г. Москва |
|
21 июня 2022 г. |
Дело N А41-1029/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Агро" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2022 по делу N А41-1029/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Агро" - Колодин Э.В. по доверенности от 20.05.2022;
Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области - Николаева Е.Ю. по доверенности от 11.11.2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Агро" (далее - ООО "Альфа-Агро", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений) к Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган); УФНС России по Московской области (далее также - заинтересованное лицо) об обязании Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области произвести возврат земельного налога в размере 761.369 руб., пеней в сумме 104.414 руб., излишне взысканных по решению N 9439 от 01.12.2021; признании недействительными перерасчета земельного налога N 1191760 от 15.10.2021 по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021; решения о взыскании N 9439 от 01.12.2021; решения УФНС России по Московской области по апелляционной жалобе от 30.11.2021 N 07-12/090099@.
Решением суда первой инстанции заявление оставлено без удовлетворения.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части распределения судебных расходов, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
От инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Альфа-Агро" принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:13:0040129:83, расположенный адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Черноземово.
Заявителем самостоятельно исчислен и уплачен земельный налог за 2020 год платежными поручениями N 20 от 06.05.2020, N 24 от 24.07.2020, N 43 от 19.10.2020, N 1 от 21.01.2021 по налоговой ставке в размере 0,3 % от кадастровой стоимости.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области в адрес общества направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0040129:83 за 2020 год в размере 1 464 813 руб., содержащее перерасчет земельного налога с учетом ставки 1,5 %, произведенный по ранее направленному сообщению от 14.09.2021 N 1191760, в котором налог рассчитан исходя из ставки 0,3 %.
Не согласившись с сообщением инспекции N 1217626 от 15.10.2021 о перерасчете земельного налога N 1191760, ООО "Альфа-Агро" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Московской области от 30.11.2021 N 07-12/090099@ сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021 оставлено без изменения, а жалоба ООО "Альфа-Агро" - без удовлетворения.
В связи с отсутствием уплаты земельного налога за 2020 год в полном объеме налоговым органом заявителю выставлено требование N 79984 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 08.11.2021 со сроком уплаты до 18.11.2021, согласно которому заявителю подлежит уплате земельный налог в размере 761 369 руб., пени по нему в сумме 104 414 руб. 05 коп.
Поскольку ООО "Альфа-Агро" не исполнило требование N 79984 от 08.11.2021, Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств N 9439 от 01.12.2021.
Не согласившись с решением инспекции N 9439 от 01.12.2021, ООО "Альфа-Агро" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Московской области от 24.12.2021 N 07- 12/097801@ решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области N 9439 от 01.12.2021 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
ООО "Альфа-Агро" просит произвести возврат земельного налога в размере 761 369 руб., пеней в сумме 104 414 руб. излишне взысканных по решению N 9439 от 01.12.2021; признать недействительными перерасчет земельного налога N 1191760 от 15.10.2021 по сообщению об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1217626 от 15.10.2021; решение о взыскании N 9439 от 01.12.2021; решение УФНС России по Московской области по апелляционной жалобе от 30.11.2021 N 07-12/090099@, ссылаясь на то, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства", категория земель "Земли населенных пунктов", при расчете земельного налога должна применяться пониженная ставка в размере 0,3 %.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом в силу п. 2 указанной статьи Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 3 решения Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 31.10.2019 N 41/4 "Об установлении земельного налога на территории Пушкинского городского округа Московской области" в редакции от 27.08.2020 N 264/21 (далее - решение Совета депутатов от 31.10.2019 N 41/4) с 01.01.2020 установлены следующие налоговые ставки:
В размере 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 3 решения Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 27.08.2020 N 264/21 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 31.10.2019 N 41/4 "Об установлении земельного налога на территории Пушкинского городского округа Московской области" все изменения, в том числе изменения в пункт 3 решения Совета депутатов от 31.01.2019 N 41/4, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
В соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", начиная с налогового периода 2020 года и последующие периоды, в отношении налогообложения земельных участков юридических лиц реализован бездекларационный порядок администрирования. Налоговыми органами направляются организациям сообщения об исчисленной сумме земельного налога. Сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога формируются на основании документов и иной информации, имеющихся у налоговых органов.
Исходя из сведений, поступивших в инспекцию от регистрирующих органов в рамках статьи 85 НК РФ, заявителю на праве собственности с 23.09.2004 по настоящее время принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:13:0040129:83 расположенный по адресу: Московская область. Пушкинский район, д. Черноземово, с видом разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства", категорией земель "Земли населенных пунктов".
Основным видом деятельности ООО "Альфа-Агро" является: 01.5 - "Смешанное сельское хозяйство", дополнительный - 68.10 - "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества", 68.31.22 - предоставление посреднических услуг по аренде нежилого недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, что подтверждается сведениями из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
С учетом проведенного анализа выписки по операциям по счету ООО "Альфа-Агро" за период 2020 года, открытому в ПАО "Сбербанк России", налоговым органом установлено, что налогоплательщиком получены доходы от ведения предпринимательской деятельности (от сдачи в аренду объектов недвижимости), а именно: по взаимоотношениям с ООО "Мастер дизайн сувенир" ИНН 5404461670 (сумма полученной выручки за год - 2.328.750 руб.), а также с ООО "Фруктовая лавка" ИНН 7801530122 (сумма полученной выручки за год- 2.016.000 руб.)
В этой связи налоговым органом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:13:0040129:83 приобретен ООО "АльфаАгро" для использования в предпринимательской деятельности.
Достоверные доказательства, свидетельствующие об иных целях приобретения спорного земельного участка, инспекцией не установлено, обществом в ходе судебного разбирательства не представлено.
Суд первой инстанции верно указал, что документы, свидетельствующие о нахождении на земельном участке строения, соответствующего параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, не относятся к проверяемому периоду, а именно: к периоду 2020 года и, как следствие, не были оценены налоговым органом при исчислении земельного налога за 2020 год.
Кроме того, инспекцией в присутствии представителя Администрации Пушкинского городского округа проведен осмотр земельного участка, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, по результатам которого составлен акт осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 18.11.2021 б/н с приложением фотографических снимков. В указанном протоколе зафиксировано, в том числе, что земельный участок находится без ограждения, на его территории расположено одноэтажное каркасное строение на металлических сваях без подключения к линиям электропередач, газоснабжение отсутствует, кроме того, на земельном участке отсутствуют плодовые и декоративные деревья, насаждения и объекты дорожного сервиса.
Таким образом, в ходе проведения контрольных мероприятий налоговым органом установлено отсутствие размещения индивидуального жилого строения на спорном земельном участке и отсутствие объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эксплуатацию жилого строения.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Альфа-Агро" в 2020 году не использовало земельный участок по целевому назначению.
Как верно отметил суд первой инстанции, по смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли для соответствующих целей (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КП8-7425, от 21.12.2018 N 307-КГ18-20670 по делу N А66-16992/2017 и от 30.10.2018 N 305-КП 8-16987 по делу N А41-80451/2017).
Абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка с наименованием вида разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства": размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Ввиду изложенного суд первой инстанции также верно отметил, что для применения пониженной налоговой ставки в отношений земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Согласно письму ФНС России от 15.09.2021 N БС-4-21/13121@ принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации, созданной для осуществления предпринимательской деятельности, обусловливает его налогообложение по налоговой ставке, установленной для соответствующих земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Аналогичный подход содержится в письмах Минфина России от 03.04.2019 N 03-05-04-02/23083, от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158 и ФНС России от 05.04.2019 N БС-4-21/6245@, от 19.06.2020 N БС-4-21/10095@.
На основании изложенного выше суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок не использовался по назначению, не предназначался для личных (бытовых) нужд, указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании земельного участка в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли, что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога.
Таким образом, налоговым органом правомерно исчислен заявителю земельный налог за 2020 год, пени в порядке ст. 75 НК РФ.
Ссылку заявителя на наличие водоохранной зоны на спорном земельном участке суд первой инстанции обоснованно не принял, поскольку из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости не усматриваются подобные обременения.
Довод заявителя со ссылкой на ст. 57 Конституции Российской Федерации о том, что принятие Советом депутатов Пушкинского городского округа Московской области решения от 27.08.2020 N 264/21 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Пушкинского городского округа от 31.01.2019 N 41/4 "Об установлении земельного налога на территории Пушкинского городского округа Московской области" ухудшает права налогоплательщика и не может иметь обратной силы, то есть распространять свое действие на правоотношения, начиная с 01.01.2020, вопреки доводам апелляционной жалобы, также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Так, согласно подпункту "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ дополнен словами "(за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности)". Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2020.
Таким образом, решение Совета депутатов не может противоречить нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно п. 2 ст. 394 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено лишь право по дифференцированию налоговых ставок, не касаясь тех вопросов, которые нашли свое непосредственное отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации и законодательстве субъекта Российской Федерации.
В преамбуле решения Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 27.08.2020 N 264/21 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Пушкинского городского округа от 31.01.2019N 41/4 "Об установлении земельного налога на территории Пушкинского городского округа Московской области" указано, что изменения вносятся в целях уточнения и приведения в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации решения Совета депутатов Пушкинского городского округа от 31.10.2019 N 41/4 "Об установлении земельного налога на территории Пушкинского городского округа Московской области".
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел требование о признании недействительным решения УФНС России по Московской области по апелляционной жалобе от 30.11.2021 N 07-12/090099@, является необоснованным, так как в обжалуемом решении судом дана оценка доводам сторон, решением заявителю отказано в удовлетворении всех требований.
Кроме того, указанным решением УФНС России по Московской области не предусмотрено взыскание с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей.
Соответственно, данное решение не нарушает права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.04.2022 по делу N А41-1029/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Агро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1029/2022
Истец: ООО "Альфа-Агро"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 3 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23229/2022
20.04.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4350/2023
25.01.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1029/2022
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23229/2022
21.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8320/2022
06.04.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-1029/2022