г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2022 г. |
Дело N А56-74256/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
от истца: Хозина А.Н. по доверенности от 15.07.2021, Чижов М.Г. по доверенности от 28.05.2021;
от ответчика: Подгородецкий Д.М. по доверенности от 29.10.2021, Гречева Н.В. по доверенности от 01.11.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-9629/2022) общества с ограниченной ответственностью "УК "Техсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2022 по делу N А56-74256/2021, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Техсервис"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028; Санкт-Петербург, ул.Малая Морская, д.12, лит.А; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Техсервис" (ОГРН 1177847199848, ИНН 7807171695; Санкт-Петербург, ул.Тамбасова, д.7, стр.1, пом.27-Н; далее - Обществу) о взыскании 37 054 руб. 68 коп. задолженности по договору N 21462.34.040.1 за июнь 2020 года, 14 238 руб. 48 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 29.01.2022, а также неустойки, начисленной с 30.01.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда от 01.03.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 01.03.2022, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что в нежилых помещениях установлен отдельный узел учета тепловой энергии и расчет производится по договорам, заключенным непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Податель жалобы указывает на то, что в спорном многоквартирном доме не установлены приборы учета тепловой энергии на системе горячей воды, а также не установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии на горячей воде в жилых помещениях; общедомовой узел учета тепловой энергии определяет общее количество тепловой энергии, затраченное на оказание как коммунальной услуги "отопление", так и "горячее водоснабжение". Ответчик обращает внимание на то, что узел учета тепловой энергии установлен на вводе в дом, а не на оборудовании с помощью которого производятся коммунальные услуги. По мнению подателя жалобы, применению подлежит абзац 3 пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Определением суда от 17.05.2022 судебное заседание отложено на 31.05.2022.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В составе суда в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судей Мельниковой Н.А. и Трощенко Е.И. ввиду нахождения в отпуске, на судей Богдановскую Г.Н. и Савину Е.В. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) 01.10.2018 заключили договор теплоснабжения N 21462.34.040.1 (далее - договор), в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация обеспечивает подачу (поставку) исполнителю через присоединенную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса.
Количество (объем) коммунального ресурса, поданного (поставленного) на объект теплоснабжения, определяется на основании данных, полученных с помощью УУТЭ, за вычетом объемов поставки тепловой энергии владельцам нежилых помещений на объекте по договорам, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 5.1 договора).
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Оплата платежного документа выставленного ресурсоснабжающей организацией в установленном пункта 6.3 договора порядке производится исполнителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса, определенного в соответствии с разделом 5 договора (пункты 6.1, 6.8 договора).
Ссылаясь на то, что отпущенная в июне 2020 года на объект абонента тепловая энергия не оплачена, претензия оставлена без удовлетворения, Предприятие обратилось в суд с требованием о взыскании задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Стороны не отрицают, что многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул.Тамбасова, д.7, стр.1 оборудован узлом учета тепловой энергии (далее - УУТЭ).
Согласно отчёту о теплопотреблении по приборам УУТЭ за июнь 2020 года, истцом поставлена тепловая энергии в объеме 88,43 Гкал., схема подключения - закрытая двухтрубная, независимая.
Согласно приложению N 1 договора "Нагрузки по договору" в многоквартирном доме имеются индивидуальные тепловые пункты.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, ГВС) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381 указано, что приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. При этом исключение из данного правила может быть установлено жилищным законодательством, как это сделано в отношении объема коммунального ресурса, израсходованного на предоставление соответствующих коммунальных услуг на ОДН, который, по общему правилу, не подлежит распределению между конечными потребителями в той части, которая превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД (пункт 44 Правил N 354).
Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН.
Ответчик не согласен с заявленными требованиями в части определения стоимости горячего водоснабжения, указывая, что истец неправомерно применяет в расчетах тарифы на тепловую энергию.
Учитывая, что в домах с закрытой системой теплоснабжения отсутствует отбор теплоносителя и централизованная подача горячей воды (горячая вода самостоятельного производится исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) истцом подавалась исключительно тепловая энергия.
Ответчик не отрицает, что в индивидуальном тепловом пункте, установленном в доме, осуществляется общий учет тепловой энергии, используемой на отопление и подогрев воды.
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Договором теплоснабжения, заключенным между сторонами, предусмотрено, что стоимость коммунального ресурса, поставленного истцом ответчику, рассчитывается по тарифам, установленным для истца уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов, то есть в руб. за Гкал.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
В соответствии с условиями договоров теплоснабжения для определения количества потребляемого ответчиком коммунального ресурса ответчик при наличии коллективных (общедомовых) приборов предоставляет истцу отчет о теплопотреблении за отчетный месяц.
Согласно условиям договоров теплоснабжения истец направляет ответчику акт сверки о количестве (объемах) тепловой энергии, поданной ответчику в расчетном месяце для снабжения жилых помещений в МКД. Ответчик обязан подписать и возвратить истцу один экземпляр акта сверки объемов, подписанный со своей стороны, либо в случае не согласия с актом сверки объемов, направить истцу мотивированные возражения с приложением подтверждающих возражения документов.
Доказательства предъявления истцом к оплате начислений сверх фактически потребленного объема тепловой энергии материалы дела не содержат. Ответчик не представил в материалы дела доказательств оплаты спорной задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Заявленное истцом требование о взыскании неустойки за несвоевременную оплату тепловой энергии за период с 16.07.2020 по 29.01.2022 в размере 14 238 руб. 48 коп., рассчитанной в соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Требование истца о взыскании пени по день фактического исполнения обязательства суд первой инстанции также признал правомерным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 Постановления N 7, по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в не доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.03.2022 по делу N А56-74256/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74256/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "УК "ТЕХСЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17611/2023
27.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22035/2023
24.05.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74256/2021
22.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11399/2022
07.06.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9629/2022
01.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-74256/2021