город Томск |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А27-26544/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" (07АП-3802/2022) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 марта 2022 г. по делу N А27-26544/2021 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс", Кемеровская область - Кузбасс, город Белово (ОГРН 1144202001020, ИНН 4202048355) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1044205033377, ИНН 4205069089) о признании незаконными действий по проведению лицензионного контроля заявителя и признании незаконными выводов о нарушении лицензионных условий заявителем, изложенных в акте систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия,
От заинтересованного лица: руководитель Жаронкин В. Н. (приказ от 27.03.2020); Хлыновская О. А. (дов. от 11.01.2022, диплом),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" (далее - ООО "Медиахолдинг "Омикс", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу (далее - Управление Роскомнадзора, заинтересованное лицо) по проведению лицензионного контроля заявителя и признании незаконными выводов о нарушении лицензионных условий заявителем, изложенных в акте систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что поскольку предмет проверки, проведенной госорганом, не включен в закрытый перечень ст. 26.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ), данный закон применяться не может. Действия на основании данного закона неправомерны. Неправомерна также ссылка в решении на Приказ Минкомсвязи России от 12.01.2018 N 4 "Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядка оформления результатов таких мероприятий".
Управление Роскомнадзора в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Общество просит приобщить отзыв Роскомнадзора по делу N А27-2375/2022, в котором, по его мнению, отражена правовая позиция по применению Федерального закона N 294-ФЗ. Ходатайство удовлетворено.
Заявитель, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленных копий судебных актов (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителя не направил; в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей Управления Роскомнадзора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, ООО "Медиахолдинг "Омикс" осуществляет деятельность на основании лицензии серии РВ N 25571 от 01.07.2014, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В период с 04.10.2021 по 22.10.2021 на основании Плана деятельности Управления Роскомнадзора на 2021 год, утвержденного приказом заместителя руководителя Управления Роскомнадзора от 20.11.2020 N 236, проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс".
По результатам планового систематического наблюдения составлен акт систематического наблюдения N А-42/3/68 от 22.10.2021, которым зафиксированы нарушения ООО "Медиахолдинг "Омикс" лицензионных требований в части соотношения объемов вещания радиоканалов "Радио "Омикс" и "Радио Шансон", при осуществлении вещания по лицензии серии РВ N 25571 от 01.07.2014, что является нарушением ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), пп. "а" п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1529.
ООО "Медиахолдинг "Омикс" заявлено требование о признании незаконными в судебном порядке действий Управления Роскомнадзора по проведению лицензионного контроля заявителя и выводов о нарушении лицензионных условий заявителем, изложенных в акте систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из отсутствия доказательств того, что действиями Управления Роскомнадзора допущено нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оставляя судебный акт без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 8.3. Федерального закона N 294-ФЗ мероприятие по контролю может быть проведено без взаимодействия с юридическим лицом.
Согласно ч. 2 ст. 8.3. Федерального закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).
Согласно ч. 4 ст. 8.3. Федерального закона N 294-ФЗ порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядок оформления результатов таких мероприятий утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.01.2018 N 4 (далее - Приказ Минкомсвязи от 12.01.2018 N4).
Согласно ч. 1 Приказа Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4 задание на проведение плановых мероприятий по контролю оформляется в виде плана мероприятий по контролю на календарный год, утверждаемого руководителем территориального органа Роскомнадзора.
Согласно пп. "а" п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4, результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, оформляются в виде акта.
Судом установлено, что План деятельности Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу на 2021 год, в котором указано в отношении каких организаций будут проводиться мероприятия по контролю, размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://42.rkn.gov.ru/p3995/p32832/).
Результаты мероприятия по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" оформлены в виде акта систематического наблюдения N А-42/3/68 от 22.10.2021, в котором указано правовое основание проведения систематического наблюдения, установленное ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ - План деятельности на 2021 год.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ООО "Медиахолдинг "Омикс" об отсутствии в акте систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68 правового основания проведения мероприятия.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 11.06.2021 N 170-ФЗ (далее - Федеральный закон N170-ФЗ) с 01.07.2021 в Федеральный закон N 294-ФЗ установлен закрытый перечень предметов проверки, в отношении которых применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ вплоть до 31.12.2024. Предмета проверки, проведенной Управлением, в этом перечне нет.
Суд апелляционной инстанции признает необоснованными данные доводы, поскольку какие-либо нормативно-правовые акты, отменяющие действие Федерального закона N 294-ФЗ в действующем законодательстве отсутствуют. Федеральный закон N294-ФЗ до настоящего времени является действующим, однако, наряду с установленными нормами указанного закона, Федеральным законом N 170-ФЗ определены особенности, закрепленные ст. 26.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
В ст. 26.3 Федерального закона N 294-ФЗ определены виды государственного контроля (надзора) при организации и проведении которых применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Как указано выше, в ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ регламентирован порядок проведения мероприятий без взаимодействия, в том числе поименованы виды таких мероприятий.
При этом Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ, которым в Федеральный закон N 294-ФЗ была введена ст. 26.3, не отменяет действие ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
С учетом изложенного, Приказ Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4, определяющий форму и содержание задания на проведение внеплановых мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и принятый в соответствии с ч. 4 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, также является действующим. Какие-либо нормативно-правовые акты, отменяющие действие Приказа Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4, также отсутствуют.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным приказом Роскомнадзора 18.12.2018 N 197 (далее - Административный регламент N 197).
Согласно п. 8 Административного регламента N 197 мероприятия по государственному контролю (надзору) проводятся в отношении вещателей, т.е. юридических лиц, являющихся владельцами лицензий на телевизионное вещание, радиовещание (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N2124-1 "О средствах массовой информации").
Согласно п. 25 Административного регламента N 197 мероприятия по контролю осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок (во взаимодействии с вещателем) и плановых и внеплановых систематических наблюдений (без взаимодействия с вещателем) (далее - мероприятия по контролю).
Плановые систематические наблюдения проводятся территориальными органами в соответствии с планом мероприятий по контролю на очередной год, который является составной частью плана деятельности территориального органа на очередной календарный год, утвержденного руководителем территориального органа (п. 36 Административного регламента N 197).
Планирование мероприятий по контролю в территориальном органе предусматривается на год. Ежегодный план деятельности территориального органа, подписанный руководителем территориального органа, утверждается руководителем надзорного органа (пп. 32 - 33 Административного регламента N 197).
Согласно п. 23 Административного регламента N 197 срок проведения систематического наблюдения в отношении вещателя на предмет соблюдения обязательных требований составляет не более 21 (двадцати одного) календарного дня.
На основании п. 62 Административного регламента N 197 систематическое наблюдение проводится без взаимодействия с вещателем.
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пп. 79 - 81 Административного регламента N 197.
Лицензионный контроль в сфере телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензионного контроля в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным приказом Роскомнадзора 18.12.2018 N 198 (далее -Административный регламент N 198).
Согласно п. 63 Административного регламента N 198 систематическое наблюдение проводится в форме плановых и внеплановых мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым (контролируемым) лицом. Систематическое наблюдение проводится без согласования с органами прокуратуры, предварительное уведомление вещателя не требуется (п. 64 - п. 65 Административного регламента N 198).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пп. 80 - 82 Административного регламента N 198.
Вышеуказанные нормативные правовые акты являются правовыми основаниями проведения Управлением Роскомнадзора планового систематического наблюдения.
В соответствии с п. 80.8 Административного регламента N 198 осуществления государственного контроля (надзора) в акте систематического наблюдения указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований.
В соответствии с п. 81.7 Административного регламента N 198 осуществления лицензионного контроля в акте систематического наблюдения указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях лицензионных требований.
Какие-либо нормативно-правовые акты, отменяющие действие указанных административных регламентов, также отсутствуют.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что положения и основания мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, не предусматривает осуществление в их рамках лицензионного контроля, но именно это имеет место.
Согласно п.п. а п. 6 Приказа Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4 результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, оформляются - в виде акта.
Согласно п.п. б п. 6 Приказа Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4 результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации - в виде докладной записки на имя должностного лица, утвердившего задание на проведение мероприятия по контролю.
Результаты мероприятия по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" оформлены в виде акта систематического наблюдения N А-42/3/68 от 22.10.2021.
В отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" проводилось мероприятие государственного контроля (надзора) за соблюдением ООО "Медиахолдинг "Омикс" как российским юридическим лицом, осуществляющим формирование радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на радиовещание N 25571 от 01.07.2014 обязательных и лицензионных требований в сфере телевизионного вещания, радиовещания в форме планового систематического наблюдения в соответствии со ст. 56.1 Закона о СМИ. Мероприятия по анализу содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в соответствии со ст. 56 Закона о СМИ Управлением Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" в рамках мероприятия государственного контроля (надзора) не проводились, так как ООО "Медиахолдинг "Омикс" не является зарегистрированным средством массовой информации.
Таким образом, в соответствии с п. 9 положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 75 "Об утверждении положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами (далее -Положение N 75), на который ссылается ООО "Медиахолдинг "Омикс", докладная записка должна была быть оформлена только в том случае, если в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" проводилось мероприятие по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации предметом которого являлся анализ содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям законодательства РФ о средствах массовой информации.
Поскольку Управление Роскомнадзора проводило мероприятие в отношении именно юридического лица ООО "Медиахолдинг "Омикс", осуществляющего деятельность по вещанию на основании лицензии на осуществление радиовещания N 25571 от 01.07.2014, а не мероприятие в отношении средства массовой информации, составление докладной записки в данном случае не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Управления Роскомнадзора по составлению акта систематического наблюдения от 22.10.2021 N А-42/3/68, с отражением в нем сведений, установленных в результате систематического наблюдения, а также выводов, сделанных по результатам мероприятия по контролю, соответствуют требованиям статьи 56.1 Закона о СМИ, Федерального закона N294-ФЗ, Административных регламентов N197, N198.
Ссылка общества на позицию Роскомнадзора по делу N А27-2375/2022, не опровергает выводов суда по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями Управления Роскомнадзора по проведению проверки суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 марта 2022 г. по делу N А27-26544/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс"- без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 06.04.2022 N 60.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26544/2021
Истец: ООО "МЕДИАХОЛДИНГ "ОМИКС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4979/2022
05.12.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3802/2022
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4979/2022
23.06.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3802/2022
24.03.2022 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-26544/2021