г. Ессентуки |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А77-4/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2022.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рента" (ИНН 3808151359, ОГРН 1073808013223, адрес: 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Н.А. Назарбаева, д. 13, пом. 2) - Комогорцева Е.Е. (по доверенности), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (ИНН 2014029490, ОГРН 1042002612024, адрес: 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. С.Ш. Лорсанова, д. 12) надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рента" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.03.2022 по делу N А77-4/2022,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.03.2022 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Рента" (далее - заявитель, общество) к Управлению Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике (далее - ответчик, налоговый орган, Управление) - о признании недействительным решения от 18.02.2021 N 54 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из отсутствия совокупности условий для признания недействительным ненормативного правового акта.
В апелляционной жалобе общество просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и нарушение норм материального права. Заявитель выражает несогласие с выводом Управления о занижении Обществом налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2019 год на 5 408 451 рубль в результате неправомерного применения налоговой ставки 1 процент при расчете налога. Заявитель указывает, что до истечения срока представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2019 год и срока уплаты налога местом нахождения Общества являлась Чеченская Республика. Учитывая положения пункта 6 статьи 326.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) о необходимости уплаты налога по месту нахождения организации, при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2019 год должна применяться налоговая ставка 1 процент, действующая на территории Чеченской Республики в соответствии со статьей 1 Закона Чеченской Республики от 27.11.2015 N 49-РЗ "О ставках налога, взимаемого в связи с применением УСН" (далее - Закон Чеченской Республики), а не налоговая ставка 6 процентов. Представление Обществом первичной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2019 год в налоговый орган по предыдущему месту учета, а также исчисление в указанной декларации суммы налога с применением налоговой ставки 6 процентов обусловлено виновными действиями налоговых органов, признанными впоследствии незаконными. Решением Управления от 17.08.2020 N060 удовлетворена жалоба ООО "Рента" на действия (бездействие) Межрайонной ИФНС России N 6 по Чеченской Республике, выразившиеся в отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения о новом адресе места нахождения Общества). На основании указанного решения Управления Межрайонной ИФНС России N 6 по Чеченской Республике в ЕГРЮЛ внесена запись от 20.03.2020, содержащая сведения о новом адресе места нахождения ООО "Рента": 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Н.А. Назарбаева, д. 13, помещение 2. Предыдущий адрес Общества: 364051, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 80, офис 44. Таким образом, по мнению заявителя, Общество обоснованно исчислило налог по налоговой ставке 1 процент в налоговой декларации исходя из нового адреса места нахождения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит суд оставить решение без изменения, как принятое на основе всестороннего и полного исследования доказательств, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом 08.09.2020 уточненной (корректировка N 1) налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год.
По результатам проверки налоговой декларации налоговым органом составлен акт налоговой проверки от 31.12.2020 N 66 и вынесено решение от 18.02.2021 N 54 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 5 408 451 руб.
Основанием для доначисления спорных сумм налога послужил вывод налогового органа о неправильном применении обществом ставки налога в 1% в нарушение статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением, заявитель в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РФ обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Северо - Кавказскому федеральному округу (далее - Межрегиональная инспекция).
Решением Межрегиональной инспекции от 04.05.2021 N 07-19/0455@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Считая решения Управления и Межрегиональной инспекции необоснованными, заявитель обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.
Решением Федеральной налоговой службы от 11.10.2021 N КЧ-4-9/14277@ жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из оспариваемого решения и правильно указано судом первой инстанции, заявитель выражает несогласие с выводом Управления о занижении Обществом налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2019 год на 5 408 451 рубль в результате неправомерного применения налоговой ставки 1 процент при расчете налога. Заявитель указывает, что до истечения срока представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2019 год и срока уплаты налога местом нахождения Общества являлась Чеченская Республика.
Согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Из пункта 1 статьи 346.20 НК РФ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) следует, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Пунктом 1 статьи 346.21 НК РФ установлено, что налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Согласно пункту 5 статьи 346.21 НК РФ ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Пунктом 6 статьи 346.21 Кодекса установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации.
Налогоплательщики - организации по итогам налогового периода представляют налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 346.23 НК РФ).
Положениями статьи 1 Закона Чеченской Республики в соответствии с пунктом 1 статьи 346.20 НК РФ установлены налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, исходя из средней численности работников за налоговый (отчетный) период, определяемой в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики: до 20 человек включительно - 1 процент; от 21 до 40 человек включительно - 2 процента; от 41 до 100 человек включительно - 6 процентов.
Согласно материалам дела, Общество с 01.01.2019 применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
По состоянию на 31.12.2019 Общество состояло на учете в Межрайонной ИФНС России N 20 по Иркутской области.
04.02.2020 единственным участником ООО "Рента" принято решение о внесении изменений в учредительные документы (изменение юридического адреса). 20.08.2020 Общество поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России N 1 по Чеченской Республике, с 21.12.2020 состоит на учете в Управлении.
02.03.2020 Общество представило первичную налоговую декларацию по УСН за 2019 год в Межрайонную ИФНС России N 20 по Иркутской области, в которой исчислило налог в размере 6 490 141 рубля с применением налоговой ставки 6 процентов.
Согласно уточненной налоговой декларации, представленной 08.09.2020 в Межрайонную ИФНС России N 1 по Чеченской Республике, Общество уменьшило исчисленную сумму налога на 5 408 451 рубль, применив налоговую ставку 1 процент.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал не подлежащий переоценке вывод о том, что поскольку по состоянию на 31.12.2019 местом нахождения Общества являлась Иркутская область, общество при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2019 год не вправе было применять налоговую ставку 1 процент, предусмотренную положениями Закона Чеченской Республики для организаций, местом нахождения которых в 2019 году являлась Чеченская Республика (с учетом условий, предусмотренных указанным Законом).
Доказательств, позволяющих опровергнуть указанные выше обстоятельства, не представлено.
В этой связи, принимая во внимание, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, апелляционный суд считает судебное решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе общества, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 29.03.2022 по делу N А77-4/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-4/2022
Истец: ООО "Рента" "Рента"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Чеченской Республики (УФНС РФ по Чеченской Республики)
Третье лицо: Ильичев Денис Александрович