город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2022 г. |
дело N А32-40692/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от ответчика - представитель Чижов О.П. по доверенности от 11.03.2022, представитель Синицын С.А. по доверенности от 25.06.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 по делу N А32-40692/2021
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
к ответчику - АО "Туапсинский морской торговый порт"
при участии третьего лица - индивидуального предпринимателя Озерова В.В.
о расторжении договора аренды, обязании вернуть земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" со следующими требованиями:
расторгнуть с АО "Туапсинский морской торговый порт" договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 01.01.2002 N 3654 и обязать АО "Туапсинский морской торговый порт" освободить земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102015:4 по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, путем демонтажа: шатра, установленного на бетонное основание; шатра купольного типа, установленного на бетонное основание; туалета; кухни; бара;
обязать привести земельный участок, расположенный под указанным строением в первоначальное положение и убрать после демонтажа строительный мусор в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу;
взыскать с АО "Туапсинский морской торговый порт" неустойку на случай неисполнения решения суда в размере 5000 рублей за каждый день просрочки исполнения об обязании АО "Туапсинский морской торговый порт" вернуть земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102015;4 по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе по акту приема-передачи.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен индивидуальный предприниматель Озеров Владимир Викторович.
Решением от 14.04.2022 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что допущенные ответчиком как арендатором спорного земельного участка нарушения устранены в ходе рассмотрения настоящего дела.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в аренду для размещения городского роллер-скейт парка, включая торговые точки по оказанию услуг общественного питания ООО "Каравелла" до принятия арендатором решения о строительстве морского вокзала порта Туапсе на этом участке. При проведении проверки использования земельного участка установлено нарушение целевого использования - на участке был размещен диско-бар "Медуза". Ответчику направлялось требование об устранении нарушений, которое не было исполнено, в связи с чем ответчику было направлено для подписания соглашение о расторжении договора. По результатам повторного обследования 12.08.2021 установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. При проведении осмотра 03.02.2022 установлено, что на части земельного участка расположен фундамент снесенного здания морского порта, на котором вымощено брусчатое покрытие, демонтаж которого не осуществляется. Таким образом, ответчик в разумные сроки не устранил допущенные нарушения при использовании земельного участка.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея не явился.
Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица - индивидуального предпринимателя Озерова В.В. в судебное заседание не явился, отзыв не представил. Третье лицо извещено о рассмотрении дела в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Изучив материалы дела и заслушав представителей ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В пункте 4 Положения закреплено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено в соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459.
В силу Положения об управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 459, территориальное управление Росимущества осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 28.05.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации N 23-01/00-94/2003-610 от 30.10.2003
Между администрацией города Туапсе и АО "Туапсинский морской торговый порт" 01.01.2002 заключен договор аренды земельного участка N 3654. Указанный договор заключен в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004.
Сторонами договора 04.01.2003 заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 3654, по условиям которого последний стал считаться договором N 5100000974 от 01.01.2002.
Сторонами договора 20.06.2005 заключено дополнительное соглашение к договору аренды N 5100000974, по условиям которого пункт 1.1 договора был изложен в следующей редакции: "Арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду сроком по 01.01.2026 года земельный участок площадью 1189,21 кв.м, расположенный: г. Туапсе, Морской бульвар, в 1 экономико-планировочной зоне, кадастровый номер 23:51:0102015:0004, для размещения городского роллер-скейт парка, включая торговые точки по оказанию услуг общественного питания общества с ограниченной ответственностью "Каравелла" (гор. Туапсе, ул. Морской бульвар, 2, ИНН 2322026367).
Данное целевое назначение земельного участка действует до принятия арендатором в установленном порядке решения о строительстве на этом земельном участке морского вокзала порта Туапсе".
На основании пункта 1.1 соглашения от 11.03.2009 права и обязанности по договору аренды N 5100000974 переданы от администрации муниципального образования Туапсинский район новому арендодателю - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
Во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31.05.2021 N АШ-10/17627дсп "О проведении проверки использования земельного участка c кадастровым номером 23:51:0102015:0004, расположенного в городе Туапсе Краснодарского края", распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 04.06.2021 N 23-338-р "О создании комиссии по проведению внеплановой проверки сохранности и фактического использования земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004, находящегося в федеральной собственности" проведена внеплановая проверка использования земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004, по результатам которого составлен акт внеплановой проверки земельного сохранности и фактического использования земельного участка от 15.06.2021.
В ходе проведения проверки арендодателем установлены нарушения в части использования земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004 индивидуальным предпринимателем Озеровым В.В. на основании договора аренды движимого имущества от 01.06.2017 N 07-18/0454, заключенного с АО "Туапсинский морской торговый порт".
На месторасположение данного имущества индивидуальным предпринимателем Озеровым В.В. установлены объекты, используемые под размещение кафе "Диско - бар "Медуза".
По результатам произведенной проверки, Межрегиональное территориальное управление письмом от 29.06.2021 N 23-СМ-11/12696 в адрес АО "Туапсинский морской торговый порт" направлено требование об устранении выявленных нарушений.
Поскольку вышеуказанное требование АО "Туапсинский морской торговый порт" не исполнено, Межрегиональное территориальное управление письмом от 04.08.2021 N 23-09/15228 в адрес АО "Туапсинский морской торговый порт" направило соглашение о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004.
Межрегиональным территориальным управлением 12.08.2021 проведено повторное обследование (осмотр) фактического использования земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004.
В ходе данного осмотра (обследования) установлено, что по состоянию на 17.08.2021 обследуемый земельный участок продолжает использоваться под размещение кафе "Диско - бар "Медуза". Признаков каких-либо работ по демонтажу легковозводимых конструкций в границах обследуемого земельного участка не установлено.
В схеме размещения нестационарных торговых объектов по оказанию услуг на территории Туапсинского городского поселения муниципального образования Туапсинский район, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 29.09.2020 N 1559, размещение нестационарных торговых объектов, в том числе кафе "Диско - бар "Медуза" на земельном участке с кадастровым номером 23:51:0102015:0004, не предусмотрено.
Ссылаясь на нецелевое использование земельного участка, в нарушение пунктов 4.1.4, 4.2.1, 4.2.4 договора аренды N 5100000974 от 01.01.2002. Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование либо во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В пункте 3 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
В пункте 7.2 договора аренды указано, что данный договор может быть расторгнут по требованию арендодателя по решению суда на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в пункте 4.1.5 договора аренды.
Согласно пункту 5.1.6 договора аренды арендодатель вправе прекратить предоставление арендатору права аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным действующим гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Основанием для расторжения договора послужило ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по договору аренды, а именно использование участка не в соответствии с его целевым назначением.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
При изменении или расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (пункт 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В письме от 29.06.2021 N 23-СМ-11/12696 арендодатель предлагал арендатору устранить выявленные нарушения.
Между тем, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено следующее.
Право арендодателя по такому договору заявить требование о расторжении договора не влечет обязанность арбитражного суда в любом случае удовлетворить заявленный иск без учета (исследования) всех обстоятельств конкретного дела. Формальное наличие условий, предусмотренных статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть признано недостаточным правовым основанием для удовлетворения требования арендодателя о расторжении договора.
Учитывая, что расторжение договора, влекущее прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту, в случае, когда договор аренды земельного участка заключен на длительный срок, подлежат исследованию вопросы, связанные с наличием у ответчика разумного срока для устранения допущенных нарушений, а также соразмерности такого требования арендодателя допущенным контрагентом нарушениям, в целях установления баланса интересов сторон.
С учетом того, что расторжение договора, влекущее прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны, арбитражный суд полагает необходимым признать избранную истцом меру ответственности (расторжение договора) несоразмерной степени существенности допущенных ответчиком нарушений и балансу интересов сторон.
Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции определением от 15.12.2021 обязал сторон провести совместный осмотр спорного земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102015:0004, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Туапсе, по результатам которого составлен акт осмотра земельного участка от 03.02.2022.
По результатам осмотра установлено, что легковозводимые конструкции в пределах земельного участка демонтированы и вывезены. Во время проведения осмотра торговая деятельность и услуги общественного питания на земельном участочке не осуществляются.
Таким образом, допущенные арендатором нарушения устранены в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции.
Доказательств обратного в материалы дела заявителем жалобы не представлено.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 по делу N А32-40692/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40692/2021
Истец: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и РА, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Ответчик: АО "Туапсинский морской торговый порт"
Третье лицо: ИП Озеров Владимир Викторович