г. Челябинск |
|
20 июня 2022 г. |
Дело N А76-4657/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2022 по делу N А76-4657/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Коркино" - Герасимов С.А. (главный врач, приказ от 11.10.2017),
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - Акиньшина М.Ю. (доверенность от 01.02.2022, диплом), Колесникова К.А. (доверенность от 24.03.2022, диплом).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Коркино" (далее - заявитель, учреждение, медицинская организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным акта от 02.11.2021 выездной плановой комплексной проверки в части возвращения в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 051 902,03 рубля.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено, признан недействительным акт выездной проверки от 02.11.2021 в части требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области денежных средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 051 902,03 руб., как не соответствующий требованиям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании".
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Фонд в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что самостоятельное восстановление учреждением на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, в том числе, до начала проведения проверки, не исключает наличия в действиях медицинской организации нарушения требований законодательства об обязательном медицинском страховании. Денежные средства, использованные учреждением не по целевому назначению, должны были быть возвращены в бюджет Фонда. Использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению не может являться бухгалтерской ошибкой.
В судебном заседании заявитель ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области 28.09.2021 N 668 в отношении заявителя проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.10.2019 по 30.09.2021.
В ходе проверки Фондом установлена выплата учреждением за январь - апрель 2021 г. заработной платы медицинским работникам с начислениями (отпускных) медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе заработная плата (подстатья 211 КОСГУ) - 807912,47 рублей, начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 243989,56 рублей за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в то время такие выплаты должны производиться за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, что является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования за 9 месяцев 2021 г. (т.1, л.д.78-80).
Фондом в ходе проверки установлено, что в мае - августе 2021 учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 1 051 902,03 рублей с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет обязательного медицинского страхования (т.1, л.д.80).
Результаты проверки отражены Фондом в акте плановой комплексной проверки от 02.11.2021 (далее - Акт проверки), в резолютивной части которого содержится требование об обязании учреждения возвратить средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в сумме 1 051 902,03 рублей путем перечисления в течение 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (т.1, л.д.97-98).
Несогласие заявителя с требованием Фонда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в сумме 1051902,03 рубля заявителем полностью восстановлены на лицевом счете обязательного медицинского страхования, то требование Фонда о перечислении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорной суммы фактически будет означать не возврат использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а повлечет получение Фондом денежных средств в двойном размере, что является недопустимым.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (далее - Приказ N 15н) территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальный Фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ, осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ, и выполнением договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 7 Приказа N 15н).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6, пунктом 12 части 7 статьи 34, частью 14 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 2, 3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 оспариваемый акт вынесен в пределах предоставленных Фонду полномочий.
Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 1 Закона N 326-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Согласно пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования - что является целевым использованием средств.
В ходе проверки Фондом установлена выплата учреждением за январь - апрель 2021 г. заработной платы медицинским работникам с начислениями (отпускных) медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе заработная плата (подстатья 211 КОСГУ) - 807912,47 рублей, начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 243989,56 рублей, на общую сумму 1 051 902,03 рубля за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, между тем, такие выплаты финансируются за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П "О Методике распределения в 2020 году местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и правилах их предоставления" (далее - Постановление N 145-П) источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера, получаемых в соответствии с данным постановлением, за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам за счет средств областного бюджета.
В соответствии Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1124 (далее - Правила N 1124), источником финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемые в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, у учреждения отсутствовали основания для выплат отпускных медицинским работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в общей сумме 1 051 902,03 рубля.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как указано выше, Фондом в ходе проверки установлено, что в мае - августе 2021 учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 1 051 902,03 рублей с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет обязательного медицинского страхования, таким образом, учреждение самостоятельно устранило допущенное нарушение до проведения Фондом проверки.
Вместе с тем, в резолютивной части акта Фонд обязал учреждение возвратить средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в сумме 1 051 902,03 рублей путем перечисления в течение 10 рабочих дней со дня предъявления данного требования в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства по делу, пришел к правильному выводу, что поскольку средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в сумме 1051902,03 рубля заявителем полностью восстановлены на лицевом счете обязательного медицинского страхования, то требование Фонда о перечислении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорной суммы фактически будет означать не возврат использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а повлечет получение Фондом денежных средств в двойном размере, что является недопустимым.
Фонд указывает, что Закон N 326-ФЗ не предусматривает возможность восстановления денежных средств медицинской организацией на собственном лицевом счете, а указывает исключительно на обязанность возврата использованных не по целевому назначению средств в бюджет территориального фонда, ссылаясь на судебную практику, в том числе Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2019 N 308-ЭС19-1152 по делу N А15-123/2018.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что самостоятельное восстановление медицинской организацией на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть по целевому назначению.
Фонд, обязывая учреждение повторно перечислить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорную сумму, не восстанавливает потери бюджета Фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100% от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Также судебная коллегия отмечает, что приведенное в апелляционной жалобе дело, основано на других фактических обстоятельствах.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.04.2022 по делу N А76-4657/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-4657/2022
Истец: ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г.Коркино"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ