г. Москва |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А40-279744/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ВК Комфорт" на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2022 по делу N А40- 279744/2021
по заявлению: акционерного общества "ВК Комфорт"
к 1. Тимирязевской межрайонной прокуратуре, 2. Прокуратуре города Москвы
о признании незаконным представления,
при участии:
от заявителя: |
Евстафьев К.В. по доверенности от 30.06.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1. и 2. - Богомолова Е.И. по доверенности от 15.03.2022 |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований акционерного общества "ВК Комфорт" (заявитель, Общество) о признании незаконным представления Тимирязевской межрайонной прокуратуры Северного административного округа города Москвы (заинтересованное лицо, Прокуратура) от 14.09.2021 N 7-14-2021.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель от Тимирязевской межрайонной прокуратуры и Прокуратуры города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере при расчете и начислении платы за коммунальные услуги, по результатам которой АО "ВК Комфорт" выдано представление от 14.09.2021 N 7-14-2021.
Не согласившись с представлением прокуратуры, заявитель обратился в суд.
Суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований АО "ВК Комфорт", поскольку оспариваемое представление соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Судом установлено, что факты о нарушении законов, допущенных АО "ВК Комфорт" были выявлены прокуратурой в ходе проверки по обращению Федосеевой Н.Б. о нарушении Обществом прав в жилищно-коммунальной сфере при начислении коммунальных услуг по водоснабжению за жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Базовская, д. 15, корп. 7, кв. 163.
Так установлены нарушения ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при отказе в произведении перерасчета по оплате коммунальных услуг по водопотреблению за жилое помещение, принадлежащее Федосеевой Н.Б.. являющейся инвалидом, за период с 01.01.2021 по 08.06.2021, исходя из объема фактических показаний установленных в ее квартире приборов учета холодного и горячего водопотреоления, признанных исправными по результатам проведенной поверки.
Выявленные нарушения явились основанием для вынесения оспариваемого представления в рамках предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) полномочий.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 22, пунктом 2 статьи 24 Закон о прокуратуре представление внесено первым заместителем Тимирязевского межрайонного прокурора г. Москвы, являющимся уполномоченным должностным лицом.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст. 21 вышеуказанного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что основанием для внесения представления прокурора могут быть не только факты нарушения законодательства, выявленные по результатам прокурорской проверки, проведенной в порядке пунктов 3-14 статьи 21 Закона о прокуратуре в отношении конкретного проверяемого юридического лица, но также и иные сведения о нарушениях, о которых стало известно прокурору из других источников информации.
По результатам изучения представленных Обществом документов были выявлены соответствующие нарушения законодательства. Тимирязевской межрайонной прокуратурой г. Москвы внесено представление об устранении нарушений.
В рамках рассмотрения обращения Федосеевой Н.Б. межрайонной прокуратурой установлено, что заявитель является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, д. 15, корп. 7, кв. 163, на основании договора купли-продажи квартиры N БАЗ 15/7-163/08/18 от 30.08.2018. Вместе с ней по указанному адресу постоянно зарегистрирован её сын - Федосеев И.Г.
Федосеева Н.Б. и её супруг Федосеев Г.П. являются инвалидами 3 группы по общему заболеванию в соответствии с представленными справками. При расчете и начислении платы за жилищно-коммунальные услуги по вышеуказанному жилому помещению, применяются льготы по категории "Инвалид 3 группы". Супруг имеет постоянную регистрацию в г. Нижний-Новгород, где в период заболевания и восстановления после болезни Covid-19 находились супруги.
Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляет АО "ВК Комфорт" с 15.04.2016 на основании решения общего собрания собственников помещений данного дома, оформленного протоколом N 1 от 23.12.2015, в соответствии с договором управления N БАЗ/Б/ДУ-15-7-163 от 10.09.2018.
В вышеуказанном жилом помещении 14.08.2014 установлены и введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодного и горячего водопотребления (далее - ИПУ ХВС и ИПУ ГВС). Срок проведения поверки указанных приборов учета был установлен - до 14.08.2020.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" до 01.01.2021 приостанавливалось действие положения подп. "д" п. 81 (12) постановления правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), которым предусмотрено, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Соответственно срок проведения поверки таких приборов продлен до 01.01.2021.
Однако из обращения Федосеевой Н.Б. и представленных в ходе проверки документов следует, что из-за введенных в соответствии с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ ограничительных мер в 2020 году в связи с распространением новой короновирусной инфекции, а в дальнейшем по причине болезни covid-19 в тяжелой форме её и её супруга и длительного восстановительного лечения, не проведена своевременно поверка квартирных приборов учета водопотребления.
В связи с чем, расчет АО "ВК Комфорт" за коммунальные услуги по водопотреблению производился по среднемесячному объему потребления с января по март 2021 года, а с апреля по июнь 2021 года, исходя из норматива потребления на каждого зарегистрированного.
Не согласившись с данными расчетами, заявитель обращалась устно, а также в письменном виде (29.07.2021) по вопросу перерасчета оплаты коммунальных услуг в управляющую организацию.
Однако, АО "ВК Комфорт" перерасчет по коммунальным услугам по водопотреблению, исходя из фактических показаний, установленных квартирных приборов учета, произведен не был.
09.06.2021 Федосеевой Н.Б. с привлечением специализированной организации проведена поверка приборов учета холодного и горячего водопотребления, установленных в её квартире, что также подтверждается представленными договором об оказании услуг по организации поверки средств измерений N Т8390 от 09.06.2021 и актом выполнения метрологической поверки N 146-21-7460 от 09.06.2021.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из содержания подпункта "б" пункта 59 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) следует, что при осуществлении расчетов размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Таким образом, при расчете среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем за основу берется фактический объем соответствующего коммунального ресурса, который определяется по данным приборов учета.
При этом права потребителя не могут быть нарушены положениями нормативного правового акта.
Как следует из содержания пункта 84 Правил, при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором или решением общего собрания собственников, обязан провести указанную в пункте 82 Правил проверку и снять показания прибора учета.
Так, в соответствии с п. 82 Правил исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 1 июля 2020 г. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 1 июля 2020 г., проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в том числе до присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), прибора учета электрической энергии, установленного гарантирующим поставщиком.
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год (п. 83 Правил).
Пунктом 61 указанного постановления Правительства РФ предусмотрено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в жилищно - коммунальной сфере исполнитель не провел указанную в пункте 82 Правил проверку, не снял показания прибора учета.
Поверка выполняется для определения соответствия параметров измерения квартирных приборов учета холодной и горячей воды требованиям нормативных документов.
Как указано выше изначально установленные (14.08.2014) индивидуальные приборы учета холодного (счетчик Итэлма N 14-296183) и горячего водопотребления (счетчик Итэлма N 14-074232) в принадлежащем Федосеевой Н.Б. жилом помещении по вышеуказанному адресу, согласно акта метрологической поверки N 146-21-7460 от 09.06.2021 находятся в исправном состоянии, их параметры измерения соответствуют требованиям технической документации.
В ходе проверки АО "ВК Комфорт" не представлено доказательств невозможности снятия контрольных показаний ИПУ ХВС и ИЛУ ГВС, в период с августа 2020 года по июнь 2021 года, установленных в квартире Федосеевой Н.Б.
Учитывая вышеизложенное, действия управляющей организации по отказу в произведении перерасчета по оплате коммунальных услуг по водопотреблению за вышеуказанное жилое помещение, принадлежащее Федосеевой Н.Б., являющейся инвалидом, за период с 01.01.2021 по 08.06.2021, исходя из объема фактических показаний установленных в её квартире приборов учета холодного и горячего водопотребления, признанных исправными, противоречат требованиям ст. 157 ЖК РФ, что подтверждается материалами проверки межрайонной прокуратуры.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией суда апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2022 по делу N А40- 279744/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-279744/2021
Истец: АО "ВК КОМФОРТ"
Ответчик: Тимирязевская межрайонная прокуратура