город Томск |
|
26 мая 2022 г. |
ДелоN А45-28564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронецкой В.А., помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Пансионат "Былина" (N 07АП-2078/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2022 по делу N А45-28564/2021 (судья Петрова Ю.А..) по заявлению акционерного общества "Пансионат "Былина" (ИНН 5445101362), г. Бердск к Администрации города Бердска (ИНН 5445113914), г. Бердск о признании незаконным решения от 26.08.2021 N4022-05/01-18 об отказе в заключении договора аренды, об обязании устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Долгополов В.Ю. по доверенности от 08.11.2021 (онлайн-заседание);
от ответчика - Ковтун О.А. по доверенности от 30.08.2021; Черемнова О.А. по доверенности от 13.01.2022 (онлайн-заседание).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Пансионат "Былина" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации города Бердска (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 26.08.2021 N 4022-05/01-18 об отказе в заключении договора аренды земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером 54:32:010075:467, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в районе Речкуновской базы отдыха, 6, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения в установленном законом порядке действий по предоставлению в аренду земельного участка без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, акционерное общество "Пансионат "Былина" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование к отмене судебного акта истец ссылается на то, что судом необоснованно и при отсутствии доказательств земельный участок с кадастровым номером 54:32:010075:467 отнесён к категории земель общего пользования.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оспариваемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на обоснованность выводов суда первой инстанции.
После отложения судебного заседания от Администрации города Бердска поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, в котором ответчик отметил, что заявитель имеет право обратиться в Администрацию с заявлением об исключении испрашиваемого земельного участка из состава городских лесов при условии замещения площади исключаемого участка другим лесным участком, находящимся в собственности АО "Пансионат "Былина" со схожими таксационными характеристиками для исполнения требований ч.3 ст.116 ЛК РФ.
В возражениях на отзыв истец указывает на то, что в связи с тем, что на спорном участке располагается объект недвижимости Заявителя, права на который возникли до 01.01.2016, заявитель считает возможным применения норм Лесного кодекса Российской Федерации для исключения спорного участка из состава земель лесного фонда и устранения, таким образом, препятствий в законном использовании Заявителем спорного земельного участка, и заключения договора аренды в отношении него.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, дополнительных объяснений, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.03.2008 между Муниципальным образованием г. Бердска Новосибирской области и ЗАО "Пансионат "Былина" заключен договор аренды земельного участка N 177-д, по условиям которого заявителю передан в аренду земельный участок, кадастровый номер 54:32:010075:0041, площадью 16 000 кв. м., расположенный по адресу: г. Бердск, в районе Речкуновской зоны отдыха, 6, окончание действия договора 27.02.2018.
18.11.2013 за обществом зарегистрировано право собственности на здание нежилое, площадью 305, 6 кв. м., этажность: 3, подземная этажность: 1, адрес (местоположение): Новосибирская область, г. Бердск, территория Речкуновская зона отдыха, д. 6/11, кадастровый номер 54:32:010075:188, ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
15.04.2015 ЗАО "Пансионат "Былина" было преобразовано в АО "Пансионат "Былина".
В связи с истечением срока договора аренды 02.08.2021 общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося под зданием в аренду.
Письмом от 26.08.2021 N 4022-05/01-18 Администрацией города Бердска отказано в заключении договора аренды, поскольку нахождение на лесном участке нежилого здания спального корпуса, принадлежащего на праве собственности, не может являться основанием для заключения договора аренды такого лесного участка без проведения торгов по основаниям, указанным в пункте 4 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, так как в городских лесах нахождение объекта капитального строительства, не являющегося гидротехническим сооружением, запрещено действующим лесным законодательством.
Заявитель, не согласившись с оспариваемым отказом, полагая, что он является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу верный судебный акт.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, Законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 73.1 ЛK РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Статьей 102 ЛК РФ в редакции на дату выдачи разрешения на строительство АО "Пансионат "Былина" 12.04.2010 с учетом особенностей правового режима защитных лесов определены отдельные категории таких лесов. Так, к категории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов отнесены, в частности зеленые зоны (п. "в"), лесопарковые зоны (п. "в.1") и городские леса (подпункт "г").
При этом, в соответствии с со ст. 104, ч.3 ст. 105 ЛК РФ в редакции, действовавшей на дату выдачи разрешения на строительство, запрет на размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп и гидротехнических сооружений, был установлен только в отношении зеленых зон и лесопарков. В отношении городских лесов на указанную дату отсутствовал запрет на размещение на их территории объектов капитального строительства.
Часть 5.1 ст. 105 ЛК предусматривающая, что в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Запрет на размещение в лесах, расположенных в водоохранных зонах, объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 137-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
До 01.01.2022 установление границ лесничеств и лесопарков, отнесение лесов к защитным лесам, установление и изменение их границ осуществлялось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства (статьи 81, 110 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 N 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой установлены правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
По решению Бердского городского суда от 18.09.2007 земельные участки, занятые городскими лесами по материалам лесоустройства городских лесов г.Бердска 2001-2003 года, должны быть поставлены на государственный кадастровый учет.
В 2015 году администрацией города Бердска было принято решение об организации Бердского муниципального лесничества и соответствующие документы направлены в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 77 от 09.03.2016 году установлены границы Бердского муниципального лесничества Новосибирской области площадью 1902,1 га.
Основанием для установления границ Бердского муниципального лесничество послужили материалы лесоустройства, веденные в действие постановлением администрации города Бердска от 13.02.2015 N 557 "О введении в действие материалов таксации городских лесов, поставленных на кадастровый учет по г.Бердску Новосибирской области".
Согласно таксационным описаниям городских лесов города Бердска, составленным ЗАО "Сибирский центр по проектированию лесохозяйственных и строительных объектов" по результатам выполнения Лесоустроительных работ по участкам городских лесов, поставленных на кадастровый учет по г.Бердску Новосибирской области, городские леса, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 54:32:010075:41, относятся к 16, 28 выделам 14 лесного квартала городских лесов города Бердска.
В соответствии с ч.1 ст.71 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Однако Истец просит заключить договор аренды для целей, не указанных в статье 25 ЛК РФ.
В ситуации, когда испрашиваемый заявителем земельный участок входил в границу городских лесов, а полномочиями по вопросу о пересмотре границ лесных участок Администрация города Бердска не обладала, ею при рассмотрении заявления АО "Пансионат "Былина" не могло быть принято решение о заключении договора аренды такого участка.
Апелляционный суд считает, что поскольку объект капительного строительства был возведен на законном основании, с соблюдением установленных требований и введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, что имело место до изменения границ лесного участка и до установления запрета в отношении использования городских лесов, заявитель имеет право требовать предоставления на праве аренды земельного участка для эксплуатации здания пансионата в том размере, который обоснованно необходим для этих целей. Однако, такое предоставление может состояться в ситуации пересмотра границ лесного участка.
Такой пересмотр может осуществляться в инициативном порядке путем обращения в уполномоченный орган. Ранее Адмиинстрация города Бердска таким органом не являлась, но является им в настоящее время, в связи с чем истец имеет право обратиться в Администрацию города Бердска с заявлением об исключении земельного участка (площади, необходимой для эксплуатации здания, определенной в соблюдением соответствующих норм и правил) из состава городских лесов либо избрать иной способ защиты прав путем подачи искового заявления об исключении указанного лесного участка из состава земель Бердского муниципального лесничества.
Указанные апеллянтом нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" о том, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи, вопреки доводам заявителя, подлежат применению при рассмотрении вопроса об исключении соответствующего таким требованиям земельного участка из границ лесопаркового пояса. Однако, указанные нормы, как и установленный приоритет сведений ЕГРН, на который ссылается заявитель, не предполагают возможность предоставить на праве аренды для эксплуатации объекта недвижимости участок, относящийся к городским лесам, до разрешения вопроса о его исключении из состава городских лесов.
Учитывая изложенное, оснований для отмены верного по существу решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.01.2022 по делу N А45-28564/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Пансионат "Былина" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-28564/2021
Истец: АО "ПАНСИОНАТ "БЫЛИНА"
Ответчик: Администрация Города Бердска
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд