город Москва |
|
20 июня 2022 г. |
дело N А40-233307/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СевероАзиатская торговая компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2022 по делу N А40-233307/21,
по заявлению ООО "Северо-Азиатская торговая компания"
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Власов А.А. по доверенности от 20.09.2021;
от заинтересованного лица - Пешков Р.Н. по доверенности от 01.03.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Северо-Азиатская торговая компания" требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве от 05.10.2021 N 29-00653 по делу об административном правонарушении, отказано.
Общество, не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и административного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 26.08.2021 в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в Северо-Западном административном округе г. Москвы по адресу: Москва, улица Академика Курчатова, дом 17 поступила информация Управления Роспотребнадзора по г. Москве исх. N 77-00-34- 3 14616/2021 от 24.08.2021 с представленными документами (обращение Северо-Западного таможенного Управления исх. N 14-07-12/20008 от 13.08.2021, письмо Северо-Западной электронной таможни от 29.03.2021 N 11-11/04381 в адрес испытательного центра ТОО "Эылыми-Зерттеу Орталыэы "Алматы-Стандарт", письмо испытательного центра ТОО "Эылыми-Зерттеу Орталыэы "Алматы-Стандарт" N 78 от 30.03.2021, сведения из реестра деклараций о соответствии ФГИС Росаккредитации).
В ходе рассмотрения документов административным органом установлено, что в регионе деятельности Северо-Западного таможенного Управления при помещении товара "мебель" под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в декларации на товары заявлены сведения о декларациях о соответствии продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза 025/2012 "О безопасности мебельной продукции" N ЕАЭС N RU Д-IТ.АМ05.В.11948/20 от 25.11.2020, N ЕАЭС N RU Д-IТ.АМ05.В.11949/20 от 25.11.2020, N ЕАЭС N RU Д-IТ.АМ05.В.11950/20 от 25.11.2020.
Данные декларации приняты на основании протоколов испытаний N 876-М, N 877-М, N 878-М от 25.11.2020 испытательного центра ТОО "Эылыми-Зерттеу Орталыэы "Алматы-Стандарт" (аттестат аккредитации испытательной лаборатории N KZ.И.02.0102, дата внесения сведений в реестр сведений об аккредитованном лице 01.06.2011.
Согласно ответу испытательного центра договор между испытательным центром и привлекаемым лицом не заключался, а испытания не проводились.
Аттестат аккредитации Испытательного центра ТОО "Эылыми-Зерттеу Орталыэы "Алматы-Стандарт" N KZ.И.02.0102 от 01.06.2011 не действует с 17.02.2016.
05.10.2021 административным органом вынесено постановление N 29-00653 которым ООО "Северо-Азиатская торговая компания" признано виновным в недостоверном декларировании соответствия продукции (представление поддельных деклараций), ответственность за которое предусмотрена ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700.000 руб.
В обоснование своих доводов общество ссылается на TP ТС 025/2012, который не распространяется на мебель, предназначенную для экспонирования на выставках и для рекламы.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
Недостоверное декларирование - это действия по представлению в процессе декларирования недостоверных сведений, на основании которых осуществляется выдача декларации о соответствии. Такие действия заключаются в том, что виновным лицом при декларировании соответствия продукции в установленном законом порядке указывается информация о технических характеристиках и качествах продукции, не соответствующей фактической действительности и реальным качествам продукции.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 700.000 до 1.000.000 руб.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под декларированием соответствия понимается форма подтверждения соответствия продукции требованиям Технических регламентов.
Пунктом 1 ст. 24 Закона N 184-ФЗ определено, что декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих форм: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Согласно п. 2 ст. 24 Закона N 184-ФЗ при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Пунктом 3 названной статьи определено, что при декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи: включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о техническом регулировании заявитель обязан обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции.
Оценка соответствия требованиям Технических регламентов проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, и в иной форме с целью удостоверения соответствия продукции, Техническим регламентам.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 46 названного Федерального закона предусмотрено, что единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2010 N 906) п. 6510 "мебель бытовая" исключен из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Данное постановление вступило в законную силу 26.01.2011.
Таким образом, с 26.01.2011 мебель не подлежит обязательной сертификации, а соответственно не требуется представление сертификатов соответствия и с 01.07.2014 мебель исключена из Перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Согласно п. 4 ст. 2 ТР ТС 025/2012 настоящий Технический регламент не распространяется на образцы мебели, предназначенные для экспонирования на выставках и для рекламы.
В данном случае мебель деревянная для столовых и жилых комнат, в том числе мебель, предназначенная для экспонирования на выставках и для рекламы: стол, стулья, шкаф, комод, тумбочки, консоль, кресла (торговой марки Faber) исключены из перечня, что свидетельствует о том, что обязанность подтверждать качество поставленного товара путем предоставления сертификата соответствия либо декларации о соответствии отсутствует, что также подтверждается решением Органа по сертификации ООО "Сертификационная Компания" от 22.12.2021 N 21/12/0081 по заявке на проведение сертификации продукции на соответствие требованиям технического(их) регламента(ов), в котором указано о том, что оформление сертификата соответствия или декларации по ТР ТС 025/2012 не требуется.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверного применения судом первой инстанции норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2022 по делу N А40-233307/21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 05.10.2021 N 29-00653 о привлечении ООО "Северо-Азиатская торговая компания" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233307/2021
Истец: ООО "СЕВЕРО-АЗИАТСКАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ВРИО ГЛАВНОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ САНАМЯН АНЖЕЛА ВЛАДИМИРОВНА
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-650/2023
01.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23762/2022
20.06.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19303/2022
04.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-233307/2021