г. Киров |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А28-15249/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Смирновой И.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Паритет""
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2022 по делу N А28-15249/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Паритет"" (ИНН: 4345380329, ОГРН: 1144345004902)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Паритет"" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Паритет"") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, ГЖИ Кировской области) о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2021 N 1352 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2022 к требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление отменено ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
ООО "УК "Паритет"" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2022 по делу N А28-15249/2021, отменить постановление ГЖИ Кировской области от 26.10.2021 N 1352 в связи с отсутствием состава правонарушения.
По мнению заявителя жалобы, размещение внешних блоков кондиционеров на фасаде многоквартирного дома для кондиционирования помещений одного из собственников не указывает на нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома. Объективных доказательств того, что размещение внешних блоков кондиционеров на фасаде многоквартирного дома нарушает права и законные интересы собственников помещений данного многоквартирного дома в материалы настоящего дела не представлено. Общество отмечает факт того, что действующим законодательством не установлено необходимости принятия решения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу установки одним из собственников помещения многоквартирного дома кондиционера на своей части общего имущества дома.
Подробно доводы ООО "УК "Паритет"" изложены в апелляционной жалобе.
ГЖИ Кировской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.04.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.04.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, на основании приказа ГЖИ Кировской области от 25.08.2021 N 3544/2021 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "УК "Паритет"" в рамках осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Киров, ул. Ленина, д. 191 (далее - МКД N 191) на основании лицензии 01.08.2020.
В ходе проведения проверки сотрудником Инспекции выявлено нарушение требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "б", "г", "е" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно, наличие на ограждающих конструкциях встроенно-пристроенного помещения МКД N 191 наружных блоков системы кондиционирования нежилого помещения с главного фасада.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.09.2021 N 54/3544/21 с приложением фотоматериала.
17.09.2021 Инспекцией составлен протокол N 54/3544/21 об административном правонарушении, которым указанное выше нарушение квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом в рамках электронного взаимодействия.
26.10.2021 заместитель начальника ГЖИ Кировской области, рассмотрев дело об административном правонарушении в присутствии законного представителя общества, представившего письменные пояснения на протокол, вынес постановление N 1352, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Полагая, что постановление является незаконным и подлежит отмене, ООО "УК "Паритет"" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вмененного Обществу административного правонарушения, однако посчитав возможным квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, отменил постановление ГЖИ Кировской области от 26.10.2021 N 1352.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием), нарушающим лицензионные требования при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N1110).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (статьи 161, 162 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме регулируются Правилами N 491.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (подпункты "а", "б", "г", "е").
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами N 170.
Пунктом 1.1 Правил N 170 определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 3.5.8 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением, в том числе, крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
Пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). В силу положений пункта 4 указанной статьи ЖК РФ объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, и только при условии, что это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В силу пункта 3.1.11 договора управления МКД от 01.05.2020 ООО "УК "Паритет"" приняло на себя обязанность не допускать использования общего имущества собственников помещений МКД без соответствующих решений общего собрания собственников, принимать меры в случае использования помещений не по назначению.
Согласно пункту 3.3.8 договора управления МКД от 01.05.2020 собственники обязаны обеспечивать сохранность общего имущества, не выполнять на общем имуществе работы и/или не совершать иные действия, приводящие к его порче, а также не выполнять работы и/или не совершать действия на имуществе собственника, не относящемся к общему имуществу, если такие действия могут причинить ущерб общему имуществу либо имуществу иных собственников.
Таким образом, размещение на фасаде здания многоквартирного дома внешних блоков кондиционеров, без получения согласия на это от общего собрания собственников помещений в МКД является неправомерным и само по себе, в силу обозначенных выше нормативных положений, предполагающих исключительное право собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение общим имуществом такого дома, нарушает соответствующие права и законные интересы указанных лиц, в связи с чем доводы ООО "УК "Паритет"" об обратном отклоняются апелляционным судом.
Из акта проверки ГЖИ от 13.09.2021 и приложенных к нему фотоматериалов следует, что при осмотре сотрудником Инспекции МКД N 191 выявлено наличие на ограждающих конструкциях встроенно-пристроенного помещения данного МКД наружных блоков системы кондиционирования нежилого помещения с главного фасада. Документов, свидетельствующих о согласовании собственниками помещений МКД N 191 порядка использования общего имущества дома в связи с размещением данных объектов Обществом не представлено.
Оспариваемым постановлением Инспекции Обществу вменено в вину ненадлежащее исполнения обязанностей по содержанию общего имущества МКД N 191, выразившееся в нарушении требований пункта 10 Правил N 491, пункта 3.5.8 Правил N 170, которое является нарушением лицензионных требований.
Доводы Общества о том, что закон не обязывает управляющую компанию по своей инициативе осуществлять представительство интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома, предъявлять требования, в том числе, по вопросу пользования общим имуществом многоквартирного дома, подлежит отклонению апелляционным судом, так как обязанность организации, с которой собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления многоквартирным домом, по обеспечению надлежащего содержания и использования общего имущества соответствующего дома и недопущению неправомерного использования частей дома, прямо установлена приведенными выше положениями действующего законодательства.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что заявителем при осуществлении управления МКД N 191 допущено нарушение лицензионных требований, указанных в оспариваемом постановлении ГЖИ Кировской области от 26.10.2021 N 1352, образующих событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Общества не свидетельствуют об отсутствии в его действиях (бездействии) события вмененного ему административного правонарушения, основаны неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае в деле не имеется достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему и своевременному исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2022 по делу N А28-15249/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "УК "Паритет"" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.03.2022 по делу N А28-15249/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Паритет"" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15249/2021
Истец: ООО "Управляющая компания Паритет"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области