г. Чита |
|
29 июня 2022 г. |
Дело N А19-24355/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года по делу N А19-24355/2021 по заявлению Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, ИНН 3808193750, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина д.14) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 103380133155, ИНН 3811020966, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании незаконным решения от 30.09.2021 N 038/1128/21 в части,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, в деле участвует индивидуальный предприниматель Аксютина Василиса Михайловна (Иркутская область, г. Иркутск),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее - заявитель, КЭ г. Иркутска или Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС по Иркутской области или антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 30.09.2021 N 038/1128/21 в части признания Комитета нарушившим пункт 6 "Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8.
Определением от 12.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Аксютина Василиса Михайловна.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года по делу N А19-24355/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что решение УФАС по Иркутской области в оспариваемой части вынесено в соответствии с законом, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и у суда отсутствуют основания для признания указанного ненормативного правового акта незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что торги, объявленные органом местного самоуправления, предполагалось провести на свободные места, имеющиеся в схеме, соответственно предписание антимонопольного органа не имеет отношения к местам, выставленным на торги.
Комитет полагает, что поскольку постановление администрации города Иркутска от 01 июня 2021 года N 031-06-378/21 "О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" не отменено судом общей юрисдикции и не признано не действующим, постольку схема НТО на территории города Иркутска имеет юридическую силу, соответственно торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов организованы в соответствии с пунктом 6 Положения, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 29 сентября 2018 года N031-06-961/8.
В отзыве антимонопольный орган возражает относительно доводов апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, комитет, антимонопольный орган и третье лицо извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в УФАС по Иркутской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя Аксютиной В.С. на действия организатора торгов - КЭ г. Иркутска при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории г. Иркутска, извещение N 200821/14603827/01.
По результатам рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссией Иркутского УФАС России вынесено решение от 30.09.2021 года N 038/1128/21, согласно которому жалоба индивидуального предпринимателя Аксютиной В.М. признана обоснованной. Организатор торгов признан нарушившим пункт 6 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена и пункт 20 Порядка организации и проведения торгов за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена" (утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8).
КЭ г. Иркутска, полагая, что решение от 30.09.2021 N 038/1128/21 в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ установлен порядок размещения нестационарных торговых объектов, закрепленный в Правилах включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
На основании пункта 2 Правил N 772 включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 772 для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
Согласно пункту 9 Правил N 772 внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4-6 Правил для включения объектов в схему размещения.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр утвержден "Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок N 3-спр), который определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов, процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области Схемы на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункту 16 Порядка N 3-спр Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления по форме согласно приложению к настоящему Порядку на срок не менее 1 года. При утверждении Схемы указывается период ее действия.
По настоящему делу установлено, что с 30.12.2011 размещение на территории города Иркутска нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществлялось в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11.
Пунктом 2 постановления от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 период действия Схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, был установлен до 01.01.2020.
15.07.2019 администрацией г. Иркутска вынесено постановление N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-063192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов", согласно которому из действующей Схемы исключено 757 мест под размещение нестационарных торговых объектов. Срок действия Схемы продлен до 01.01.2021.
По результатам антимонопольного расследования, проведенного Иркутским УФАС по жалобе Извечной В.М. (в связи с заключением брака фамилия изменена на Аксютину) и Общества с ограниченной ответственностью "Пресс-Медиа", установлено, что решение органа местного самоуправления (постановление от 15.07.2019) носило субъективный характер, в большинстве случаев места из схемы были исключены необоснованно, то есть администрация г Иркутска, исключив из схемы размещения нестационарных торговых объектов места их размещения, создала для заявителей и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность посредством нестационарных торговых объектов, неравные по сравнению с другими хозяйствующими субъектами условия деятельности. Необоснованное исключение мест из схемы нестационарных торговых объектов, ограничивает их доступ к пользованию земельными участками и нестационарными сооружениями торговли, что, в свою очередь, является препятствием для осуществления их хозяйственной деятельности.
Антимонопольный орган выдал администрации г. Иркутска предупреждение от N 038/63/20 об отмене акта, который содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (постановления от 15.07.2019 N 031-06523/90), путем его отмены.
В связи с неисполнением в установленный срок предупреждения, а также отсутствием акта об утверждении схемы нестационарных торговых Приказом УФАС по Иркутской области от 22.01.2021 N 038/16/21 в отношении администрации г. Иркутска возбуждено дело N 038/01/15-78/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 038/01/15-78/2021 Иркутским УФАС России вынесено решение от 02.06.2021 N 038/636/21, согласно которому администрация г. Иркутска признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с совершением действий, выразившихся в необоснованном сокращении мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением администрации г. Иркутска от 15.07.2019 N 031-06-523/9 "О внесении изменений в Постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании указанного решения антимонопольным органом администрации г. Иркутска выдано предписание от 02.06.2021 N 038/79/21, в котором установлена обязанность последней в срок до 19.11.2021 устранить допущенное нарушение путем приведения согласно решению Иркутского УФАС России Схемы, утвержденной постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов", в соответствие с требованиями норм действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере организации нестационарных торговых объектов в части недопущения необоснованного исключения объектов из нее.
Решение от 02.06.2021 N 038/636/21 и предписание от 02.06.2021 N 038/79/21 были администрацией оспорены в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.09.2021 по делу N А19- 14410/2021, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2022, в удовлетворении требований администрации г. Иркутска о признании незаконными решения и предписания отказано.
20.09.2021 на официальном сайте - www.torgi.gov, а также на официальном сайте организатора торгов - www.admirk.ru Комитетом размещена информация о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории г. Иркутска, извещение N 200821/14603827/01.
08.09.2021 в Иркутское УФАС России обратилась индивидуальный предприниматель Аксютина В.М. с заявлением о признании действий организатора аукциона (извещение N 200821/14603827/01) незаконными, создающими условия для недобросовестной конкуренции, об аннулировании торгов.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При рассмотрении жалобы Аксютиной В.М. УФАС по Иркутской области установило, что 01.06.2021, т.е. после истечения срока действия Схем, утвержденных постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (в редакции постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9), администрацией г. Иркутска вынесено постановление N 031-06-378/21, согласно которому период действия Схем продлен до 01.01.2027.
С учетом установленных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу о том, что Схемы размещения НТО, в нарушение предписания от 02.06.2021, не были приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства. Размещение нестационарных торговых объектов на основании Схем, не соответствующих требованиям законодательства, в свою очередь, свидетельствует о нарушении организатором торгов пункта 6 "Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8.
Пунктом 6 Положения N 031-06-961/8 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, вендинговых автоматов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли, торговых палаток) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места.
В силу положений части 7 Положения N 031-06-961/8 заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона, аукциона в электронной форме), проводимых в соответствии с Порядком организации и проведения торгов за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на который не разграничена. Аукцион в электронной форме проводится в порядке, определяемом регламентом оператора электронной площадки.
Таким образом, из смысла и содержания положений вышеуказанных норм права следует, что предоставление права на размещение НТО должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур (по результатам торгов), с заключением соответствующего договора, без оформления прав на землю. Места размещения НТО определяются полномочным органом местного самоуправления в соответствующей Схеме, при разработке которой орган местного самоуправления должен обеспечить устойчивое развитие территорий и достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Правом формирования Схемы наделен именно орган местного самоуправления. Однако количество мест размещения НТО не может быть произвольным, оно определяется в соответствии с Правилами установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также Методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291.
Нестационарный характер такого вида торговых объектов позволяет сделать торговую сеть с их использованием достаточно мобильной, реализация этого положения обеспечивается, в том числе, правом органа местного самоуправления вносить изменения в Схему, включать либо исключать отдельные места размещения НТО при наличии предусмотренных законом и Порядком оснований.
В рассматриваемом случае установлено и вступившими в законную силу судебными актами по делу N А19-14410/2021 подтверждено, что у администрации г. Иркутска при принятии постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9 отсутствовали правовые основания, предусмотренные законом и Порядком, для исключения из Схем 757 мест размещения нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, ни в срок, установленный в предписании, ни на дату проведения торгов, ни на дату рассмотрения настоящего дела администрацией не исполнена обязанность по приведению Схем, утвержденных постановлением от 30.12.2011 N 031-063192/11, в соответствие с требованиями закона в части недопущения необоснованного исключения объектов из нее. Более того, период действия Схем размещения нестационарных торговых объектов, из которых постановлением от 15.07.2019 N 031-06523/9 были незаконно исключены 757 мест, и незаконность такого исключения подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А19-14410/2021, постановлением администрации от 01.06.2021 N 031-06-378/21 продлен до 01.01.2027.
КЭ г. Иркутска полагает, что данное постановление администрации вынесено в соответствии с Порядком N 3-спр, обнародовано путем опубликования в официальном издании. Со ссылкой на принцип действия закона во времени, Комитет указал, что орган местного самоуправления вправе был распространить действие нормативно-правового акта на ранее возникшие правоотношения, т.е. на правоотношения, возникшие с 01.01.2021. Поскольку Порядком N 3-спр предусмотрена возможность внесения изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, при этом срок внесения изменений не регламентирован, является допустимым, наравне с утверждением новой Схемы, и внесение в нее изменений.
Также, по мнению заявителя, постановление от 01.06.2021 N 031-06-378/21 не ухудшает права хозяйствующих субъектов, так как не содержит изменений, касающихся исключения нестационарных торговых объектов. Напротив, продлевая срок действия Схем, орган местного самоуправления предоставил хозяйствующим субъектам возможность осуществлять торговую деятельность в нестационарных торговых объектах на территории г. Иркутска.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что срок действия Схем при их утверждении был установлен до конца 2019 года. Постановлением от 15.07.2019 N 031 -06-523/9, т.е. до истечения действия Схем, этот срок продлен до конца 2020 года.
Таким образом, акт, утверждающий Схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Иркутске, распространял свое действие на правоотношения в 2012-2019 годах, затем действие его было продлено на 2020 год. С 01.01.2021 он утратил силу. Нормативно-правовые акты, утверждающие новые Схемы, органом местного самоуправления не принимались.
В рассматриваемом случае администрация г. Иркутска своим постановлением от 01.06.2021 N 031-06-378/21 продлила период действия Схем, утвержденных постановлением от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (в редакции постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9), которые утратили силу с 01.01.2021.
Как правильно указал суд, истечение срока, на который был рассчитан закон или иной нормативный правовой акт, выступает в качестве условия для его прекращения.
Следовательно, может быть продлено действие лишь тех нормативно-правовых актов, которые приняты на какой-либо определенный срок. При этом орган, издавший акт, может продлить его действие или придать ему бессрочный характер до истечения этого срока. Продляемый нормативно-правовой акт должен быть действующим, т.е. срок его действия не должен быть истекшим, указанный нормативно-правовой акт не должен быть отмененным, признанным недействующим или иным образом утратившим силу.
Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность после истечения срока действия нормативно-правовых актов продлевать их действие на иной срок. Довод заявителя об обратной силе закона суд находит несостоятельным, поскольку администрацией не был принят новый нормативно-правовой акт, а продлено действие ранее изданного акта, причем, утратившего силу в связи с истечением установленного срока его действия.
При установленных обстоятельствах Иркутское УФАС России пришло к обоснованному выводу о том, что фактически постановлением администрации г. Иркутска от 01.06.2021 N 031-06-378/21 придана обратная сила недействующему акту, в нарушение Порядка N 3-спр.
Суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции находит несостоятельным, как не соответствующий фактическим обстоятельствам, установленным по делу, довод Комитета о том, что постановление от 01.06.2021 не ухудшает права хозяйствующих субъектов, так как не содержит изменений в Схеме, касающихся исключения нестационарных торговых объектов.
Администрация г. Иркутска распространила на прошлый период и до 01.01.2027 продлила действие Схем в редакции постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9), которым было исключено значительное количество мест размещения НТО.
По делу N А19-14410/2021 установлено, что у администрации отсутствовали правовые основания для исключения мест из Схемы размещения НТО, предусмотренных законом и Порядком N 3-спр. Судами сделан вывод о том, что действия администрации по исключению из Схем размещения НТО 757 мест не направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности, сокращения сферы торговых услуг. При рассмотрении дела N А19-14410/2021 судами дана соответствующая правовая оценка всем доводам администрации, аналогичным заявленным КЭ г. Иркутска в настоящем деле, о мотивах принятия постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9 о внесение изменений в действующие Схемы, и эти доводы признаны необоснованными.
В этой связи, постановление от 01.06.2021 N 031-06-378/21, как раз напротив, ухудшает права хозяйствующих субъектов, поскольку содержит именно те изменения в Схемах, которые касаются исключения из них значительного числа нестационарных торговых объектов без соответствующего обоснования.
Правовая оценка, которая дана Кировским районным судом г. Иркутска по делу N 2а-1509/2020 об оспаривании нормативного правового акта - постановления от 15.07.2019 N 031-06-523/9, не может рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего настоящее дело. Суд первой инстанции отметил, что статья 69 АПК РФ освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора и объема доказательств.
Данная норма закона не исключает возможность арбитражного суда делать иные выводы, нежели содержащиеся в судебном акте суда по ранее рассмотренному делу.
При таких обстоятельствах, суд находит правильным вывод антимонопольного органа о том, что КЭ г. Иркутска организовано проведение аукциона на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на основании Схем, не соответствующих требованиям законодательства.
Таким образом, действия КЭ г. Иркутска по организации и проведению аукциона по извещению N 200821/14603827/01, нарушают требования пункта 6 "Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение УФАС по Иркутской области в оспариваемой части вынесено в соответствии с законом, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и у суда отсутствуют основания для признания указанного ненормативного правового акта незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования КЭ г. Иркутска удовлетворению не подлежат.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года по делу N А19-24355/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24355/2021
Истец: Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Аксютина Василиса Михайлова