г. Пермь |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А71-471/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике,
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 30 марта 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А71-471/2022
по заявлению Белослудцева Александра Витальевича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН 1835064045 ОГРН 1051802206389)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Муниципальное унитарное предприятие г.Ижевска "Ижводоканал",
об оспаривании определения,
УСТАНОВИЛ:
Белослудцев Александр Витальевич (далее - заявитель, Белослудцев А.В.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление) о признании незаконным и отмене определения от 29.12.2021 N 55 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Муниципальное унитарное предприятие г.Ижевска "Ижводоканал".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2022 года (резолютивная часть от 18 марта 2022 года), признано незаконным и отменено определение Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 29.12.2021 N 55 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Управление настаивает на том, что в силу агентского договора ЖКХ N 5 от 26.03.2019, субъектом размещение информации в системе ГИС ЖКХ является АО "Энергосбыт Плюс", в связи чем, вынесенное определение об отказе возбуждения дела об административном правонарушении N 55 от 29.12.2021 года является законным и обоснованным. Нарушение в оформлении платежного документа, размещенного в форме электронного документа в ГИС ЖКХ, свидетельствует о нарушении Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", за которое предусмотрена административно ответственность по ч.2 ст.13.19.2 КоАП РФ.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (15.06.2022).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило обращение Белослудцева А.В. от 06.12.2021 N 18-00-02/023-12885-2021 с доводами на то, что МУП "Ижводоканал" не приняло меры по своевременному размещению необходимых и достоверных данных в электронном платежном документе за ноябрь 2021 г. в ГИС ЖКХ.
В ходе проверки управлением установлено, что АО "Энергосбыт Плюс" является платежным агентом МУП "Ижводоканал" и оказывает данной организации услуги по начислению платы за предоставленные собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальные услуги, а также сбору денежных средств с последующим их перечислением на счет указанной организации, направлению потребителям платежных документов за предоставленные коммунальные услуги.
Таким образом, по мнению управления, АО "Энергосбыт Плюс" является организацией, которая на основании статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную Федеральным законом N 209-ФЗ, а также обеспечивать полноту, достоверность, актуальность этой информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.
Управление пришло к выводу, что в данном случае МУП "Ижводоканал" не является надлежащим субъектом для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4, частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В связи с отсутствием в действиях МУП "Ижводоканал" события административного правонарушения по части 1 статьи 14.4, части 1 статьи 14.8 КоАП РФ должностным лицом управления 29.12.2021 вынесено определение N 55 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным определением, Белослудцев А.В. обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при разрешении спора усмотрел основания для признания обжалуемого определения незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Согласно абзацу 4 пункта 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
По правилам части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается только по факту поступления заявления.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 39.1 Закона N 2300-1 установлено, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу пункта 67 вышеуказанных Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу положений статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Статьей 10 Закона N 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (пункт 2).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В подпункте "б" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354) закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов Между АО "ЭнергосбыТ Плюс" и МУП "Ижводоканал" заключен агентский договор от 25.03.2019, в соответствии, с условиями которого принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет принципала действия, указанные в настоящем договоре, в т.ч. формирование и доставка платежных документов потребителям (п.п. 2.2, 2.2.1.5 договора).
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, АО "Энергосбыт Плюс" в рассматриваемых правоотношениях не является ни управляющей организацией, ни ресурсоснабжающей организацией; действует от имени и в интересах ресурсоснабжающей организации на основании агентского договора; обязанность по выставлению собственникам помещений многоквартирного дома платежных документов у общества "Энергосбыт Плюс" возникает не в силу нормативных требований (в соответствии с п. 69 Правил N 354 такая обязанность возложена на ресурсоснабжающую организацию как на исполнителя коммунальной услуги), а на основании заключенного с МУП "Ижводоканал" агентского договора; при этом, агентский договор отдельных требований к формированию платежных документов не содержит, а потому обязанность по размещению в ГИС ЖКХ платежных документов, размещению обязательной информации в платежных документах лежит на исполнителе коммунальных услуг - МУП "Ижводоканал".
Кроме того, судом закономерно отметил, что в силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее Закон N 209-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее ГИС ЖКХ), в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 209-ФЗ субъекты, размещающие информацию в системе (далее - поставщики информации), - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
В силу статьи 8 Закона N 209-ФЗ поставщики информации размещают в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Поставщики информации обеспечивают полноту достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
На основании части 19 статьи 7 Закона N 209-ФЗ лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 6 Закона 209-ФЗ в системе подлежит размещению информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг.
Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Закона N 209-ФЗ).
Из указанных норм Закона N 209-ФЗ следует, что лицом, обязанным размещать спорные по настоящему делу сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) является поставщик коммунальных услуг, то есть в настоящем деле - МУП "Ижводоканал", следовательно, в силу норм указанного закона МУП "Ижводоканал" является лицом, ответственным за несвоевременное размещение в ГИС ЖКХ сведений и (или) за недостоверность таких сведений, а не лицо, которому МУП "Ижводоканал" поручило размещение таких сведений по соответствующему договору от своего имени. Действующий агентский договор не освобождает поставщика от обязанности обеспечить соблюдение требований Закона N 209-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд пришел к правомерному выводу о том, что содержащийся в оспариваемом определении вывод административного органа о том, что субъектом правонарушений МУП "Ижводоканал" не является, не соответствует вышеуказанным нормам права.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемое определение Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике от 29.12.2021 N 55 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении следует признать незаконным и отменить.
Ссылки Управления на наличие в действиях АО "ЭнергосбыТ Плюс" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ, не опровергают наличие оснований для установления Управлением на основании достоверных и достаточных доказательств факта наличия обмана потребителя при оказании услуги (реализации товара, выполнения работы), или иной обман потребителя либо отсутствия такового.
Одно действие может образовывать событие разных административных правонарушений.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу спора направлены на переоценку обстоятельств, которые установлены судом на основании представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 марта 2022 года (резолютивная часть от 18 марта 2022 года) по делу N А71-471/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-471/2022
Истец: Белослудцев Александр Витальевич
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
Третье лицо: МУП г. Ижевска "Ижводоканал"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2378/2023
14.02.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5546/2022
17.06.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5546/2022
30.03.2022 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-471/2022