г. Ессентуки |
|
03 июня 2022 г. |
Дело N А63-14560/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А63-14560/2021, по иску Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Ессентуки об устранении вреда причиненного почвам, при участии от Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Мехрибановой А.В. (доверенность от 29.12.2021), от Управления жилищно-коммунального хозяйства города Ессентуки - Баламута В.А. (доверенность от 07.09.2021), Востриковой Ю.В. (доверенность от 28.07.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - служба) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Ессентуки (далее - управление) о взыскании 1 910 880 руб. вреда, причиненного почвам.
В процессе рассмотрения спора истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявил об изменении предмета иска - с взыскания суммы ущерба на возмещение вреда в натуре путем разработки и последующей реализации проекта рекультивации (т. 3 л. д. 143 - 144).
Решением от 21.01.2022 заявление об изменении предмета иска оставлено без удовлетворения. В удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе служба просила отменить судебный акт и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отказал в уточнении требований.
В отзыве управление просило решение суда оставить без изменения.
Определением от 20.04.2022 апелляционный суд, руководствуясь статьей 49 Кодекса, разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N 12), частью 6.1 статьи 268 Кодекса, установив, что суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об изменении предмета, перешел к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
От службы поступило ходатайство об уточнении исковых требований, истец просил: обязать ответчика разработать проект рекультивации земель площадью 320 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040402:1001 в течение шести месяцев в даты вступления в законную силу судебного акта и после разработки такого проекта провести восстановление нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040402:1001 в сроки, определенные проектом рекультивации; возложить на ответчика обязанность по предоставлению истцу ежеквартальных отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.
Учитывая разъяснения, изложенные в пункте 30 постановления N 12, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 49 Кодекса принял к рассмотрению уточнённые требования.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования, представители ответчика возражали против их удовлетворения требований.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании приказа N 572 от 06.07.2020 года " О проведении рейдового осмотра земельных участков в водоохраной зоне реки Подкумок в границах города-курорта Ессентуки Ставропольского края" проведен осмотр земельных участков в водоохраной зоне реки Подкумок, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040402:1001 обнаружены навалы отходов (куски пластика, бой стекла, полиэтилен, ветошь, обломки древесины, металлические банки, пластиковая посуда, мешки с мусором от ремонта жилищ).
Земельный участок с кадастровым номером 26:30:040402:1001, расположенный в границах муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки относится к категории земель - земли населенных пунктов, на праве собственности, аренды физическим или юридическим лицам не предоставлен.
Уполномоченными лицами был осуществлён отбор проб отходов, о чем составлен протокол отбора проб от 17.07.2020 N 20-572/АР/1-066/3.
По результатам проведения лабораторных исследований и экспертным заключением от 31.07.2020 N 83 филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" установлено, что отобранные отходы относят к V классу опасности.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от 18.12.2020 N 20-572/Ф/1-148/5 ответчик за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 200 тыс. рублей административного штрафа.
Поскольку ответчик оставил претензию истца о возмещении вреда, причиненного почвам без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 настоящего Закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15, 1064 ГК РФ.
Из положений статей 15, 1064 ГК РФ следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление N 49) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности, ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
В пункте 13 постановления Пленума разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 Постановления N 49 суд по требованию истца может возложить на причинителя вреда (его правопреемника) обязанность по представлению уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий (статья 174 Кодекса).
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды предполагает осуществление работ по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, которые проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" предусмотрено, что рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель (п. 1).
Требования к проектам по рекультивации содержатся в Основных положениях о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67. Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5, 6 указанных Основных положений).
Рекультивация нарушенных земель осуществляется в два этапа - технический и биологический, в целях восстановления плодородия почв (пункты 3, 4 Основных положений).
При рассмотрении дела судом установлено и материалами дела подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040402:1001 обнаружены навалы отходов (акт обследования территории от 06.07.2020 N 20-572/Р/1, протокол отбора проб от 17.07.2020 N 20-572/АР/1-066/3, фото и видео материалами, имеющихся в материалах дела).
По итогам административного расследования постановлением по делу об административном правонарушении от 18.12.2020 N 20-572/Ф/1-148/5 ответчик привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Таким образом, вина ответчика в причинении вреда почвам подтверждена материалами дела, в связи с чем на нем лежит обязанность по возмещению причиненного вреда.
В рассматриваемом случае, истец избрал способ возмещения вреда почвам посредством выполнения работ по рекультивации земель.
Каких-либо доказательств, позволяющих с достоверностью установить, что в спорной ситуации возмещение причиненного вреда окружающей среде в полном объеме путем проведения рекультивации нарушенной части земельного участка невозможно, ответчик не представил.
На основании изложенного и применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора суд апелляционной инстанции признает предложенный истцом способ возмещения вреда надлежащим и эффективным для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. Такой способ правовой защиты подтвержден судебной практикой (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.12.2020 по делу N А09-4044/2019).
С учетом изложенного требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 32 постановления N 12, по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Кодекса выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2022 по делу N А63-14560/2021 отменить, принять новый судебный акт.
Уточненные требования Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Ессентуки разработать проект рекультивации земель площадью 320 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040402:1001 в течение шести месяцев в даты вступления в законную силу настоящего постановления. После разработки проекта рекультивации провести восстановление нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 26:30:040402:1001 в сроки, определенные проектом рекультивации земель.
Возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства города Ессентуки обязанность по предоставлению Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ежеквартальных отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14560/2021
Истец: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
Третье лицо: Кравцова Ирина Станиславовна
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-796/2022
26.09.2023 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-14560/2021
15.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9241/2022
03.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-796/2022
21.01.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-14560/2021