г. Пермь |
|
16 июня 2022 г. |
Дело N А50-23558/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Гуляковой Г.Н., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии представителя Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Дровняшиной Н.Л., удостоверение, доверенность от 28.03.2022, диплом;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 марта 2022 года
по делу N А50-23558/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер ТехАвто" (ОГРН 1185958061970, ИНН 5911079822)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании недействительными решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.06.2021 N 590021101073403, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.07.2021 N 590021200457501,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер ТехАвто" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее -фонд) о признании недействительными решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.06.2021 N 590021101073403, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.07.2021 N 590021200457501(с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным вынесенное фондом решение от 16.06.2021 N 590021101073403. Признано недействительным вынесенное фондом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.07.2021 N 590021200457501 в части предъявления к уплате в связи с применением неверного тарифа для исчисления страховых взносов недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных соответствующих пеней и примененного штрафа. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части требования общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что действовал в рамках законодательства, поскольку страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, в срок до 15 апреля (включительно) не представил документы, подтверждающие осуществляемую деятельность. В связи с чем фонд в соответствии с пунктом 5 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N55), отнес в соответствующем году данного страхователя к виду экономической деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска, в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Пересмотр установленного страхового тарифа, в том числе в случае предоставления страхователем документов о подтверждении основного вида экономической деятельности после 15 апреля, действующим законодательством не предусмотрен.
В судебном заседании представитель фонда доводы жалобы поддержал.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направил, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован 09.10.2018 в качестве юридического лица в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета и, исходя из положений статей 3, 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
31.07.2020 в Отделение фонда поступило заявление Общества о подтверждении основного вида экономической деятельности, в котором отражено, что основным видом экономической деятельности страхователя является деятельность в сфере "Регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении" (код по Общероссийскому классификатору видом экономической деятельности (далее - ОКВЭД) - 49.31.2).
Ранее в адрес общества "Лидер ТехАвто" 26.05.2020 направлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.05.2020, котором страхователю размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2020 года определен в размере 5,0 % к суммам выплат и вознаграждений в пользу застрахованных лиц по деятельности (код ОКВЭД - 33.17 "Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования"), относящейся к деятельности с 26 классом профессионального риска.
Письмом фонда от 29.09.2020 N 05-15/05-29162, направленным в адрес заявителя в связи с его обращением, страхователь уведомлен о том, что возможность пересмотра ранее установленного тарифа для целей уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусмотрена действующим законодательством.
Обществом в Отделение фонда представлялись расчеты по страховым взносам по форме 4-ФСС за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2020 года с исчислением страховых взносов размеру страхового тарифа - 0,5 процента.
На основании поступившего расчета по страховым взносам по форме 4-ФСС за 2020 год фондом проведена камеральная проверка, по итогам которой составлен акт камеральной проверки от 29.04.2021 N 590021101073401, фиксирующий выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.06.2021 N 590021101073403, которым страхователю доначислены и предъявлены к уплате страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 44 176,40 руб., начислены и предъявлены к уплате пени в сумме 7,42 руб., применен и предъявлен к уплате штраф по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в размере 8835,28 рубля.
Основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2020 год, начисления пеней и применения штрафа послужили выводы фонда о том, что страхователь исчислял обязательства по уплате страховых взносов за 2020 год исходя из размера страхового тарифа 0,5 %, тогда как был обязан на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 17, пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ исчислять и уплачивать страховые взносы с применением установленного на 2020 год страхового тарифа - 5,0%.
В адрес общества "Лидер ТехАвто" направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.07.2021 N 590021200457501, которым предложено в течение 10 календарных дней с момента его получения уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 44 176,40 руб., начисленные пени в сумме 124,60 руб. (начислены, в том числе в связи с выявлением недоимки ввиду неуплаты страхователем в срок страховых взносов за 4 квартал 2019 года), штраф в сумме 8835,28 рубля.
Общество обжаловало решение фонда от 16.06.2021 N 590021101073403 в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.07.2021 N 02-09-14/06-06-16723 (оформленным письмом) жалоба страхователя оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что решение и требование фонда являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что оснований для установления обществу тарифа в размере 5 % у фонда не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы по указанному виду страхования.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В 2007-2022 годах страховые взносы уплачиваются по тарифам, установленным Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N179-ФЗ), в зависимости от класса профессионального риска (I класс - 0,2%, наиболее высокий XXXII класс - 8,5%).
Обществом документально подтверждено и фондом не опровергнуто, что фактически оно в 2019-2020 гг. занималось деятельностью в сфере регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД 49.32.2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В соответствии с данными Правилами Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, согласно которой деятельность по коду 49.31.2 отнесена к 4 классу профессионального риска. Следовательно, в силу статьи 1 Закона N 179-ФЗ страховой тариф по данным видам деятельности составляет 0,5%.
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
На основании данной нормы приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Однако предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данные выводы изложены также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
В рассматриваемом случае 31.07.2020 общество представило в фонд документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, согласно которым основным видом экономической деятельности страхователя является деятельность в сфере регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД 49.31.2). Этот вид деятельности относится к 4 классу профессионального риска и предполагает применение страхового тарифа в размере 0,5%.
Поскольку размер страхового тарифа определяется исходя из фактически осуществляемого коммерческой организацией вида экономической деятельности (по которой получен наибольший доход) (пункт 9 Правил N 713), а не видов деятельности, указанных в уставных документах или ЕГРЮЛ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для установления обществу тарифа страховых взносов в размере 5,0%.
Таким образом, правомерность доначисления обществу страховых взносов и привлечения к ответственности решением 16.06.2021 фондом не доказана.
Доводы фонда о пропуске страхователем срока на подтверждение основного вида деятельности отклоняются, поскольку из упомянутых выше законов не следует, что в случае непредставления страхователем в срок до 15 апреля документов, указанных в пункте 3 Порядка N 55, он утрачивает право на применение тарифа в соответствии с Законом N 179-ФЗ и Правилами N 713, то есть того тарифа, который соответствует фактически осуществляемой им деятельности.
Довод фонда о том, что уведомление о размере страховых взносов на 2020 год в установленном порядке недействительным не признано, отклоняется, поскольку отсутствие урегулированной процедуры изменения фондом ранее установленного размера страхового тарифа и тот факт, что заявитель не оспорил (в административном либо судебном порядке) уведомление о размере страховых взносов на 2020 год не препятствует ему реализовать гарантированное Конституцией Российской Федерации (статья 46) право на судебную защиту при оспаривании ненормативного акта, вынесенного по итогам проверки, с представлением доказательств в подтверждение основного вида деятельности, иного по отношению к выбранному фондом, и доказывать в судебном порядке незаконность ненормативных актов фонда, в том числе принимая во внимание правовой подход, отраженный в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Таким образом, принятое судом решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Фонда социального страхования освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 марта 2022 года по делу N А50-23558/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23558/2021
Истец: ООО "ЛИДЕР ТЕХАВТО"
Ответчик: ГУ ПРО ФСС РФ