город Ростов-на-Дону |
|
29 июня 2022 г. |
дело N А32-40269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Топчиева С.К. по доверенности от 08.09.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.04.2022 по делу N А32-40269/2021
по исковому заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН: 2309089375,
ОГРН: 1042304949752)
к муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (ИНН 2309071138, ОГРН: 1022301433065)
о взыскании ущерба, причинённого объекту окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика", (ИНН 2309071138 ОГРН: 1022301433065) г. Краснодар о взыскании ущерба, причинённого объекту окружающей среды в размере 858 000 руб. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2022 с муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика", в пользу Южного межрегионального управления Росприроднадзора взыскан ущерб, причиненный окружающей среде, в размере 858 000 рублей.
.
Не согласившись с принятым судебным актом, муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом не доказано причинения ответчиком вреда почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения свалки на земельном участке. Судом первой инстанции не дана оценка тому, что при проведении рейда, отборе проб почвы и отходов, при определении лица, к которому относится захламленный земельный участок, не присутствовали представители МКУ "Единая служба заказчика", что является нарушением. Таким образом, МКУ "Единая служба заказчика" было лишено возможности отбора параллельных проб. МКУ "Единая служба заказчика" при осуществлении строительства объекта действовало в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Все необходимые документы и разрешения учреждением получены, предусмотренные проектной документацией мероприятия по охране окружающей среды выполняются.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, сотрудниками Южного межрегионального управления Росприроднадзора (далее -Управления) в ходе рейдового мероприятия по факту нарушений природоохранного законодательства при обращении с отходами на территории г. Краснодара, было установлено нарушение природоохранного законодательства РФ на земельных участках с кадастровым номером 23:43:0106012:746.
На основании рейдового осмотра 26 мая 2021 года с 12 ч. 00 мин. по 14 ч. 00 мин., направленного на выявление нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:746. В ходе обследования выявлена несанкционированная свалка строительных бытовых отходов на почвенном покрове размером 30*50 и 7*25 метров, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0106012:746 по адресу Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Красных Партизан-ул. Азовская.
В ходе рейда специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" отобраны пробы почвы и отходов, а также произведены замеры несанкционированных навалов отходов (размеры навалов 7*25 м., 30*50 м.).
Согласно выписки из ЕГРН от 15.06.2021 г. правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:746 является Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика". Земельный участок с кадастровым номером относится к категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- объекты системы образования (школа).
В результате неисполнения МКУ "Единая служба заказчика" обязательных требований в области природоохранного законодательства был причинен вред почве в результате несанкционированного навала отходов на почве в границах земельных участков с кадастровым номером 23:43:0106012:746.
Общая сумма размера вреда, причиненного почвам на обоих земельных участках составляет: 858 000 рублей.
Управлением в адрес Ответчика были направлены письма о добровольной оплате вреда, причиненного объекту окружающей среды от 23.07.2021 N ЕЛ-02-12494.
Требование обществом не было исполнено, оплата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена в полном объеме.
Не оплата обществом задолженности за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
* негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
* природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
* компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использовании способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", плодородный слой почвы - компонент природной среды, сформировавшийся на поверхности земли, состоящий из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности.
Согласно Письму Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757", порча и уничтожение плодородного слоя почвы -частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения "О государственном земельном надзоре", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как следует из материалов дела, в ходе обследования выявлен несанкционированный навал строительных отходов на почвенном покрове размером 30*50 и 7*25 метров, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0106012:746 по адресу Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Красных Партизан-ул. Азовская.
В результате неисполнения МКУ "Единая служба заказчика" обязательных требований в области природоохранного законодательства был причинен вред почве в результате несанкционированного навала отходов на почве в границах земельных участков с кадастровым номером 23:43:0106012:746.
Апелляционной коллегией не принимается довод учреждения о том, что истцом не доказано причинение ответчиком вреда почве как объекту окружающей среды.
В ходе рейда специалистами аккредитованной лаборатории ФЕБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" отобраны пробы почвы и отходов, а также произведены замеры несанкционированных навалов отходов (размеры навалов 7*25 м., 30*50 м.).
В соответствии с результатами лабораторных исследований почвы, произведенных привлеченными специалистами ФЕБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" Протокол испытаний (измерений) проб почвы от 07.06.2021 г. N 34П концентрация загрязняющего вещества по нефтепродуктам в месте несанкционированного складирования отходов превышает в сравнении с фоновым показателем в почве в 5 раз.
Таким образом, по результатам лабораторных исследований было установлено негативное влияние на почву, оказываемое в местах несанкционированного складирования отходов в сравнении с фоновыми показателями и установленными нормативами качества почвы, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.
Управлением произведен расчет вреда на основании Приказа МНР РФ от 08.07.2010 N 238. Ущерб составил 858 ООО (восемьсот пятьдесят восемь тысяч) рублей.
Таким образом, факт загрязнения подтверждается протоколами лаборатории, расчетом вреда и фотоматериалами.
Апелляционной коллегией также отклоняется довод учреждения о том, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что при проведении рейда, отборе проб почвы и отходов, при определении лица, к которому относится захламленный земельный участок, не присутствовали представители МКУ "Единая служба заказчика", что является нарушением.
Скопление отходов обнаружено в ходе рейдового мероприятия. Согласно ч. 2 ст. 8.3 ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка проведена на основании распоряжения- планового (рейдового) задания, что свидетельствует об отсутствии обязанности у административного органа извещать Общество о проведении мероприятия.
Согласно выписки из ЕГРН от 15.06.2021 г. правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:746 является Муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика". Земельный участок с кадастровым номером относится к категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования-объекты системы образования (школа).
В результате неисполнения МКУ "Единая служба заказчика" обязательных требований в области природоохранного законодательства был причинен вред почве в результате несанкционированного навала отходов на почве в границах земельных участков с кадастровым номером 23:43:0106012:746.
В соответствии со ст. 42 Федерального Закона от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации" собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Расчет вреда произведен в соответствии с п.5, п. 10 Приказа МПР РФ от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 10 Приказа МПР РФ от 08.07.2010 г. N 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 07.09.2010 г. N 18364), исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхностности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами, осуществляется по формуле:
УЩперекр = S х Кг х Кисп х Тх,
где:
УЩперекр - размер вреда (руб.); S - площадь участка, на котором обнаружена порча почв (кв.м,); Кг - перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными), определяется в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
В данном случае в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:746 на площади 175 кв.м, в результате самовольного 1незаконного) перекрытия поверхностности почв строительными отходами, почве как объекту охраны окружающей среды был причинен вред, что подтверждается лабораторными исследованиями, проведенными ФБУ ПЛАТИ по ЮФО".
Таким образом, при расчете использованы следующие исходные данные: S = 175
м.кв.
Показатель Кг рассчитывается в зависимости от глубины химического загрязнения. В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными, значение показателя Кг принимается равным 0,5.
Показатель Кисп определяется в зависимости от категории земель и целевого назначения загрязненного земельного участка в соответствии с п. 8 Методики. Для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов -1,3;
Показатель Тх определяется в зависимости от приуроченности загрязненного земельного участка к почвенно-климатическим зонам и горным поясам. В данном случае это степная зона, для которой такса исчисления вреда Тх равна 600 руб/кв.м.
Следовательно: УЩперекр = 175 х 0,5 х 1,3 х 600 = 68250 (шестьдесят восемь
тысяч двести пятьдесят) рублей.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0106012:746 на площади 1500 кв.м, в результате самовольного незаконного) перекрытия поверхностности почв строительными отходами, почве как объекту охраны окружающей среды был причинен вред, что подтверждается лабораторными исследованиями, проведенными ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО". Таким образом, при расчете использованы следующие исходные данные: S = 1500 м.кв.
Показатель Кг рассчитывается в зависимости от глубины химического загрязнения. В случае порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными, значение показателя Кг принимается равным 0,5.
Показатель Кисп определяется в зависимости от категории земель и целевого назначения загрязненного земельного участка в соответствии с п. 8 Методики. Для земель населенных пунктов за исключением земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами производственным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, зонам специального назначения, зонам военных объектов, -1,3;
Показатель Тх определяется в зависимости от приуроченности загрязненного земельного участка к почвенно-климатическим зонам и горным поясам. В данном случае это степная зона, для которой такса исчисления вреда Тх равна 600 руб/кв.м.
Следовательно: УЩперекр = 1500 х 0,5 х 1,3 х 600 = 585 000 (пятьсот восемьдесят
пять тысяч) рублей.
В соответствии с п. 5 Приказа МПР РФ от 08.07.2010 г. N 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 07.09.2010 г. N 18364), исчисление в стоимостной форме размера вреда при химическом загрязнении почв осуществляется по формуле: УЩзагр = СЗ х S х Кг х Кисп х Тх,
где:
УЩзагр - размер вреда (руб.);
СЗ - степень химического загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с п. 6 настоящей Методики;
S - площадь загрязненного участка (кв.м.);
Кг - показатель в зависимости от глубины химического загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с п. 7 настоящей Методики. При глубине загрязнения почв до 20 см (Кг) принимается равным 1.
Кисп - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с п.8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при химическом загрязнении почв, определяется согласно Приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв.м.).
В данном случае, при расчете использованы следующие исходные данные:
Соотношение (С) фактического содержания i-ro загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв определяется по формуле:
С=(м/Хн где:
Xi - фактическое содержание i-ro загрязняющего вещества в почве (мг/кг);
Хн - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Хн применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.
Снефтепродукты = 5,55/5 = 1,11
При значении (С) менее 5 СЗ принимается равным 1,5.
УЩзагр = 175 х 1 х 1,3 х 600 х 1,5 = 204 750 (двести четыре тысячи семьсот пятьдесят) рублей.
УЩ = УЩперекр + УЩзагр = 653 250+ 204 750 = 858 000 (восемьсот пятьдесят восемь тысяч) рублей.
Общая сумма размера вреда, причиненного почвам на обоих земельных участках составляет: 858 000 рублей.
Методика расчета вреда судом первой инстанции проверена и обоснованно признана составленной верно.
Доказательств оплаты ответчиком не представлено, сумма исковых требований не оспорена.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснил, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 названного постановления, по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих вину и причинноследственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.04.2022 по делу N А32-40269/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40269/2021
Истец: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МКУ "Единая служба заказчика", муниципальное казённое учреждение муниципального образования г. Краснодар "Единая служба заказчика"