город Томск |
|
16 июня 2022 г. |
Дело N А27-602/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице Филиала N 15 (N07АП-4176/2022) на решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-602/2022 (судья М. А. Сарафанникова), по заявлению общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово город, Пионерский бульвар, бом 4а, ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) в лице Филиала N 15 (652815, Кемеровская область - Кузбасс, город Осинники, ул. Ефимова, 1) о признании недействительным решения N 42152150000249 от 28.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - АО "УК "Кузбассразрезуголь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 15 (далее - ГУ Кузбасское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонд, заинтересованное лицо) N 42152150000249 от 28.12.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 23.03.2022 заявленные требования удовлетворены, решение Фонда решение N 42152150000249 от 28.12.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано незаконным. Суд обязал Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ КРОФСС обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что на оплату стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, лицам, работающим и проживающим на территории Кемеровской области страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисляются; суммы выплат единовременного пособия в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации работникам, обладающим правом на получение пенсионного обеспечения, оплачиваемого работодателем, предусмотренные в коллективном договоре, производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ); суммы выплат пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, единовременного вознаграждения работницам, имеющим 3-х и более детей и выплат, направленных на оплату 1 сентября женщинам, имеющим детей с 1 по 4 класс, предусмотренные в коллективном договоре, производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 262 АПК РФ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество с ее доводами не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, должностными лицами филиала N 15 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 19.10.2021 по 29.10.2021 была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем АО "УК "Кузбассразрезуголь" филиал "Калтанский угольный разрез".
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 30.11.2021 N 42152150000247, которой установлено:
- занижение базы для начисления страховых взносов в размере 35 438 756, 54 руб., что противоречит статьям 20.1, 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ;
- на сумму материальной помощи "молодоженам" (код 729.1), материальной помощи (иная работающим) (код 729), материальной помощи (помоги собраться в школу) (код 729.3) не начислены страховые взносы за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 на сумму 523 947,00 руб.;
- страхователем за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 не начислены страховые взносы на оплату работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска вид выплаты "проезд по территории РФ к месту отдыха" (код 715.6, 715.7, 715.8) на сумму 6160 321,79 руб.;
- страхователем за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 не начислены страховые взносы на сумму "единовременного пособия в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы на предприятиях угольной отрасли в связи с достижением пенсионного возраста и увольнением" (код 713.2) в сумме 24 371 568,10 руб.;
- страхователем за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 не начислены страховые взносы на сумму "пособия женщин, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет" (код 716) в сумме 1 878 810,74 руб.;
- страхователем за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 не начислены страховые взносы на сумму "единовременного вознаграждения работницам, имеющим 3-х и более детей" (код 415.5) в сумме 1 620 000,00 руб.;
- страхователем за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 не начислены страховые взносы на сумму "выплат, направленных на возмещение расходов работникам по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров" (код 778) в сумме 857 425,39 руб.;
- страхователем за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 не начислены страховые взносы на сумму "выплат, направленных на оплату 1 сентября женщинам, имеющим детей с 1 по 4 класс" (код 516.2) в сумме 26 683,52 руб.
По результатам проведенной проверки Фондом принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 28.12.2021 N 42152150000249.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование общества, суд пришел к выводу о его обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон N 125-ФЗ устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами: стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Как предусмотрено статьей 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условие об оплате труда включается в трудовой договор, заключаемый с работником, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статьи 57, 135 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Таким образом, локальные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 8.9 Коллективного договора предусмотрено, что Компания оказывает материальную помощь работникам - молодоженам при вступлении в брак впервые в размере 5 550 руб. каждому из супругов, если оба являются работниками Компании.
Пунктом 8.8 Коллективного договора предусмотрено, что страхователь-работодатель обязуется производить ежемесячные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Относительно занижения облагаемой базы на суммы материальной помощи молодоженам при вступлении в брак впервые, материальной помощи "помоги собраться в школу", материальная помощь женщинам, воспитывающим 3-х и более детей, материальная помощь иная, материальная помощь (дотация) на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, выплаты, произведенные в пользу работников в виде среднего заработка, сохраняемого за работником в связи с предоставлением дня отдыха 1 сентября женщинам, имеющим детей с 1 по 4 класс, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данные выплаты социального характера, основаны на коллективном договоре, согласно которому работникам оказывается материальная помощь, в том числе: женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, ко дню бракосочетания, материальная помощь "помоги собраться в школу", женщинам, воспитывающим 3-х и более детей, и пр., не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
По эпизоду не начисления страховых взносов на оплату работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников и членов их семей, суд первой инстанции установил следующее.
Выплаты социального характера, произведенные Обществом в соответствии с Коллективным договором и указанными в нем условиями, являются выплатами социального характера. Эти выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия.
Оплата Обществом проезда к месту отдыха и обратно работника и двух членов его семьи один раз в три года предусмотрена пунктом 5.9 Коллективного договора.
В связи с тем, что работники Общества являются членами Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, заключение коллективного договора происходило с учетом положений Федерального отраслевого Соглашения по угольной промышленности РФ на 2020-2022 годы.
Материалами дела подтверждается, что спорные единовременные выплаты работникам не связаны с трудовыми отношениями (не предусмотрены трудовыми договорами), не входят в систему оплаты труда, не зависят от квалификации работников, носят исключительно социальный характер, предусмотрены Коллективным договором, соответственно не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Статьей 325 ТК РФ предусмотрено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящиеся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Такой коэффициент введен в Кемеровской области на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" и составляет 1,3.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.07.2009 N 2138/09, поскольку в Кемеровской области начисляют заработную плату с использованием районного коэффициента, к данной области применяются гарантии и компенсации, установленные для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с пунктом 5.11 "Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности на 2019 - 2021 годы" (утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 18.01.2019) в организациях, расположенных в районах Республик Бурятии, Хакасии, а также Приморского, Хабаровского, Красноярского и Забайкальского краев, Амурской, Иркутской, Кемеровской областей, не вошедших в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работодатель производит компенсацию расходов на оплату стоимости проезда работникам, уполномочившим Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности (далее - Профсоюз) представлять их интересы в установленном порядке, и членам их семей один раз в три года к месту использования ежегодного отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта (кроме такси), в том числе личным легковым.
Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются и не выплачиваются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что не подлежит обложению страховыми взносами оплата стоимости проезда работников к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам.
Судом установлено, что право работника на единовременное получение 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы на предприятиях угольной промышленности предусмотрено Коллективным договором (пункт 8.10.1).
Как верно отметил суд первой инстанции, указанное единовременное вознаграждение в размере 15% среднемесячного заработка за каждый отработанный год работы в угольной промышленности Российской Федерации выплачивается работникам не по результатам труда в сроки, установленные правилами трудового распорядка и трудовыми договорами, а в заявительном порядке, установленном пунктом 8.10.1 Коллективного соглашения, т.е. не зависит от условий труда работника, квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, является непроизводственной выплатой; при исчислении трудового стажа, являющегося условием выплаты, учитывается стаж работы в угольной промышленности в целом, а не у конкретного работодателя - источника выплаты.
Признавая необоснованной позицию Фонда в части необоснованного начисления сумм компенсации стоимости предварительных медицинских осмотров работникам при поступлении на работу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии со статьей 213 ТК РФ для отдельных категорий работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) является обязательным. Целью таких мероприятий является определение пригодности данных работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом, медицинские смотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя (ч.7 ст. 213 ТК РФ).
Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Расходы на медосмотр, возмещаемые работодателем работнику, в перечне выплат, не облагаемых взносами, не поименованы (ст. 422 НК РФ, ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ).
При этом, если медосмотры оплачивает работодатель в соответствии с положениями статьи 213 ТК РФ, данные расходы являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, не связаны с оплатой труда работников (вознаграждением, поощрительной или стимулирующей выплатой) и не являются объектом обложения страховыми взносами.
Таким образом, обязанность по оплате прохождения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров возложена на работодателя (будущего работодателя).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является законодательно установленной компенсационной выплатой, связанной с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, соответственно данная выплата не подлежит обложению страховыми взносами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Статьей 3 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
Частью 5 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Согласно пункту 6 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права суд первой инстанции верно указал, что непринятыми Фондом расходами являются неуплаченные страховые взносы, а именно недоимка по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, возложение на Общество обязанности по уплате страховых взносов не соответствует указанным законодательным положениям, так как базой для исчисления суммы страховых взносов явились непринятые страховщиком к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
При этом факт наступления нетрудоспособности застрахованных лиц Фондом не опровергнут.
При таких обстоятельствах, отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется, в связи с чем допущенные ошибки влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности, сумма непринятых к зачету расходов не может быть включена в фонд оплаты труда, и соответственно являться объектом обложения
С учетом того, что спорные выплаты в проверяемом периоде не гарантировались трудовыми договорами, не носили систематического характера (являлись единовременными выплатами социального характера), не зависели от трудовых успехов работников, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, и не являлись вознаграждением работников за исполнение трудовых обязанностей, соответственно, решение N 42152150000249 от 28.12.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вынесенное Государственным учреждением - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 в отношении АО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", не соответствует требованиям законодательства.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку ГУ КРОФСС освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-602/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице Филиала N 15 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-602/2022
Истец: АО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 15