г. Челябинск |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А76-25785/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2022 по делу N А76-25785/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛТЕХСЕРВИС" - Киселев А.В. (паспорт, решение N 6 от 27.05.2020), Буланакова Н.С. (паспорт, доверенность от 03.08.2020, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Чикунова А.М. (паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис" (далее - ООО "Жилтехсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", заинтересованное лицо, инспекция) от 21.06.2021 N 3143 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (с учетом дополнений заявления от 11.10.2021, от 23.12.2021, от 03.03.2022, которые с соблюдением положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты арбитражным судом, т. 1 л.д.89-91; т.2 л.д.8-10).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 11.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экологии Челябинской области (далее - Министерство); администрация Копейского городского округа Челябинской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Жилтехсервис" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда от 18.03.2022 отменить.
В обоснование доводов жалобы общество ссылается на то, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства установленные постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Калининского района г. Челябинска по делу об административном правонарушении от 27.12.2021 по делу N 3-754/2021, в соответствии с которым оспариваемое предписание не может быть законным, поскольку в нем отсутствует указание населенного пункта, в котором необходимо исполнить содержащиеся в предписании требования.
Место (площадка) накопления ТКО по адресу: г. Копейск, пр-т Коммунистический, дом 35 отсутствует в реестре площадок, предусмотренной Территориальной схемой обращения с отходами Челябинской области, в связи с чем установить достоверно координаты места, где Инспекция предписывает создать контейнерную площадку невозможно.
По мнению апеллянта, обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Администрация г.Копейска обязана обратиться с заявлением в Министерство экологии Челябинской области о включении в Территориальную схему обращения с отходами в Челябинской области контейнерной площадки, расположенной на муниципальной земле. После удовлетворения данного заявления от Администрации г. Копейска должна быть организована (создана) контейнерная площадка.
Земельный участок, на котором ГУ "ГЖИ Челябинской области" обязывает создать площадку, не относится к общедомовому имуществу собственников, в отношении него межевание не проводилось, форма собственности и дата внесения в ЕГРН отсутствуют. Контейнерная площадка для накопления ТКО расположена вне границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу; г. Копейск, пр. Коммунистический, д. 35.
При создании (организации) площадки возникает нецелевое использование денежных средств собственников МКД пр. Коммунистический, д.35, выполнение строительных работ повлечет значительный ущерб. Организация (создание) контейнерной площадки ТКО не предусмотрено Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170. Кроме того, при обследовании территории, на котором административный орган предположительно предписывает создать площадку накопления ТКО, выяснилось путем замеров, что контейнерная площадка будет находится в 12 метрах от МКД, что не соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" поступило обращение граждан, проживающих в доме N 35 по пр. Коммунистический в г. Копейск (вх. N 11806 от 04.06.2021).
В целях выяснения обстоятельств, указанных в обращении от 04.06.2021 вх. N 11806, на основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 17.06.2021 N 21-3180 3143 в отношении ООО "Жилтехсервис" проведена внеплановая выездная проверка (т.1, л.д. 108- 110).
В ходе проверки установлено, что ООО "Жилтехсервис", осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом N 35 по пр. Коммунистический в г. Копейск, допустило нарушение лицензионных требований по управлению многоквартирными домами.
Перечень данных нарушений отражен в акте проверки от 21.07.2021 N 3143 (т. 1, л.д. 104-107).
На основании данного акта проверки заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 21.06.2021 N 3143 (т. 1, л.д. 102-103).
Согласно данному предписанию ООО "Жилтехсервис" предписано в срок до 21.07.2021 выполнить следующие мероприятия:
1. Обеспечить надлежащее содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов МКД:
1.1 выполнить работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов МКД, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
Не согласившись с данным предписанием заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО "Жилтехсервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству, отсутствии нарушений прав и законных интересов общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В силу части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно подпунктам 2, 2 - 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, Инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также лицензионный контроль в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано ГУ "ГЖИ Челябинской области" в пределах предоставленных ей полномочий.
В рассматриваемой ситуации Инспекцией зафиксирован факт нарушения заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б" пункта 3 Положения N 1110).
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3)
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены Правилами N 491, в соответствии с которыми, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (пункт 2). Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами N 170, определен перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил N 170, на управляющую организацию спорного МКД возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. В связи с чем подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что Правила N 170 не предусматривают организацию мест накопления ТКО.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частями 1-6 статьи 13.4 этого же Закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Проведенной инспекцией проверкой установлено, что ООО "Жилтехсервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным жилым домом N 35 по пр. Коммунистический в г. Копейске на основании выданной ГУ "ГЖИ Челябинской области" лицензии N 0132 от 09.04.2015, а потому отвечает за надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов и за создание мест (площадок) накопления отходов.
Инспекцией проведено обследование многоквартирного дома (далее - МКД) N 35 по пр. Коммунистический в г. Копейске.
В ходе обследования в связи с выявлением нарушений требований пункта 26.1 Минимального перечня, подпункта 2 пункта 11 Правил N 491, вынесено в отношении общества предписание от 21.06.2021 N 3143 с требованием обеспечить надлежащее содержание мест (площадок) накопления ТКО МКД в срок до 21.07.2021.
Доводы общества о том, что место (площадка) накопления ТКО по адресу: г. Копейск, пр-т Коммунистический, дом 35 отсутствует в реестре площадок, предусмотренной Территориальной схемой, в связи с чем невозможно установить координаты, где необходимо организовать контейнерную площадку, судебной коллегией рассмотрены.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (редакция Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (статья 8 Закона N 89-ФЗ).
В случае отсутствия мест накопления в территориальной схеме обращения с отходами и реестре мест накопления, потребитель обязан создать свое место накопления в соответствии с постановлением Правительства N 1039 от 31.08.2018 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" с последующим внесением данных о месте накопления в территориальную схему обращения с отходами и реестр мест накопления, утверждаемый органом местного самоуправления.
Согласно п. 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 4, 7 Правил N 1039 для расчета объема и (или) массы ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, необходимо предоставить документы, подтверждающие согласование контейнерных площадок с органами местного самоуправления, а именно решение уполномоченного органа о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.
Пунктом 11 Правил N 1039 установлено, что реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО.
В силу п. 13 Правил N 1039 в течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а при отсутствии - на официальный сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с соблюдением требований законодательства РФ о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Пунктом 16 Правил N 1039 определено, что "данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержат сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции на обозрение представлен фотоматериал (т.1, л.д.126). Стороны суду пояснили, что речь идет именно о спорной площадке.
На указанной фотографии изображены четыре контейнера для накопления ТКО, находящиеся в "кармане" на асфальтированной площадке. Площадка расположена вблизи домов N 35 по пр.Коммунистический г.Копейска и N2а по ул.Кожевникова г.Копейска. Ограждение контейнерной площадки, где установлены данные контейнера, ответствует.
Согласно реестру мест накоплений (площадок) жилого фонда, в реестр включена площадка по адресу: г.Копейск, ул.Кожевникова, д.2А (п.514, т.1, л.д.16).
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что спорная площадка включена в реестр мест накоплений (площадок).
Подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Подпунктом 11(1) Правил N 491 установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Минимальный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1)).
Как разъяснено в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", под организацией мест накопления понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Правила N 170 разработаны в соответствии с утратившим силу с 01.03.2005 Законом N 2818-1, однако, являются действующими. При этом, в силу подпункта "а" пункта 1.2 Правил N 170, положения этих Правил распространяются в том числе на частный жилищный фонд (жилищный фонд находящийся в собственности граждан и юридических лиц). То есть, как верно отмечено судом первой инстанции, указанные Правила обязательны для исполнения собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, которые взяли на себя обязательства по содержанию частного жилищного фонда.
Разделом III Правил N 170 установлен, в том числе порядок содержания придомовой территории.
В силу пункта 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В силу пункта 3.7.4 Правил N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Оценивая довод заявителя об отсутствии у управляющей организации обязанности по содержанию контейнерной площадки, не включенной в состав общего имущества многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частями 1-6 статьи 13.4 этого же Закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из указанных нормативных положений следует, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пункт 26(1) Минимального перечня).
Таким образом, довод общества об отсутствии у него обязанности по содержанию контейнерной площадки для накопления ТКО в состоянии, соответствующем нормативным требованиям, представляется не основанным на законе.
Само по себе возможное использование контейнерной площадки жителями иных домов (включая дома, не находящиеся в управлении заявителя), не освобождает общество, как организацию, осуществляющую управление общим имуществом многоквартирного дома, на придомовой территории которого установлена контейнерная площадка, от обязанности выполнять предусмотренные законом требования к содержанию такой площадки.
Довод о возможных нарушениях требований СанПиН 2.1.2.2645-10 при создании (организации) контейнерной площадки суд апелляционной инстанции отклоняет на основании следующего.
Требования, на которые ссылается апеллянт, предусмотренные СанПиН 2.1.2.2645-10 утратили силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21.
Как предусмотрено СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3).
В силу пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1039 в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Следовательно, заключение о соблюдении требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, в силу пункта 6 Правил N 1039, подготавливает территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, каким ООО "Жилтехсервис" не является.
Отсутствие необходимого расстояния между контейнерными площадками и жилыми домами не освобождает управляющую организацию от возложенной на нее обязанности по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Факт наличия (отсутствия) возможности создания места накопления ТКО устанавливается уполномоченным органом.
Доводы апеллянта о том, что земельный участок, на котором ГУ "ГЖИ Челябинской области" обязывает создать площадку, не относится к общедомовому имуществу собственников, в отношении него межевание не проводилось, форма собственности и дата внесения в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем указанный земельный участок данная компания не обслуживает, подлежат отклонению.
Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В случае если земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, и, соответственно, исполнять обязанность по содержанию прилегающей к жилому дому территории в пределах земельного участка, необходимого для использования общего имущества многоквартирного дома.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен указанный выше многоквартирный дом входит в состав общего имущества собственников помещений дома.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо определен субъект, несущий ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в лице управляющей компании.
Сведений о том, что на помещения в вышеуказанном МКД право собственности не регистрировалось, в материалы дела не представлено.
При этом наличие государственного учета земельного участка под МКД и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности, предусмотренных положениями Правил N 170 и 491.
Следовательно, то обстоятельство, что земельный участок под многоквартирным домом N 35 по проспекту Коммунистическому города Копейска не поставлен на кадастровый учет, не имеет значения и не освобождает управляющую компанию от исполнения обязанности по ее содержанию.
Доводы об отсутствии указания наименования населенного пункта, что делает предписание Инспекции неисполнимым, апелляционная коллегия отклоняет.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В данном случае оспариваемое предписание содержит указание на конкретные действия, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения допущенных нарушений.
Относительно адреса, по которому необходимо осуществить требования, предусмотренные в предписании, Инспекцией указан адрес: пр-т Коммунистический, д.35, при этом отсутствие указания наименования населенного пункта не приводит к невозможности исполнения предписания обществом, которое осуществляло деятельность по управлению многоквартирным жилым домом N 35 по пр. Коммунистический в г. Копейске на основании выданной ГУ "ГЖИ Челябинской области" лицензии N 0132 от 09.04.2015.
Кроме того, при возникновении трудностей в исполнении заявитель не лишен был возможности обратиться в Инспекцию за разъяснением порядка (доказательств обращения не представлено) и продлении срока исполнения предписания.
Доказательств невозможности исполнения предписания не имеется.
Таким образом, оспоренное предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенного нарушения, является исполнимым.
Ссылка апеллянта на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Калининского района г. Челябинска по делу об административном правонарушении от 27.12.2021 по делу N 3-754/2021 которым прекращено производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку вынесенное ГУ "ГЖИ Челябинской области" предписание от 21.06.2021 N 3143 не отвечало принципам конкретности и исполнимости, поскольку в указанном предписании отсутствует указание на наименование населенного пункта (т.2, л.д.45-49), отклоняется апелляционной коллегией.
Согласно данному судебному акту, по факту неисполнения должностным лицом ООО "Жилтехстрой" Пашниной А.В. предписания от 21.06.2021 N 3143, ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен протокол об административном правонарушении N 21-3747 от 30.07.2021.
Суд признал вынесенное предписание от 21.06.2021 N 3143 не отвечающим принципам конкретности и исполнимости, поскольку в предписании отсутствует указание на наименование населенного пункта субъекта административно-территориального деления, где необходимо было в установленный срок должностному лицу его исполнить.
На основании ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае решение было принято по административному делу о привлечении должностного лица общества к ответственности за нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по гражданскому делу.
Правовая оценка мировым судьей действий общества и примененные им положения закона, на которых основан вывод об отсутствии события административного правонарушения, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего дело.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание принято в пределах ее компетенции, соответствует положениям жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "Жилтехсервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие апеллянта с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2022 по делу N А76-25785/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилтехсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-25785/2021
Истец: ООО "ЖилТехСервис"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6675/2022
22.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5461/2022
18.03.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-25785/2021
13.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11972/2021