г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2022 г. |
Дело N А21-7871/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,
при участии:
от заявителя: Калинина А.А. по доверенности от 21.09.2021 (онлайн);
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10028/2022) Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022 по делу N А21-7871/2021, принятое
по заявлению акционерного общества "Оборонэнерго"
к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
об оспаривании постановления и предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене постановления Северо-западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ответчик, административный орган, Управление) от 15.07.2021 по делу об административном правонарушении N 06/0-17/ЮЛ, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., а также о признании недействительным предписания от 30.06.2021 N 16/6тр.
Решением от 10.03.2022 суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, а также признал недействительным предписание от 30.06.2021 N 16/6тр.
Кроме того, судом в порядке правопреемства произведена замена ответчика - Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии на правопреемника - Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому урегулированию и метрологии.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управлением подана апелляционная жалоба, в которой оно просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы в действиях ответчика имеется состав правонарушения, поскольку действующим законодательством на лица, осуществляющие деятельность в области электроэнергетики, возложена обязанность по получению соответствующего сертификата соответствия. Следовательно, по мнению Управления, постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и предписание о предоставлении сертификата соответствия на поставляемую электрическую энергию являются законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по итогам плановой документарной выездной проверки акционерного общества "Оборонэнерго" (филиал Калининградский) с учетом представления обществом сертификата соответствия РОСС КТ.1АА29.ВОО033 с истекшем сроком действия, и, полагая, что общество как сетевая организация должно иметь сертификат на электроэнергию, передаваемую по принадлежащим ей сетям, административный орган вынес предписание N 16/6тр по факту нарушений, отраженных в акте проверки от 30.06.2021 г. N 16/6 (далее - Предписание), которым обязал Общество в срок до 30.08.201г. устранить нарушение, предоставив сертификат соответствия на поставляемую электрическую энергию.
По факту выявленного правонарушения в отношении Общества 08.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 06-15/2-07, нарушение квалифицировано по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
15.07.2021 г. Северо-западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии вынесло постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Оборонэнерго" к административной ответственности согласно вышеуказанной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, а выданное предписание недействительным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, сделав вывод об отсутствии у Общества обязанности по оформлению сертификата на электрическую энергию
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1 и 20.4 настоящего кодекса, влечет административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Пунктом 1 статьи 38 этого закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, в соответствии с пунктом 7 которых субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации (пункт 3 статьи 20 Закона N 184-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Пунктом 2 названной статьи оговорено, что форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу Федерального закона N 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, предупреждением действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечением энергетической эффективности и ресурсосбережения подлежат обязательному исполнению.
Согласно разделу 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Значения показателя качества электроэнергии приведены в пунктах 4.2.1 и 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, являющегося нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к показателям качества и безопасности электрической энергии, и на предмет соответствия которому проводится обязательная сертификация указанной продукции. Требования настоящего стандарта применяются во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
Процедура и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии установлены ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии" (далее ГОСТ Р 58289-2018) утвержден и введен в действие с 01.02.2019 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 N 1038-ст.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 58289-2018 электрическая сеть общего назначения: совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для электроснабжения бытовых, промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов (приемников электрической энергии).
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 58289-2018 заявитель - юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия и получает сертификат соответствия. Заявителем является сетевая организация.
Определение сетевой организации приведено в пункте 3.13 ГОСТ Р 58289-2018: сетевая организация - организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и не входящих в единую национальную электрическую сеть.
Согласно пункту 3.15 ГОСТ Р 58289-2018 изготовитель - юридическое лицо (сетевая организация), передающее электрическую энергию потребителям в точках поставки.
На основании вышеприведенных положений административным органом сделан вывод о том, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса. Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, обеспечивающие передачу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов. Поскольку электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации, то субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, является лицо, участвующее в электроснабжении потребителей, в том числе сетевая организация.
Вместе с тем, из логического и системного толкования пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, пунктов 3.13, 3.15 ГОСТ Р 58289-2018 следует, что обязанность по сертификации электрической энергии возлагается не на любую сетевую организацию, владеющую на праве собственности или на ином установленном законами основании объектами электросетевого хозяйства, но в обязательно порядке оказывающую услуги по передаче электрической энергии, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам.
Общество, как следует из его пояснений и не опровергнуто административным органом, является смежной сетевой организацией, предоставляющей услуги по передаче электрической энергии по своим сетям АО "Янтарьэнерго" на основании договора N 16/13 от 12.02.2013.
В оспариваемом постановлении СЗМТУ Росстандарта установило, что Обществом в точках поставки поставляется электрическая услуга гражданам. Однако, данное обстоятельство не было в полной мере исследовано Управлением, не опровергнуты доводы заявителя об отсутствии каких-либо договоров поставки электрической энергии населению (потребителям) и юридическим лицам.
Вместе с тем, обязанность по сертификации электрической энергии в точках поставки возлагается в силу вышеприведенных правил на сетевую организацию, поставляющую электрическую энергию потребителям.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии у АО "Оборонэнерго" обязанности по сертификации электрической энергии, в связи с чем суд обоснованно признал незаконным оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а также признал недействительным предписание, обязывающее заявителя оформить соответствующий сертификат.
На основании изложенного, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 марта 2022 года по делу N А21-7871/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7871/2021
Истец: АО "Оборонэнерго"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (СЗМТУ Росстандарта), Центральное межрегиональное территориальное управление