч. НДС-20% - 9 046 906,79 рублей 79 копеек;
Акт поданной-принятой тепловой энергии N 7600500347/7230 от 31.01.2020 года, на общую сумму 54 006 870,80 рублей 80*опеёк, в т. ч. НДС-20% - 9 001 145,13 рублей 13 копеек;
Акт поданной-принятой тепловой энергии N 7600501456/7230 от 29.02.2020 года, на общую сумму 57 451 881,62 рубль 62 копейки, в т. ч. НДС-20% - 9 575 313,60 рублей 60 копеек;
Акт поданной-принятой тепловой энергии N 7600502514/7230 от 31.03.2020 года, на общую сумму 41 752 472,65 рубля 65 копеек, в т. ч. НДС-20% - 6 958 745,44 рублей 44 копейки;
Акт поданной-принятой тепловой энергии N 7600503531/7230 от 30.04.2020 года, на общую сумму 44 875 222,55 рубля 55 копеек, в т. ч. НДС-20% - 7 479 203,76 рубля 76 копеек.
В ходе производства по делу истец сделал коррекцию начислений до 312 017 430,12 рублей.
В свою очередь, по состоянию на 10 февраля 2022 года общий размер перечисленных истцу денежных средств в счет оплаты услуг по поставке тепловой энергии за период с 01 по 30 сентября 2019 года, а также с 01 ноября 2019 года п 30 апреля 2020 года составил 305 442 851.58 рубль 58 копеек, в т. ч. НДС-20% - 50 907 141.93 рубль 93 копейки.
Разница между выставленной ответчику стоимостью ресурса за рассматриваемый период и суммой оплаченного ресурса за рассматриваемый период составляет 6 574 578,54 рублей.
Истец уточнил исковые требования, снизив их до указанной суммы.
Ответчик в отношении указанной суммы заявил возражения. Поставку коммунального ресурса ответчик не оспаривает, но ответчик считает, что истец завысил объем и стоимость поставленного ресурса.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из содержания представленных Истцом в материалы дела актов поданной-принятой тепловой энергии, ПАО "Т Плюс" выставляет ООО "Новоградсервис" повышающий коэффициент на тепловую энергию (строка 1 акта) и теплоноситель (строка 3 акта), а именно:
за сентябрь 2019 года размер повышающего коэффициента на теплоэнергию составил 91 932,24 рубля 24 копейки, в т. ч. НДС-20% - 15 322,04 рубля 04 копейки, размер повышающего коэффициента на теплоноситель составил 1 203,40 рубля 40 копеек, в т. ч. НДС-20% - 200,58 рублей 58 копеек;
за ноябрь 2019 года размер повышающего коэффициента на теплоэнергию составил 132 286,49 рублей 49 копеек, в т. ч. НДС-20% - 22 047,76 рублей 76 копеек, размер повышающего коэффициента на теплоноситель составил 2 913,74 рублей 74 копейки, в т. ч. НДС-20% - 485,64 рублей 64 копейки;
за декабрь 2019 года размер повышающего коэффициента на теплоэнергию составил 197 855,20 рублей 20 копеек, в т. ч. НДС-20% - 32 975,87 рублей 87 копеек, размер повышающего коэффициента на теплоноситель составил 4 145,01 рублей 01 копейка, в т. ч. НДС-20% - 690,86 рублей 86 копеек;
за январь 2020 года размер повышающего коэффициента на теплоэнергию составил 226 761,70 рубль 70 копеек, в т. ч. НДС-20% - 37 793,62 рубля 62 копейки, размер повышающего коэффициента на теплоноситель составил 4 640,25 рублей 25 копеек, в т. ч. НДС-20% - 773,40 рубля 40 копеек;
за февраль 2020 года размер повышающего коэффициента на теплоэнергию составил 250 042,44 рубля 44 копейки, в т. ч. НДС-20% - 41 673,74 рубля 74 копейки, размер повышающего коэффициента на теплоноситель составил 4 949,38 рублей 38 копеек, в т. ч. НДС-20% - 824,92 рубля 92 копейки;
за март 2020 года размер повышающего коэффициента на теплоэнергию составил 239 222,78 рубля 78 копеек, в т. ч. НДС-20% - 39 870,47 рублей 47 копеек, размер повышающего коэффициента на теплоноситель составил 4 659,70 рублей 70 копеек, в т. ч. НДС-20% - 776,64 рублей 64 копейки;
за апрель 2020 года размер повышающего коэффициента на теплоэнергию составил 246 121,60 рубль 60 копеек, в т. ч. НДС-20% - 41 020,26 рублей 26 копеек, размер повышающего коэффициента на теплоноситель составил 4 764,36 рубля 36 копеек, в т. ч. НДС-20% - 794,08 рубля 08 копеек.
Общий размер начисленного повышающего коэффициента за спорный период (с 01 по 30 сентября 2019 года и с 01 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года) составил 1 410 904.29 (Один миллион четыреста десять тысяч девятьсот четыре) рубля 29 копеек, в том числе НДС-20% - 235150.72 рублей 72 копейки, включая повышающий коэффициент на теплоэнергию -1 384 222,45 рубля 45 копеек, в т. ч. НДС-20% - 230 703,75 рубля 75 копеек, а также повышающий коэффициент на теплоноситель -26 681,84 рубль 84 копейки, в т. ч. НДС-20% - 4 446,98 рублей 98 копеек.
Начисление повышающего коэффициента в размере 1,1 обуславливается ПАО "Т Плюс" отсутствием (не установкой, выводом из эксплуатации для поверки, выходом из строя, ремонтом) общедомовых (коллективных) приборов учета потребления коммунального ресурса в ряде многоквартирных домов, в которые осуществляется поставка Истцом тепловой энергии.
Применение повышающего коэффициента равного 1,1 к стоимости тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный соответствующим коллективным прибором учета, действительно установлено подпунктом "е" пункта 22 Правил заключения договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124.
Одним из обязательных условий применения данного пункта является наличие обязанности установки коллективного прибора учета поставляемого коммунального ресурса.
Такая обязанность установлена частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...".
Применение повышающего коэффициента связано со стимулированием ресурсоснабжающими организациями управляющих компаний для установки общедомовых приборов учета.
При этом в части 1 статьи 13 указано (в редакции (от 26.07.2019 года ФЗ N 241-ФЗ). действующей с 06 августа 2019 года), что требования статьи 13 в части организации учета используемых энергетических ресурсов (установление общедомовых приборов учета) не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту.
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Таким образом, начиная с августа 2019 года, для указанных объектов обязанность установки коллективных приборов учета, в том числе тепловой энергии, отсутствует, и. следовательно, отсутствует возможность для применения повышающего коэффициента за август 2019 года и все последующие расчетные периоды.
Объектами, подлежащими капитальному ремонту, являются все многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года N 707, капитальному ремонту подлежат все многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Новоградсервис", в отношении которых заключен договор теплоснабжения, в связи с чем данные дома освобождаются от обязанности устанавливать общедомовые (коллективные) приборы учета потребления коммунального ресурса.
Список данных домов опубликован на официальном сайте Регионального оператора Самарской области "Фонд капитального ремонта Самарской, области" и является общедоступной информацией, в том числе и для ПАО "Т Плюс".
В материалы дела представлена выписка из Постановления Правительства Самарской области N 707 от 29 ноября 2013 года "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", согласно которой все спорные дома, фигурирующие в настоящем деле включены в список домов, подлежащих капитальному ремонту.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 01 июня 2013 года размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что начисление повышающего коэффициента является неправомерным, противоречащим нормам действующего законодательства, в связи с чем вышеуказанные денежные средства оплате в пользу ПАО "Т Плюс" не подлежат.
Судом также отмечено, что данный вопрос, между сторонами уже возникал, и был предметом рассмотрения в рамках дел N А55-16404/2020, N А55-20550/2020. Решения по делам прошли уже стадию кассационного обжалования. Суд следовал правовому подходу, выработанному при рассмотрении указанных дел.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии и в порядке, предусмотренном правовыми актами и/или соглашением сторон.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные ст. 539-547 ГК РФ.
В частях 1,2 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" закреплено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования изложены в условиях Договор теплоснабжения N 20470к от 01.04.2013 года, заключенного между ПАО "Т Плюс" и ООО "Новоградсервис". Условиями данного Договора предусмотрено применение двухкомпонентного тарифа и показаний общедомовых приборов учета (далее ОДПУ). При этом обращаю внимание суда на то, что условия данного договора не признаны недействительными и соответствуют положениям действующего законодательства.
Установленные на объектах теплопотребления общедомовые приборы учета соответствуют требованиям законодательства и фиксируют все параметры, необходимые для правильного вычисления объемов потребленных ресурсов, в т. ч. тепловой энергии, потребляемой на нужны горячего водоснабжения.
Как видно из содержания представленного в материалы дела Акта поданной-принятой тепловой энергии за сентябрь 2019 года он был подписан со стороны Ответчика с разногласиями на общую сумму 3 571 095,46 рублей 46 копеек, в том числе НДС-20% - 595 182,58 рубля 58 копеек, а именно:
- Разногласия по Акту поданной-принятой тепловой энергии N 7600507312/7230 от 30.09.2019 года составили 3 571 095,46 рублей 46 копеек, в том числе НДС-20% - 595 182,58 рубля 58 копеек.
Данные разногласия возникли в связи с неверным определением ПАО "Т Плюс" количества поставленной тепловой энергии в период с 01 по 30 сентября 2019 года на общую сумму 2 966 611.60 (Два миллиона девятьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот одиннадцать) рублей 60 копеек, в т. ч. НДС-20% - 494 435.27 рублей 27 копеек, - ООО "Новоградсервис" не согласно, что ПАО "Т Плюс" в период с 01 по 30 сентября 2019 года осуществило поставку тепловой энергии на подогрев холодной воды на ГВС в количестве 7 113,667999 Гкал., на общую сумму 10 003 436.73 рублей 73 копейки, в т. ч. НДС-20% -1 667 239,46 рублей 46 копеек.
Как видно из содержания расчетных ведомостей ПАО "Т Плюс" производило начисление количества поставленной тепловой энергии не по показаниям общедомовых приборов учета, а на основании норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях, утвержденного Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 119 от 16.05.2017 года (0,068 Гкал на 1 куб. м. холодной воды). При этом в спорный период, согласно показаниям общедомовых приборов учета количество поставленной в адрес Ответчика тепловой энергии составила всего 5 368,7812 Гкал, на общую сумму 7 036 825.13 рублей 13 копеек, в т. ч. НДС-20% - 1 172 804,19 рубля 19 копеек.
Разница между показаниями приборов учета и начисленным ПАО "Т Плюс" нормативом составила 1 744,886811 Гкал. на общую сумму 2 966 611,60 рублей 60 копеек, в том числе НДС-20% - 494 435,27 рублей 27 копеек, в пользу ООО "Новоградсервис". Именно данные суммы и составили размер разногласий, указанных в акте за период с 01 по 30 сентября 2019 года.
Возражение ответчика о необоснованности применении норматива потребления в случаях, когда фактическое потребление (установленное согласно показаниям ОДПУ) меньше утвержденного норматива справедливо. В этом случае Теплоснабжающая организация не поставляло того количества тепловой энергии, за которое требует оплаты. ПАО "Т Плюс" не произвело никаких расходов для производства не поставленной в адрес Ответчика тепловой энергии. Фактически запрашиваемые денежные средства являются неосновательным обогащением Истца. Аналогичную позицию приняло и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Согласно разъяснениям, изложенным Министерством в своем письме исх. N 4275-АЧ/04 от 14.02.2017 года: "... в случав, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором включение указанных расходов в состав платы может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг. Для включения указанных расходов в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.".
Как обоснованно указал ответчик, в нарушение норм действующего законодательства, условий заключенного Договора и сложившейся судебной практике, за период с 01 по 30 сентября 2019 года ПАО "Т Плюс" производились начисления не фактически поставленному количеству тепловой энергии (установленному по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета), а по установленному нормативу. В результате не правомерного применения порядка расчета количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, по установленным нормативам Теплоснабжающая организации выставила Ответчику к оплате стоимость тепловой энергии, которую фактически не поставляла, на общую сумму 2 966 611,60 рублей 60 копеек, в том числе НДС-20% - 494 435.27 рублей 27 копеек.
Верховный Суд РФ в своем Определении от 20 января 2022 года N 301-ЭС21-26801 по делу N А43-31740/2020 указал, что плата за недоставленный коммунальный ресурс не подлежит взиманию и, следовательно, снижена быть не может. Недопустимо, произвольно не считаясь с установленными нормативами самостоятельно определять продолжительность перерыва в подаче коммунального ресурса при гарантированном возмещении затрат на его фактически поставленный объем. Такое толкование не обеспечивает баланс интересов конечных потребителей в лице управляющей организации и ресурсоснабжающей организации.
Учитывая изложенное, у ПАО "Т Плюс", при наличии на МКД ОДПУ и показаний ОДПУ ниже установленного норматива, отсутствуют правовые основания для расчета стоимости объема потребленной тепловой энергии на нужды ГВС исходя из норматива потреблении, поскольку такой объем должен определяться согласно показаниям общедомового прибора учета. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (ст. 539. 544 ГК РФ. п. 2 ст. 13. п. 9 ст. 15 Закона о теплоснабжении). Таким образом, не поставленное Теплоснабжающей организацией количество тепловой энергии оплате Абонентом не подлежит.
Правильность применения данной методики расчетов подтверждается и сложившейся судебной практикой по аналогичным спорам с участием тех же сторон (предыдущие периоды). Дела N А55-20550/2020 и N А55-24863/2020, уже прошедшие стадию кассационного обжалования.
Также ПАО "Т Плюс" в спорный период осуществляло поставку коммунального ресурса (тепловой энергии на нужды ГВС) ненадлежащего качества (существенно низкая температура горячей воды), в связи с чем, стоимость поставляемого Истцом коммунального ресурса должна быть уменьшена.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По настоящему делу услуги по поставке тепловой энергии в горячей воде оказывались Ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, отношения сторон по спорному договору регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила N 354).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пукту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период:
Pi = Vi х Т, где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по показаниям индивидуального прибора учета, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в жилом доме по показаниям индивидуального прибора учета за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) тепловой энергии, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 установлена формула для определения объем коммунального ресурса (за исключением объема сточных вод), поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 2 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации: Vд = Vn + Vсредн + VH + Vрасч + Vкр + V1 одн + V2 одн, где
Vn - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
Vсредн объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг;
VH - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг;
Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), исходя из расчетных объемов коммунального ресурса;
VKP - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
V1одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
V2одн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354).
Таким образом, подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 установлен порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого Ответчику в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
По настоящему делу между сторонами возникли разногласия относительно объема и стоимости потребленного коммунального ресурса, а также порядка снижения размера платы за предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Правилами N 354 установлены требования к коммунальной услуге горячее водоснабжение, одним из которых согласно Приложению N 1 является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается. В Приложении к Правилам N 354 установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00-00 час. до 05-00 час.) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5-00 час. до 00-00 час.) не более чем на 3 градуса.
При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно пункту 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Санитарноэпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09", действующее с 01.09.2009) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия. При этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора в дневное время составляет не более чем на 3 градуса.
Пунктом 1.2 данного нормативного акта определено, что указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 101 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за- каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пунктом 31 Правил N 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Согласно пункту 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг одним из требований к качеству горячего водоснабжения является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °С) и максимальным пределом (не выше 75 °С) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 года N АКПИ13-394 указано, что пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 в той мере, в которой он подлежит применению для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, действующему законодательству не противоречит.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 законодатель установил, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00-00 час. до 05-00 час.).не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5-00 час. до 00-00 час.) не более чем на 3 градуса.
Следовательно, для целей снижения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению минимальная температура горячей воды в местах водоразбора с учетом допустимых отклонений температуры горячей воды в точке разбора должна составлять 55°С в ночное время и 57°С в дневное время.
Температура горячей воды в местах водоразбора ниже этих значений, то есть, 54°С, 53°С и т.д. в ночное время и 56°С, 55°С и т.д. в дневное время, влечет снижение размера платы за коммунальную услугу в следующем порядке:
- за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что законодатель определил процент снижения, на который производится снижение платы, установив 0,1% за каждые 3 градуса от Допустимых отклонений, то есть каждый градус от допустимых отклонений в пределах трех будет влечь снижение платы на 0,1%, за каждые последующие 3 градуса от допустимых отклонений процент снижения увеличивается и составит 0,2% и т.д.
Иной процент снижения (дробный, то есть путем деления 0,1% на 3) действующим законодательством не предусмотрен.
ООО "Новоградсервис" представлен расчет снижения платы при предоставлении в спорном периоде услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества исходя из стоимости услуги за день с применением процента снижения из расчета на 0,1% за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры, согласно которому размер снижения платы за исковой период по спорным многоквартирным домам составил 2197 062.65 (Два миллиона сто девяносто семь тысяч шестьдесят два) рубля 65 копеек, в том числе НДС-20% 366177.11 рублей 11 копеек.
В материалы дела Истцом был предоставлен альтернативный расчет снижения платы (стоимости) коммунального ресурса ненадлежащего качества поставляемого ПАО "Т Плюс" в спорные многоквартирные дома за сентябрь 2019 года.
Суд правильно признал обоснованным расчет, представленный ответчиком, по следующим основаниям:
- снижение предлагается ПАО "Т Плюс" не от платы за услугу (горячее водоснабжение), как предусмотрено Правилами N 354, а от стоимости только одного из ее компонентов (тепловая энергия), а это не правомерно;
- снижение предлагается не от платы за расчетный период (месяц), как предусмотрено и Правилами N 354, и договором, а от платы за день (чего нет в Правилах и договоре, в том числе потому, что невозможно определить объем потребления за день в отсутствие прибора учета по суточного);
- температура горячей воды взята среднесуточная в логике расчета ПАО "Т Плюс" без учета температуры за конкретный час и только в те часы, в которых имеется превышающее допустимое отклонение.
Как обоснованно указал ответчик в отзыве, при ненадлежащем характере оказанной услуги, подавая весь месяц некачественный коммунальный ресурс поставщик практически не производит снижение платы, что лишает его какого-либо экономического смысла выдерживать его качество, а управляющую организацию возможности оказать потребителям качественную услугу.
Из материалов дела следует, в том числе согласно представленным расчетам, что температура горячей воды не соответствовала установленному нормативу в каждый день спорного месяца (согласно почасовым архивам от одного до десяти раз).
Предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителю должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1 (подпункт "в" пункта 3 Правил N 354).
В подпункте "д" пункта 22 Правил N 124 предусмотрено, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354.
Пунктом 101 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам.
При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил.
Согласно пункту 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Аналогичные условия изложены в Договоре теплоснабжения N 20470к от 01 апреля 2013 года, заключенном между ПАО "Т Плюс" и ООО "Новоградсервис".
Все расчетные документы по Договору теплоснабжения представляются ПАО "Т Плюс" за расчетный период - месяц, как и предусмотрено договором, а не за иной период.
31 июля 2020 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ выпустило письмо с разъяснениями о порядке применения методики снижения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества (письмо исх. N 23832-ОГ/04 от 31 июля 2020 года).
Согласно разъяснениям, данным правительством РФ в данном письме: "...В соответствии с пунктом 37 Правил N 354 расчетным периодом будет являться календарный месяц. Таким образом, размер платы за коммунальную услугу, рассчитанный за календарный месяц, за каждые 3 °С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды снижается на 0.1 процента за каждый час отступления от допустимых отклонений.".
Довод истца, что при расчетах ответчик пользовался неустановленными данными о температуре теплоносителя, необоснован. И истец и ответчик оперировали данными с одного прибора учета, разница возникла исключительно из применения различного подхода при расчете стоимости качественно оказанной услуги.
При отсутствии поставки ресурса сверх допустимой продолжительности снижается плата за горячую воду за расчетный период, который в силу пункта 37 Правил N 354 равен одному календарному месяцу, поскольку уменьшению подлежит плата за объем поставленного коммунального ресурса.
В пункте 4 приложения 1 к Правилам N 354 указано на допустимую продолжительность перерыва подачи воды при бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении в количестве 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, что также свидетельствует о применении указанного в этом пункте суммарного процента снижения к месячной плате.
Иное толкование пунктов 99, 100, 101, 102 Правил N 354 приводит к освобождению ресурсоснабжающей организации, являющейся профессиональным участником спорных правоотношений, от установленной Правилами N 124 и 354 обязанности по бесперебойному круглосуточному снабжению многоквартирных жилых домов коммунальным ресурсом надлежащего качества с учетом допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, установленной в Правилах N 354, и лишает смысла порядок снижения платы при превышения ресурсоснабжающей организацией допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, установленный в пункте 4 приложения 1 к Правилам N 354.
В Правилах N 354 закреплена гарантия права потребителей на бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение. Этому праву корреспондирует соответствующая обязанность ресурсоснабжающей организации. Следовательно, является справедливым и соответствует балансу интересов сторон освобождение потребителей от оплаты горячей воды за незначительный период, когда она подавалась в расчетном месяце, при существенном нарушении ресурсоснабжающей организацией допустимого законом перерыва подачи горячей воды.
Суд не может не учесть, что данный расчет стоимости некачественно оказанной услуги ответчика был реализован ответчиком за предыдущие расчетные периоды, и уже был предметом разногласий между сторонами. В рамках дела N А55-20550/2020, данный метод был поддержан судом, и суд кассационной инстанции, рассмотрев жалобу истца в Постановлении от 31.01.2022, не нашел оснований для отмены судебного акта, хотя правильность расчета была предметом кассационной жалобы. Примененный ответчиком подход также находит отражение в иной судебной практике (Постановление АС Волго-Вятского округа по делу N А43-31740/2020 от 01 октября 2021 года, основания для пересмотра которого не нашел ВС РФ Определением N 301-ЭС21-26801 от 22.01.2022
Также ПАО "Т Плюс" в свои письменных пояснениях указывает на необходимость уменьшения платы только по тепловой энергии, а не за весь коммунальный ресурс целиком (тепловая энергия и теплоноситель). Данные доводы не соответствуют нормам действующего законодательства.
В данном случае ПАО "Т Плюс" также применяет неверную методику расчетов снижения платы за поставляемый коммунальный ресурс, а именно: снижение предлагается ПАО "Т Плюс" не от платы за услугу (горячее водоснабжение), как предусмотрено Правилами N 354, а от стоимости только одного из ее компонентов (тепловая энергия).
Пунктом 101 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам.
Таким образом, действующим законодательством, а также сложившейся судебной практикой предусмотрена возможность снижения платы за некачественную поставку именно коммунальной услуги в целом, в нашем случае коммунальной услуги по горячему водоснабжению (тепловая энергия плюс теплоноситель), а не одного из ее компонентов,
Размер снижения платы за некачественную коммунальную услугу также предусмотрен Правилами N 354 (Приложение N 1 и Приложение N 2 к Правилам), по формулам которым ответчик проводил свой расчет.
В отношении доводов Истца о снижении размера платы за поставку коммунального ресурса ненадлежащего качества вплоть до 100%. Согласно пункту 98 Правил N 354 "при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги".
Т.е. размер снижения платы не может быть более 100%, но может быть равным 100%. Горячая вода, температура которой не соответствует нормативным параметрам качества на протяжении длительного периода, не должна оплачиваться по принципу ее себестоимости, поскольку услуга не была предоставлена.
Согласно СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С. Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (пункты 2.3 и 2.4).
Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °С) и максимальным пределом (не выше 75 °С) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Материалами дела подтверждается факт постоянного (ежедневного) несоответствия температуры горячей воды установленным нормативам, а также факт существенного снижения температуры (ниже 30 градусов Цельсия), в результате чего полностью потеряны потребительские свойства данного коммунального ресурса (ГВС).
Необоснованной является позиция ПАО "Т Плюс" о двойном наказании ресурсоснабжающей организации за поставку горячей воды ненадлежащего качества, в случае применения показаний общедомовых приборов учета и понижающего коэффициента.
Как видно из материалов дела в случае применения показаний общедомовых приборов учета Ответчик снижает количество поставленной тепловой энергии до фактически полученной, а в последующем, применяя понижающие коэффициенты, ООО "Новоградсервис" уменьшает стоимость фактически полученной тепловой энергии в зависимости от количества случаев нарушения теплового режима.
Необоснованной является ссылка ПАО "Т Плюс" на акт о месячном отпуске тепловой энергии за сентябрь 2019 года, лодписанный между НкТЭЦ-1 и ТУ по теплоснабжению в г. Новокуйбышевске (структурные подразделения ПАО "Т Плюс"). Согласно данному акту, температура поставляемой в спорный период горячей воды соответствует установленному нормативу. Данный акт подтверждает температуру горячей воды на выходе из ТЭЦ при поступлении ее в магистральные сети ПАО "Т Плюс". Расстояние от НкТЭЦ-1 до многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Новоградсервис" составляет от 12 до 17 километров, и как уже было сказано выше (и не отрицается Истцом) горячая вода поступает в МКД не надлежащего качества (холодная). Таким образом, потеря температуры ГВС происходит именно в магистральных сетях ПАО "Т Плюс", в результате ненадлежащего исполнения Истцом своих договорных обязательств.
Суд также учел, что указанные судом подходы к расчету, уже были предметом рассмотрения в рамках дел А55-20550/2020, N А55-24863/2020, где рассматривалось взыскание задолженности за предыдущие периоды, Постановлениями от 31.01.2022 по указанным делам суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для корректировки расчетов ответчика, поддержанных судами первой инстанции.
Таким образом, общий размер денежных средств (размер заявленных разногласий) не подлежащих, оплате в период с 01 2019 года по 30 апреля 2020 года составил 6 574 578.54 (Шесть миллионов пятьсот семьдесят четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь) рублей 54 копейки, в том числе НДС-20% - 1 095 763.09 рубля 09 копеек, в том числе:
- 1 410 904,29 (Один миллион четыреста десять тысяч девятьсот четыре) рубля 29 копеек, в том числе НДС-20% - 235 150,72 рублей 72 копейки - общий размер повышающего коэффициента, неправомерно начисленного ПАО "Т Плюс" за спорный период (с 01 по 30 сентября 2019 года и с 01 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года);
- 2 966 611,60 (Два миллиона девятьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот одиннадцать) рублей 60 копеек, в т. ч. НДС-20% - 494 435,27 рублей 27 копеек - стоимость не поставленного коммунального ресурса (тепловой энергии в ГВС) за спорный период (с 01 по 30 сентября 2019 года), в результате неверного определения ПАО "Т Плюс" количества поставленной тепловой энергии (незаконное применение норматива на подогрев воды);
- 2 197 062,65 (Два миллиона сто девяносто семь тысяч шестьдесят два) рубля 65 копеек, в том числе НДС-20% - 366177,11 рублей 11 копеек - общий размер платы, подлежащий уменьшению, в связи с поставкой ПАО "Т Плюс" коммунального ресурса (тепловой энергии в ГВС) за спорный период (с 01 по 30 сентября 2019 года) не надлежащего качества.
В остальной части выставленный истцом для оплаты ресурс ответчик оплатил.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Ссылки подателя жалобы на неверность расчета ответчика и необходимость учета расчета истца, представленного в суд апелляционной инстанции, апелляционным судом отклоняются, поскольку приведены без учета обстоятельств, установленных в рамках дел N А55-20550/2020, N А55-24863/2020, где правильность расчета была предметом оценки суда кассационной инстанции, а также не опровергают письменных пояснений ответчика от 16.05.2022 года, представленных последним в отношении альтернативного расчета истца. Предложенная ресурсоснабжающей организацией методика снижения размера платы за некачественный ресурс противоречит нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике и фактически направлена на освобождение от ответственности за поставку некачественного энергоресурса, что не соответствует целям правового регулирования рассматриваемых отношений.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - истца по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2022 года по делу N А55-17597/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17597/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "Новоградсервис"
Третье лицо: ООО "Энергосбыт Плюс"