город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2022 г. |
дело N А32-54139/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей С.В. Соловьевой,С.В. Пименова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022 по делу N А32-54139/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терминал Панагия"
к заинтересованному лицу департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица администрации Краснодарского края
о признании незаконным отказа в рассмотрении ходатайства,
при участии посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" от Департамента имущественных отношений Краснодарского края Сергиенко И.Г. по доверенности от 30.12.2021;
от ООО "Терминал Панагия" адвокат Прокопов М.С. по доверенности от 05.02.2021,Кравченко Д.А. по доверенности от 05.02.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Терминал Панагия" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд заявлением, в котором просит: признать незаконным решение об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в форме письма департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.10.2021 N 52-33-21-45543/21 об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка; обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края рассмотреть ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 от 06.09.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края, от 22.03.2022 суд признал незаконным решение об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 от 04.10.2021 N 52-33-21- 8 45543/21, как противоречащее положениям Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и обязал департамент рассмотреть в течение 30 дней указанное ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Терминал Панагия", распределил судебные расходы.
Суд пришел к выводу, что полномочия представителя общества на подачу соответствующего ходатайства подтверждались приложенной к ходатайству нотариально удостоверенной доверенностью. Поскольку ходатайство общества мотивировано тем, что земельный участок находится в непосредственной близости к границам морского порта Тамань, согласно Карте функциональных зон, утвержденной Решением L сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 24 июля 2018 года 494 "О внесении изменений в генеральный план Таманского сельского поселения Темрюкского района 6 Краснодарского края, утвержденный решением XLX сессии Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района
созыва от 28 ноября 2012 года
206 "Об утверждении генерального плана Таманского сельского поселения Темрюкского района" земельный участок находится в границах функциональной зоны - территории промышленного района порта Тамань, отображенной на Генеральном плане Таманского сельского поселения Темрюкского района, а в соответствии со Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года
384-p (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 25.06.2021
1723-р), предусматривается увеличение пропускной способности и повышение эффективности работы, в частности Морского порта Тамань, в координации с созданием логистической системы, включающей, в том числе, припортовые терминалы различного назначения (раздел II, подраздел 4 "Водный транспорт" "Морской транспорт", п. 6), к месту размещения которых относится земельный участок. Исходя из чего, общество планирует строительство припортового терминала по перегрузке стали и/или контейнеров на земельном участке, следовательно, целью перевода земельного участка является его использование в соответствии с вышеуказанной документацией территориального планирования.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в приложенной к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую доверенности отсутствовали полномочия на обращение с таким ходатайством в виду неправильности указания ее реквизитов. Также обществом в нарушение положений статьи 7 ФЗ N 172-ФЗ не представило обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель.
Администрация Краснодарского края в отзыве поддерживает доводы апелляционной жалобы, указывает, что в поданном ходатайстве отзыва отсутствовало обоснование перевода земельного участка в другую категорию, в сведениях о заявителе допущены неточности и ошибки.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, указывает, что на стадии рассмотрения ходатайства Департаментом не может быть указано на отсутствие обоснования перевода.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и дополнений, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "Терминал Панагия" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2020, площадью 355 419 +/- 5 216 кв. м, местоположение установление относительно ориентира: Краснодарский край, Темрюкский район, юго-западнее ст. Тамань, вид разрешенного объекта - для сельскохозяйственного назначения; запись государственной регистрации права от 28.11.2014 N 23-23-44/084/2014-341.
Общество обратилось в департамент с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Письмом от 04.10.2021 N 52-33-21-45543/21 департамент отказал в рассмотрении ходатайства.
Отказ мотивирован тем, что в представленной доверенности от 05.02.2021 N 23/97-н/23-2021-1-434 на представителя ООО "Терминал Панагия" не содержатся полномочия заявителя на подачу в департамент ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 из состава одной категории земель в другую.
Указывая на то, что письмо от 04.10.2021 N 52-33-21-45543/21 является незаконным, нарушающим права и интересы собственника данного земельного участка в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) полномочиями по переводу находящихся в частной собственности земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в другую категорию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 8).
Суд первой инстанции, исходя из положений пункта 2 статьи 2, статей 3, 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также положений Административного регламента, указал, что целью перевода земельного участка является его использование в соответствии с вышеуказанной документацией территориального планирования, а доводы заинтересованного лица о том, что в доверенности отсутствовали полномочия представителя представлять интересы общества при обращении с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую противоречат материалам дела.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Так, в ходатайстве о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 от 6 сентября 2021 года указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, на листе 1, в абзаце 4 (14-ая строка), указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя заявителя -Прокопова Максима Сергеевича.
Вывод суда первой инстанции,что ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 от 6 сентября 2021 года, поданное Прокоповым Максимом Сергеевичем, соответствовало требованиям пункта 2.6.2. Административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, утвержденного Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 489 от 26 марта 2020 года "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую", является верным.
Ссылки Департамента имущественных отношений Краснодарского края на Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. N 828 (далее - Положение о паспорте гражданина РФ) апелляционным судом не принимаются, поскольку Положение о паспорте гражданина Российской Федерации предусматривает вопросы выдачи, замены и пользования паспортами РФ гражданами, а кроме того содержит лишь описание любого бланка паспорта гражданина РФ и не содержит указания о том, что все данные паспорта гражданина РФ вплоть до подписи руководителя подразделения должны указываться заявителями во всех ходатайствах, в частности, в ходатайствах о переводе земельных участков.
Более того, к ходатайству, поданному в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, была приложена нотариально заверенная копия нотариально удостоверенной доверенности, которая содержала все данные представителя заявителя.
Довод Департамента имущественных отношений Краснодарского края об указании заявителем номера бланка, а не номера в реестре является несостоятельным, поскольку это не препятствовало Департаменту идентифицировать доверенность по любому из указанных номеров: как по номеру бланка, так и по номеру доверенности в реестре.
Пункт 2.4.1. Административного регламента предусматривает, что основания для отказа в рассмотрении ходатайства исчерпывающе перечислены в пункте 2.9.3 подраздела 2.9. Административного регламента.
Пункт 2.9.3 подраздела 2.9. Административного регламента не предусматривает указанного Департаментом имущественных отношений Краснодарского края основания для отказа в рассмотрении ходатайства - отсутствие обоснования перевода.
При этом обоснование перевода земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 содержится в ходатайстве о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 от 6 сентября 2021 г.
В тоже время с целью апелляционным судом проверены доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии обоснования перевода спорного земельного участка в земли иной категории.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
ООО "Терминал Панагия" указывает, что перевод земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 в состав земель промышленности обусловлен исключительными обстоятельствами, которые выражаются в том, что в отношении расположенного рядом с указанным земельным участком имущественного комплекса ЗАО "Таманьнефтегаз" установлена санитарно-защитная зона (СЗЗ) на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2016 N 108. При этом более 2/3 площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 находится в границах этой СЗЗ. Фактически Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2016 N 108 подтверждает, что внутри границ СЗЗ имущественного комплекса ЗАО "Таманьнефтегаз" при его нормальной эксплуатации уровень химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух превышает ПДК и ПДУ.
В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями согласно подпункту "б" п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222.
Превышение уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (ПДК и ПДУ) в границах СЗЗ имущественного комплекса ЗАО "Таманьнефтегаз" может свидетельствовать о недопустимости использования земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Апелляционный суд отмечает, что факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 в санитарно-защитной зоне подтверждается данными публичной кадастровой карты, информация которой является открытой, общедоступной и общеизвестной.
Кроме того, согласно Карте функциональных зон (приобщена апелляционным судом к материалам дела), утвержденной Решением L сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 24 июля 2018 года N 494 "О внесении изменений в генеральный план Таманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, утвержденный решением XLIX сессии Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района II созыва от 28 ноября 2012 года N 206 "Об утверждении Генерального плана Таманского сельского поселения Темрюкского района" земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 находится в границах функциональной зоны - территории промышленного района порта Тамань, отображенной на Генеральном плане Таманского сельского поселения Темрюкского района.
По правилам пунктов 4 и 5 ч. 7 ст. 23 и ст. 25 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план Таманского сельского поселения Темрюкского района не мог быть разработан и утвержден без учета документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования Краснодарского края и документов территориального планирования Темрюкского муниципального района. В соответствии со Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 384-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1723-р), предусматривается увеличение пропускной способности и повышение эффективности работы, в частности Морского порта Тамань, в координации с созданием логистической системы, включающей, в том числе, припортовые терминалы различного назначения (раздел II, подраздел 4 "Водный транспорт" "Морской транспорт", п. 6), к месту размещения которых относится земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:2020.
Исходя из вышеизложенного ООО "Терминал Панагия" планирует строительство припортового терминала по перегрузке стали и/или контейнеров на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:2020. Таким образом, целью перевода земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 является его использование в соответствии с вышеуказанными документами территориального планирования.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд находит позицию Департамента имущественных отношений Краснодарского края, относительно того, что права и законные интересы заявителя не нарушены, несостоятельной, поскольку Письмо Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.10.2021 г. N 52-33-21-45543/21 об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка нарушило права заявителя ООО "Терминал Панагия", препятствует реализации права общества на получение соответствующей государственной услуги, а также в дальнейшем - переводу земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:2020 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", который необходим ООО "Терминал Панагия" для использования земельного участка для строительства припортового терминала по перегрузке стали и/или контейнеров и дальнейшего осуществления своей экономической деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом рассматривая такие споры в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда и производится им на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
Из анализа положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что, признавая решение незаконным, суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.
Исходя из смысла названных норм, выбор восстановительной меры является прерогативой суда. Учитывая, что суд не вправе подменять собой административный орган при осуществлении функций уполномоченного органа, в связи с чем в качестве способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя обязал департамент рассмотреть в течение 30 дней ходатайство ООО "Терминал Панагия".
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2022 по делу N А32-54139/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54139/2021
Истец: ООО "Терминал Панагия"
Третье лицо: Администрация КК, Администрация Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края