г. Москва |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А41-94065/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "ТИШИНА"-- Сафронова Е.А. представитель по доверенности от 19.04.22 г.;
от Межрайонной ИФНС N 22 по Московской области - Волкова С.А. представитель по доверенности от 10.01.22 г., Виноградова Е.В. представитель по доверенности от 10.01.22 г.
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТИШИНА"- на решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2022 года N А41-94065/21,
по заявлению ООО "ТИШИНА" к Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью"ТИШИНА"- (далее - ООО "ТИШИНА") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 22Московской области (далее-Инспекция) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области, выразившихся в перерасчете земельного налога на принадлежащие ООО "ТИШИНА" земельные участки за 2020 год с кадастровыми номерами: 50:20:0080220:51, 50:20:0080306:57, 50:20:0080306:50 по уточненному налоговому сообщению об исчисленной налоговом органом сумме земельного налога N 1174864 от 27.08.2021;
признании недействительным сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1174864 от 27.08.2021 о перерасчёте земельного налога по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 801419 в рамках ОКТМО на принадлежащие ООО "ТИШИНА" земельные участки за 2020 год с кадастровыми номерами: 50:20:0080220:51, 50:20:0080306:57, 50:20:0080306:50;
признании недействительным требования N 96748 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.10.2021, выставленного Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области, в соответствии с которым за ООО "ТИШИНА" числится (выявлена) недоимки, задолженность по пени, штрафам, процентам, которые на основании законодательства о налогах и сборах указанное лицо обязано уплатить (перечислить): недоимка по земельному налогу в размере 11.608.754 руб., пени в размере 1.506.706 руб. 66 коп.; признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области N 16568 от 17.11.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка иного лица) в банках, а также электронных денежных средств; обязании Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области принять решение о перерасчете земельного налога за 2020 год по налоговой ставке в размере 0,3 процента в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0080220:51, 50:20:0080306:57 - за полный 2020 год, 50:20:0080306:50 - за 10 календарных месяцев 2020 года.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2022 года N А41-94065/21,заявление общества с ограниченной ответственностью "ТИШИНА" в части признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области N 16568 от 17.11.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка иного лица) в банках, а также электронных денежных средств оставлено без рассмотрения. В остальной части заявление общества с ограниченной ответственностью "ТИШИНА" удовлетворено частично. Признано недействительным требование Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области N 96748 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.10.2021 в части предложения уплатить пени по земельному налогу в сумме 83.966 руб. 97 коп. В остальной части в удовлетворения заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актомООО "ТИШИНА" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представительистца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представителиответчикапротив удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов делаОбществу с ограниченной ответственностью "ТИШИНА" принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 50:20:0080306:51, 50:20:0080306:54, 50:20:0080306:56, 50:20:0080306:57, 50:20:0080306:50 (размежеван на 291 земельный участок на основании решения заявителя от 01.10.2020). 26.02.2021 обществом, исходя из суммы рассчитанного земельного налога за 2020 год в общем размере 3.356.531 руб. и имеющейся переплаты по земельному налогу в размере 2.656.897 руб., произведена уплата земельного налога в размере 699.634 руб., что подтверждается платежным поручением N 29 от 26.02.2021.
Инспекцией 28.05.2021 сформировано сообщение N 801419 об исчисленном земельном налоге за 2020 год с применением ставки 0,3 процента в размере 3.356.048 руб.
В соответствии с разъяснениями ФНС России, согласно абзацу третьему подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325- ФЗ для налогового периода 2020 года) налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Учитывая данную позицию, Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области произведен перерасчет земельного налога за 2020 год с применением ставки 1,5 процента в размере 16.780.285 руб., который отражен в уточненном сообщении от 27.08.2021 N 1174864 об исчисленном земельном налоге.
В отношении участков с кадастровыми номерами 50:20:0080306:54, 50:20:0080306:56, имеющих вид разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства", налоговым органом применена ставка 0,3 процента. В связи с отсутствием уплаты земельного налога за 2020 год в полном объеме налоговым органом заявителю выставлено требование N 96748 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.10.2021 со сроком уплаты до 02.11.2021, согласно которому заявителю подлежит уплате земельный налог в размере 11.608.754 руб., пени по нему в сумме 1.506.706 руб. 66 коп.
Не согласившись с действиями инспекции, выразившихся в направлении уточненного сообщения об исчисленном земельном налоге от 27.08.2021 N 1174864, а также выставлением требования N 96748 от 05.10.2021, ООО "ТИШИНА" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Московской области от 24.11.2021 N 07- 12/088217@ уточненное сообщение об исчисленном земельном налоге от 27.08.2021 N 1174864, требование N 96748 от 05.10.2021 Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области оставлены без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Поскольку ООО "ТИШИНА" не исполнило требование N 96748 от 05.10.2021, Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств N 16568 от 17.11.2021.
Общество с ограниченной ответственностью "ТИШИНА" просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области, выразившихся в перерасчете земельного налога на принадлежащие ООО "ТИШИНА" земельные участки за 2020 год с кадастровыми номерами: 50:20:0080220:51, 50:20:0080306:57, 50:20:0080306:50 по уточненному налоговому сообщению об исчисленной налоговом органом сумме земельного налога N 1174864 от 27.08.2021; признать недействительным сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1174864 от 27.08.2021 о перерасчёте земельного налога по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 801419 в рамках ОКТМО на принадлежащие ООО "ТИШИНА" земельные участки за 2020 год с кадастровыми номерами: 50:20:0080220:51, 50:20:0080306:57, 50:20:0080306:50; признать недействительным требование N 96748 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.10.2021, выставленное Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области, в соответствии с которым за ООО "ТИШИНА" числится (выявлена) недоимки, задолженность по пени, штрафам, процентам, которые на основании законодательства о налогах и сборах указанное лицо обязано уплатить (перечислить): недоимка по земельному налогу в размере 11.608.754 руб., пени в размере 1.506.706 руб. 66 коп.; признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области N 16568 от 17.11.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка иного лица) в банках, а также электронных денежных средств; обязать Межрайонную ИФНС России N 22 по Московской области принять решение о перерасчете земельного налога за 2020 год по налоговой ставке в размере 0,3 процента в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0080220:51, 50:20:0080306:57 - за полный 2020 год, 50:20:0080306:50 - за 10 календарных месяцев 2020 года, ссылаясь на то, что при расчете земельного налога должна применяться пониженная ставка в размере 0,3 %, а также нарушение налоговым органом положений ст. 69 НК РФ при выставлении требования N 96748 от 05.10.2021.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе ООО "ТИШИНА" указывает на то, что выводы суда первой инстанции являются необоснованными.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование ООО "ТИШИНА" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области N 16568 от 17.11.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка иного лица) в банках, а также электронных денежных средств подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1 ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно п. 2 ст. 138 НК РФ, в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ указанная выше норма в отношении оспаривания актов налоговых органов ненормативного характера подлежит применению с 1 января 2014 года.
В соответствии с пп. 10 и 12 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Обжалование актов налоговых органов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 138 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщик с 01.01.2014 имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц сначала в вышестоящий налоговый орган и только после получения решения вышестоящего налогового органа налогоплательщик вправе обратиться в суд.
В рассматриваемом случае, на момент обращения в арбитражный суд заявителем не был соблюден установленный ст. 138 НК РФ обязательный досудебный порядок обжалования решения N 16568 от 17.11.2021, что установлено судом.
На момент судебного разбирательства соответствующее решение УФНС по Московской области по жалобе заявителя налогоплательщиком в суд также не представлено.
В силу п. 2 ст. 148 АПК РФ, арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Ссылка представителя заявителя на п. 63 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому обязательная досудебная процедура предусмотрена только в отношении обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не может быть принята судом, поскольку изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, внесены с 01.01.2014.
Требования заявителя в остальной части обоснованно удовлетворены в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом, в силу п. 2 указанной статьи Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области" от 05.11.2019 N 7/10 предусмотрены ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) в размере 0,3 процента; для прочих земельных участков в размере 1,5 процента.
В соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", начиная с налогового периода 2020 года и последующие периоды, в отношении налогообложения земельных участков юридических лиц реализован бездекларационный порядок администрирования.
Налоговыми органами направляются организациям сообщения об исчисленной сумме земельного налога. Сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога формируются на основании документов и иной информации, имеющихся у налоговых органов.
Как установлено налоговым органом, налогоплательщик в 2020 году являлся собственником 296 земельных участков, из которых 294 имеют вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Инспекцией произведен перерасчет земельного налога за 2020 год с применением ставки 1,5 процента в сумме 16.780.285 руб., который отражен в уточненном сообщении от 27.08.2021 N 1174864 об исчисленном земельном налоге.
Общество, не согласившись с исчисленной суммой земельного налога по сообщению N 1174584 от 27.08.2021, представило пояснения с просьбой о перерасчете земельного налога с применением ставки 0,3 процента в отношении участков с кадастровыми номерами 50:20:0080306:51, 50:20:0080306:54, 50:20:0080306:56, 50:20:0080306:57 за полный 2020 год, в отношения участка с кадастровым номером 50:20:0080220:50 за 10 календарных месяцев.
Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области направлены запросы в органы местного самоуправления по вопросу применения ставки в отношении спорного земельного участка.
Согласно полученному ответу от 01.11.2021, администрация Одинцовского городского округа Московской области считает обоснованным исчисление налоговым органом земельного налога с применением ставки, установленной Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 05.11.2019 N 7/10 "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области", для прочих земельных участков в размере 1,5 процента, поскольку организация, является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность, а не физическим лицом, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "ТИШИНА" является "43.12 Подготовка строительной площадки", среди дополнительных видов деятельности налогоплательщик может выполнять "Строительство жилых и нежилых зданий", "Работы строительные отделочные", "Работы строительные специализированные прочие".
В ходе проведения анализа деятельности налогоплательщика инспекцией установлено, что в 2020 году земельный участок с кадастровым номером 50:20:0080306:50 был разделен на 291 земельный участок. Из вновь образованных участков 23 участка были реализованы в 2020 году в пользу физических лиц по договорам купли-продажи.
Вместе с тем, по вновь выделенным земельным участкам налогоплательщиком не оспаривается налоговая ставка в размере 1,5 процента. Фактически общество не отрицает, что межевание земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080306:50 было произведено для выделения земельных участков с целью их дальнейшей продажи.
Как следует из материалов дела, земельные участки приобретены налогоплательщиком для их дальнейшей перепродажи, не использовались по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд, указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности, направленной извлечение прибыли (получение дохода от продажи участков), что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога.
По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.05.2021 N Ф09- 3143/21 по делу N А60-52156/2020, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КП 8-7425).
Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, была отмечена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2018 N 307-КГ18-20670 по делу N А66-16992/2017 и от 30.10.2018 N 305-КП 8-16987 по делу N А41-80451/2017.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка с наименованием вида разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства": размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Основываясь на изложенном, для применения пониженной налоговой ставки в отношений земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Согласно письму ФНС России от 15.09.2021 N БС-4-21/13121@, принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации, созданной для осуществления предпринимательской деятельности, обусловливает его налогообложение по налоговой ставке, установленной для соответствующих земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Аналогичный подход содержится в письмах Минфина России от 03.04.2019 N 03-05-04-02/23083, от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158 и ФНС России от 05.04.2019 N БС-4-21/6245@, от 19.06.2020 N БС-4-21/10095@.
По мнению арбитражного суда, вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что спорные земельные участки не использовались по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд; указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли, что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога.
Таким образом, Межрайонная ИФНС России N 22 по Московской области правомерно исчислила заявителю земельный налог за 2020 год. Направление оспариваемого сообщения соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку налоговая обязанность налогоплательщика таким образом приводится в соответствии с законом.
Ссылка заявителя на то, что с 01.01.2019 не допускается перерасчет налога в случае увеличения ранее уплаченных сумм налога, не может быть принята судом, поскольку согласно нормам ст. 52 НК РФ такой перерасчет не допускается только в отношении физических лиц.
Из содержания норм гражданского и налогового законодательства следует, что физические лица обладают дополнительными правами, в отличие от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Иное толкование норм свидетельствовало бы о невозможности разграничения правового положения физического лица и лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, и, как следствие этого их прав и обязанностей в отношении уплаты налогов.
Довод налогоплательщика, что за прошедшие периоды владения земельными участками исчислял земельный налог по ставке 0,3 процента от стоимости, не может быть принят судом, поскольку изменения в абзац четвертый подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса были внесены Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ и применяются к правоотношениям, начиная с 2020 года.
Позиция заявителя о нарушении налоговым органом положений ст. 69 НК РФ при выставлении требования N 96748 от 05.10.2021 судом отклоняется, поскольку пунктом 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 разъяснено, что требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
В ходе судебного разбирательства заявителем был представлен контррасчет пеней по требованию N 96748 от 05.10.2021, который проверен налоговым органом и признан верным, что отражено в письменных пояснениях от 05.04.2022.
Таким образом, требование Межрайонной ИФНС России N 22 по Московской области N 96748 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.10.2021 подлежит признанию недействительным в части предложения уплатить пени по земельному налогу в сумме 83.966 руб. 97 коп.
Ссылка представителя заявителя на то, что расчет пеней по земельному налогу должен быть произведен со дня, следующего за датой выставления сообщения от 27.08.2021 N 1174864 не может быть принята судом, поскольку подобное исчисление пеней не предусмотрено нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 апреля 2022 года N А41-94065/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94065/2021
Истец: ООО "ТИШИНА"
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2023 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 209-ПЭК23
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19776/2022
21.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8309/2022
06.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-94065/2021