город Чита |
|
03 июня 2022 г. |
Дело N А58-9034/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Венедиктовой Е.А., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2021 года по делу N А58- 9034/2020 по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)" (ИНН 1414010710, ОГРН 1041400598766) к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Монолит" (ИНН 3811159887, ОГРН 1123850015409) о взыскании 1 345 246,68 рублей пени и штрафа по муниципальному контракту N 71 от 28.08.2018,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (ИНН 1414008535, ОГРН 1021400691212),
при участии в судебном заседании:
от ответчика: директор Истоминой Т.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - истец, МКУ КИО Ленского района) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Монолит" (далее - ООО СК Монолит), в котором просит взыскать с ответчика: - пеню за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту N 71 от 28.08.2018 в размере 491 842,86 руб. за период с 29.08.2019 по 09.12.2020; - штраф за неисполнение обязательств по муниципальному контракту N 71 от 28.08.2018 в размере 853 403,82 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на ошибочное толкование судом первой инстанции условий контракта, необоснованность выводов относительно неисполнения заказчиком встречных обязательств.
В отзыве ответчик, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.02.2022, 30.03.2022, 28.04.2022.
Представитель ответчика в судебном заседании дал пояснения, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав представителей сторон в судебных заседаниях, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 71 от 28.08.2018 на выполнение работ по реконструкции здания аптеки под Государственное казенное учреждения Республики Саха (Якутия) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" для нужд муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1.1 договора предметом контракта является выполнение работ по реконструкции здания аптеки под Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Цена контракта 17 068 076,39 руб. (п.3.1 договора).
Дополнительным соглашением N 3 от 01.08.2019 стороны на основании пункта "в" части 3 Федерального закона от 03.08.2018 NФЗ-303 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" и части 54 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ в связи с изменением ставки НДС увеличили цену контракта на 264 429,31 руб.
В пункте 4.1 договора указан срок выполнения работ: начало - первый рабочий день, следующий за днем подписания контракта, окончание - завершение всего комплекса работ, предусмотренного контрактом - 28.08.2019.
Подрядчиком выполнены и сданы, а заказчиком приняты работы согласно следующим документам:
- справка о стоимости выполненных работ N 1 от 26.10.2018 на сумму 1 466 753,70 руб., акты о приемке выполненных работ N 2 от 26.10.2018 на сумму 1 189 350,14 руб., акт о приемке выполненных работ N 3 от 26.10.2018
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 02.08.2019, акт о приемке выполненных работ N 1 от 02.08.2019 на сумму 1 331 086,26 руб.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 02.08.2019, акт о приемке выполненных работ N 2 от 02.08.2019 на сумму 291 434,82 руб.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 05.08.2019, акт о приемке выполненных работ N 3 от 05.08.2019 на сумму 83 512 руб.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 14.08.2019, акт о приемке выполненных работ N 5 от 14.08.2019 на сумму 1 431 353,78 руб.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 14.08.2019, акт о приемке выполненных работ N 6 от 14.08.2019 на сумму 402 092,66 руб.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 7 от 22.08.2019, акт о приемке выполненных работ N 7 от 22.08.2019 на сумму 508 800,82 руб.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 8 от 11.10.2019, акт о приемке выполненных работ N 8 от 10.10.2019 на сумму 1 296 172,10 руб.;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат N 9 от 01.04.2020, акт о приемке выполненных работ N 9 от 01.04.2020 на сумму 7 471 127,57 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 10 от 01.04.2020 на сумму 234 432,78 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 11 от 01.04.2020 на сумму 623 072,69 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 12 от 01.04.2020 на сумму 128 855,34 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 13 от 01.04.2020 на сумму 3 549 953,56 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 14 от 01.04.2020 на сумму 1 062 228,80 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 15 от 01.04.2020 на сумму 255 081,60 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 16 от 01.04.2020 на сумму 1 109 103,60 руб.;
- акт о приемке выполненных работ N 17 от 01.04.2020 на сумму 103 184,40 руб.,
- акт о приемке выполненных работ N 18 от 01.04.2020 на сумму 139 008 руб.
- акт о приемке выполненных работ N 19 от 01.04.2020 на сумму 266 206,80 руб.
05.09.2018 представителями заказчика и подрядчика составлен акт N 57, в котором зафиксировано следующее:
- разбиты окна первого этажа - 6 шт. (по два стеклопакета), разбито окно 2 этажа 1 стеклопакет);
- отсутствует отмостка по всему периметру здания;
- отсутствуют жалюзийные решетки на слуховых окнах - 6 штук;
- отсутствуют вся конструкция снегозадержателей на кровле крыши;
- отсутствует карниз кровли 40 %;
- порван сайдинг первого этажа, отсутствуют козырьки над входами;
- имеются единичные щели и пробоины в кровле (просветы и проникание дождевой воды (снега) через щели);
- не функционирует система водоотведения с кровли.
Комиссия пришла к выводу о необходимости: замены разбитых стеклопакетов, устройства отмостки по периметру здания, установке жалюзийных решеток слуховых окон, устройства снегозадержателей на кровле здания, устройство карниза 24 метра, замена фасада (сайдинга) 1 этажа здания, замены кровли 48 кв.м, устройство системы водоотведения с кровли.
В письме от 02.09.2019 заказчик потребовал от подрядчика предоставить в срок до 10.09.2019 исполнительную документацию и календарный график окончания производства работ.
Письмом от 06.09.2019 N 535 ГКУ РС (Я) "Ленский социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних" обратился с проектной организации с просьбой внести изменения в проектно-сметную документацию на объект "Реконструкция здания аптеки под ГКУ "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в части увеличения площади столовой. Учреждение просило убрать частично стену из гипсокартона, отгораживающую столовую от пищеблока, убрать стену из гипсокартона, отгораживающую столовую от коридора, раковины для мойки разместить на торцевой стене. Также учреждение просило сделать дополнительный входной проем в изолятор для вновь прибывших детей.
Письмом от 09.10.2019 N 05 ООО "Дизайн проект" согласовало замену утепления стен тамбура спального корпуса и стен административного корпуса, изменение конструктивного решения по тамбуру спального комплекса, замену утепления кровли административного здания на иной материал.
Письмом от 01.10.2019 заказчик, указав, что по состоянию на 30.09.2019 работы выполнены не в полном объеме, просил подрядчик проинформировать о сроках окончания выполнения работ до 07.10.2019.
В письме N 142 от 14.10.2019 ООО СК "Монолит" указало, что для предотвращения попадания влаги в подвальное помещение были выполнены работы по устройству отмостки по периметру здания аптеки, демонтирован поврежденный металлосайдинг первого этажа в количестве 212 кв.м, заказаны стеклопакеты в количестве 13 штук.
Письмом от 19.12.2019 N 180 подрядчик известил заказчика о несоответствии объемов проектно-сметной документации фактическом объемам, указав, что в разделе полы отсутствует плинтус, а также сообщив об отсутствии в спецификации полов подвала (154,62 кв.м), в связи с чем не понятно, каким материалом должен быть отделан пол, отсутствии в спецификации спального корпуса 4 дверных блоков.
Письмом от 23.12.2019 N 190 подрядчик сообщил заказчику о приостановке строительно-монтажных работ с 20.12.2019 в связи с отключением ресурсной организацией Ленский участок Энергосбыт ПАО "Якутскэнерго".
Письмом от 23.12.2019 N 191 подрядчик известил заказчика, ссылаясь на положения статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, о необходимости дополнительных работ, отсутствующих в проекте. Так, указано на необходимость замены окон, устройство вентиляционных шахт с проходом через кровлю, замену водосливной системы, устройство снегозадержания, частичный ремонт кровли либо полной замены кровли, устройство слуховых окон, утепление фасада, замену фасада с софитами, устройство наружных откосов и отливов, внутренних откосов из сендвичпанелей, устройство отмостки вокруг Административного корпуса, убрать ВЛ с территории центра, отсутствуют розетки в кухне для оборудования, отсутствуют электрозавесы во входных группах.
27.12.2019 между МУ КИО Ленского района (заказчик) и ООО СК "Монолит" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 80 на ремонтные работы на объекте ГКУ РС (Я) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних". Предметом контракта являются ремонтные работы на объекте ГКУ РС (Я) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних". Техническим заданием предусмотрено остекление оконным стеклом, устройство слуховых окон, устройство подстилающих слоев: гравийных, планировка площадей: ручным способом, группа грунтов 2, устройство бетонной подготовки.
Цена контракта 228 383,25 руб. Срок выполнения работ: начало - следующий день за днем подписания контракта, окончание - 17.12.2020.
Письмом от 05.02.2020 N 11 ООО "СК "Монолит" сообщило заказчику о необходимости срочно решить вопрос об устройстве полов в помещении подвала (объемы не учтены проектно-сметной документацией), срочно решить вопрос по облицовке оконных и дверных откосов, а также указало, что проектно-сметной документации отсутствует кухня (облицовка стен плиткой, канализация и водоснабжение, электрика), отсутствует плинтус 650 м.п, отсутствуют 4 дверных блока в санузлах. Кроме того, подрядчик сообщил о выполнении дополнительных работ по устройству 171,31 кв.м плитки керамической, по демонтажу облицовки оконных проемов 55,33 кв.м и демонтаж металлосайдинга 212 кв.м.
Письмами от 22.05.2020 N 23-09-531/20, от 22.05.2020 N 23-09-532/20 МКУ КИО Ленского района потребовало от ООО СК "Монолит" уплаты пени в размере 523 544,49 руб. и штрафа в размере 853 403,82 руб.
Письмом от 27.05.2020 N 45 ООО СК "Монолит" в ответ на претензию заказчика об уплате неустойки и штрафа, указало, что в ходе выполнения работ были выявлены дополнительные работы, без которых дальнейшее выполнение основного контракта не представлялось возможным. Так, летом 2019 года выяснилось, что в подвальных помещениях, которые реконструировались под помещения хозяйственного назначения, а именно постирочная, вентиляционная камера, помещение грязного белья, гладильня, гардероб посетителей, помещение для сушки одежды и обуви, санузел и душевая, на полу стояла вода, а стены находились во влажном состоянии, что не позволяло приступить к работам. После выполнения бетонной отмостки по периметру всего здания, вода перестала поступать в подвальные помещения и после просушки данных помещений подрядчик смог приступить к выполнению работ по контракту.
Помимо этого, подрядчик указал, что согласно проектно-сметной документации потолки в зданиях спального корпуса и административного натяжные. Несмотря на это и зная, что основной контракт был заключен со сроком выполнения работ до 28.08.2019, заказчиком только 15.10.2019 объявляется закупка "Выполнение работ по монтажу систем ОПС". 11.11.2019 заключается контракт на вышеуказанные работы, подрядчик - ООО "Заслон", со сроком выполнения работ до 16.12.2019. Данный подрядчик выполнил работы с просрочкой контракта на 4 месяца, сдав выполнение только 17.03.2020, без начисления штрафов и пеней. Ввиду этого подрядчик не мог монтировать натяжные потолки. С 20.03.2020 оба здания отключены от электроэнергии.
Письмом от 19.06.2020 N 19, полученным заказчиком в тот же день, ООО СК "Монолит" уведомило МКУ КИО Ленского района об окончании работ по контракту в полном объеме и просило назначить приемочную комиссию на 25.06.2020.
Письмом от 23.06.2020 N 23-09-685/20 заказчик сообщил, что приемочная комиссия будет создана после устранения всех замечаний на объекте.
Письмом от 06.07.2020 N 55 ООО СК "Монолит" вновь уведомило заказчика об окончании работ по контракту N 71 от 28.08.2018 и просило назначить приемочную комиссию на 09.07.2020. Извещение о необходимости приемки работ получено МКУ КИО Ленского района 06.07.2020.
Письмом от 10.07.2020 N 23-09-775/20 заказчик сообщил подрядчику о том, что приемочная комиссия по монтажу зонта вентиляционных систем, замены обоев в 3-х подвальных помещениях после выполнения работ по благоустройству территории и высыхания пола и стен данных помещений, будет создана после завершения работ. Согласно гарантийному письму для приемки работ по узлу учета тепловой энергии будет созвана комиссия.
ООО СК Монолит направило заказчику с письмом от 20.07.2020 N 62 акт о приемке выполненных работ. Кроме того, подрядчик указал, что подтопление подвальных помещений произошло в результате продолжительных дождей в июне 2020 года. Вентиляционный зон смонтирован 07.07.2020, проведена паспортизация вентиляционных систем. Узел учета тепловой энергии не опломбирован энергоснабжающей организацией не по вине подрядчика. С 20 марта 2020 года по июнь 2020 года в здании реабилитационного центра отсутствовало энергоснабжение, в связи с чем отсутствовала возможность сдать прибор учета тепловой энергии. 15.05.2020 отопительный сезон окончен.
23.12.2020 с письмом N 115 подрядчик вновь отправил заказчику акты, счета-фактуры.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
Спорный контракт по своей правовой природе является договором подряда, заключенным в форме муниципального контракта, в связи с чем возникшие отношения регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
С учетом положений статей 431, 708, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из условий договора и материалов дела, апелляционный суд пришел к к выводу о согласованности сторонами всех существенных условий договора подряда и о его заключенности.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Руководствуясь положениями статей 702, 708, 720, 723, 753, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 4, 7, 8, 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, учитывая разъяснения, изложенные в пункте 14 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.08.2015 по делу N305-ЭС15-6882, условия спорного контракта, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил факт выполнения ответчиком работ в полном объеме, отсутствие мотивированных возражений относительно предъявленных к приемке работ, а также отсутствие доказательств невозможности использования результата работ истцом.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по контракту, которое выразилось в нарушении срока передачи их результата заказчику.
При этом, на основании пункта 3 статьи 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, учитывая разъяснения, изложенные в пунктах 57, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что невозможность подрядчика исполнить весь предусмотренный объем работ по контракту в срок, установленный контрактом, обусловлена действиями и бездействием заказчика.
В том числе, подрядчик не смог приступить к монтажу натяжных потолков в связи с затоплением помещений реконструируемого здания, в связи с тем, что истец не обеспечил своевременное заключение контракта на выполнение работ по монтажу систем ОПС с ООО "Заслон", которое в свою очередь выполнил работы с просрочкой контракта на 4 месяца из-за отключения электроэнергии на объекте капитального строительства.
Кроме того, отключение от электроэнергии произошло с 20.03.2020, а возобновление электроэнергии произошло 05.06.2020, после заключения договора между истцом и ПАО "Якуткэнерго".
Довод истца о том, что выполнение ответчиком работ не зависело от монтажа ОПС, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Истец извещал заказчика о невозможности закончить спорные работы в установленный в контракте срок.
Заказчик в свою очередь каких-либо мер своевременно не предпринял, правами не воспользовался.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
В целом доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию истца с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2021 года по делу N А58-9034/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9034/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)"
Ответчик: ООО Строительная компания "Монолит"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2286/2023
06.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-307/2022
03.06.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-307/2022
06.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9034/20