г. Вологда |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А44-6084/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 июня 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Фирсова А.Д., судей Рогатенко Л.Н., Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от истца - Овинникова Н.А., представитель по доверенности от 11.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 12 на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 ноября 2021 года по делу N А44-6084/2020,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 12 (Великий Новгород) по Западному военному округу (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889; адрес: 105066, Москва, ул. Спартаковская, дом 2Б) обратилось в суд с иском к Новгородской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области (ИНН 5321109143, ОГРН 1065321078833; адрес: 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, дом 29/10) о взыскании убытков в размере 3 765 347,43 рубля.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Новгородской области; государственное областное казенное учреждение "Региональный центр энергосбережения и нормативов Новгородской области".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 ноября 2021 года с ответчика в пользу истца взысканы убытки в размере 269 918,45 рубля.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что размер убытков, которые подлежат выплате ему, вследствие поставки ресурсов по льготным экономически необоснованным тарифам, рассчитан истцом верно, подтвержден представленными в дело доказательствами.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство финансов Новгородской области представило отзыв на жалобу и дополнительные пояснения по расчету убытков, возникших у истца в результате поставки ресурсов по экономически необоснованным ценам. Против удовлетворения жалобы возражает.
Ответчик и третье лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и документы, поступившие от сторон, суд полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, истец в соответствии с основной своей деятельностью осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры, в том числе предоставляет коммунальные услуги.
Истец также имеет статус теплоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии населению для нужд отопления и в горячей воде в военных городках на территории Новгородской области.
В военных городках расположены многоквартирные жилые дома, населению которых истец поставляет тепловую энергию, как ресурсоснабжающая организация.
По утверждению истца в спорный период им оказаны услуги теплоснабжения и в дальнейшем истец обратился к ответчику с заявлениями от 28.02.2020 N 370/У/2/14/861, от 23.03.2020 N 370/У/2/14/1115 и от 13.04.2020 N 370/У/2/14/1326 о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов по коммунальным услугам теплоснабжения и горячего водоснабжения за спорный период.
Приказом ответчика от 20 апреля 2020 года N 174 истцу отказано в предоставлении субсидии, так как заявитель, являясь по организационно-правовой форме федеральным государственным бюджетным учреждением, не относится к получателям субсидии на основании пункта 1 Порядков предоставления субсидий в 2015-2019, 2020- 2024 годах на возмещение недополученных доходов организациям, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения и (или) горячую воду по тарифам для населения, утвержденных постановлениями Правительства Новгородской области N 679 от 30 декабря 2014 года и N33 от 12 февраля 2020 года.
В связи с отказом возместить недополученные доходы истец обратился в суд с иском о взыскании убытков в размере 3 765 347,43 рубля за спорный период.
Оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87), постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции, в полном соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами и материалами дела, удовлетворил исковые требования в части.
Заявленные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, отражены в оспариваемом судебном акте и получили в нем надлежащую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Поскольку тепловой энергией в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения ЖК РФ и Правила, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Межтарифная разница представляет собой расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
В данном случае истцом заявлено требование о взыскании убытков, возникших в связи с применением льготных тарифов для населения за оказанные ему услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 5 Постановления N 7 указано, что по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор должен представить доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ). Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное.
Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно пункту 1 Постановления N 87 если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу (пункта 2 Постановления N 87).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, в том числе сводные ведомости на получение субсидии на возмещение недополученных расходов, организациям, предоставляющим коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения за спорный период, а также расчеты недополученных расходов, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал наличие убытков в заявленном размере.
При этом суд первой инстанции неоднократно обязывал истца в своих определениях провести сверку расчетов с представлением всей первичной документации, представить в материалы дела доказательства в подтверждение своих требований.
В силу статей 9 и 41 АПК РФ сторона, не воспользовавшаяся своевременно процессуальным правом на представление доказательств в обоснование своих доводов, несет риск связанных с этим неблагоприятных последствий.
Так как истец не выполнил требование суда первой инстанции, не представило надлежащие документы о количестве ресурса, поставленного потребителям, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в заявленном размере.
Вместе с тем при отсутствии надлежащих доказательств суд первой инстанции принял во внимание то, что другие участники спора подтвердили несение истцом убытков в размере 269 918,45 рублей, в связи с чем удовлетворил иск в указанной части.
Оснований для иной оценки представленных сторонами в данной части доказательств у апелляционного суда не имеется.
Более того, в суд апелляционной инстанции третьим лицом представлен подробный расчет убытков истца на сумму 269 918,45 рублей, который истцом не опровергнут, дополнительных доказательств в его опровержение им не представлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делу N А44- 6323/2020.
Жалоба не содержит фактов и доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 ноября 2021 года по делу N А44-6084/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 12 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Д. Фирсов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6084/2020
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ в лице жилищно-коммунальной службы N 12 г. Великий Новгород по Западному военному округу
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области
Третье лицо: ГОКУ "Региональный центр энергосбережения и нормативов Новгородской области", Министерство финансов Новгородской области, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9345/2023
13.10.2023 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-6084/20
28.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13583/2022
17.06.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-271/2022
25.11.2021 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-6084/20