город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2022 г. |
дело N А53-43413/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Билоус А.В. по доверенности от 23.11.2020;
от ответчика: представитель Мироненко Е.А. по доверенности от 14.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.04.2022 по делу N А53-43413/2021
по иску государственного унитарного предприятия "Волгоградское областное предприятие "Вокзал-Авто" (ОГРН 1023403845343, ИНН 3444045753)
к ответчику Федеральному государственному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ОГРН 1116164001546, ИНН 6164302805)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Волгоградское областное предприятие "Вокзал-Авто" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - учреждение) о взыскании задолженности по перевозке пассажиров по воинским перевозочным документам в размере 7 069 892,10 руб. за период с января 2019 года по декабрь 2020 года.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.04.2022 иск удовлетворён. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждён факт оказания услуг и их стоимость.
Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что основанием для взыскания понесённых предприятием расходов является соответствующее соглашение. Поскольку договор между сторонами не заключался, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица дали суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на неё. Представитель ответчика пояснил, что расчёт иска прошёл ведомственную проверку, нарушений не выявлено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за период с января 2019 года по декабрь 2020 года предприятием оказаны учреждению услуги по перевозке пассажиров по воинским перевозочным документам на общую сумму 7 360 448,47 руб.
В целях получения оплаты за оказанные услуги предприятием были выставлены счета, которые с приложением оригиналов воинских перевозочных документов для оплаты были направлены в Северо-Кавказское управление военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации с сопроводительными письмами. Вместе с тем, указанные счета оплачены ответчиком частично.
В рамках дела N А53-4633/2020 о взыскании с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" в пользу ГУП "ВОП "ВокзалАвто" задолженности в сумме 1 138 351,53 руб. за услуги, оказанные по перевозке пассажиров по воинским перевозочным документам за период с 01.11.2017 по 31.12.2018, судом установлено, что при предъявлении требований об оплате услуг, оказанных по перевозке военнослужащих, ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" необходимо учитывать наличие права перевозчиков применять нерегулируемые тарифы, которое подтверждается выданными свидетельствами. Согласно ответу Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 14.11.2019 N 31-03-04/3277 следует, что в пригородном сообщении тариф за проезд одного пассажира за 1 км пути составляет 1 рубль 66 копеек, во внутриобластном междугородном сообщении - 1 рубль 72 копейки. При этом полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров по международным и межрегиональным маршрутам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не обладают.
В связи с чем, ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" пересчитало реестры выполненных за 2019, 2020 гг. воинских перевозок, установив, что сумма, подтверждаемая свидетельствами и осуществленными по нерегулируемым тарифам составляет 5 831 910,06 руб., по региональным тарифам из расчета 1,72 руб./пасс.км. были осуществлены перевозки на общую сумму 1 237 982,04 руб., таким образом всего на сумму 7 069 892,10 руб.
Для оплаты стоимости оказанной услуги по перевозке военнослужащих по воинским перевозочным документам ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" 25.11.2021 исх. N 9801 повторно была направлена претензия с приложением реестров воинских перевозок за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, заверенных копий свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок за 2019-2020 гг., а также исправленные счета на оплату: N 15/1 от 25.11.2021 за январь 2019 г. на сумму 436 282,28 руб.; N 16/1 от 25.11.2021 за февраль 2019 г. на сумму 138 019,68 руб.; N 17/1 от 25.11.2021 за март 2019 г. на сумму 114 051,76 руб.; N 18/1 от 25.11.2021 за апрель 2019 г. на сумму 231 221,08 руб.; N 19/1 от 25.11.2021 за май 2019 г. на сумму 252 434,48 руб.; N 20/1 от 25.11.2021 за июнь 2019 г. на сумму 496 878,58 руб.; N 21/1 от 25.11.2021 за июль 2019 г. на сумму 520 459,77 руб.; N 22/1 от 25.11.2021 за август 2019 г. на сумму 89 442,60 руб.; N 23/1 от 25.11.2021 за сентябрь 2019 г. на сумму 220 268,16 руб.; N 24/1 от 25.11.2021 за октябрь 2019 г. на сумму 454 848,34 руб.; N 25/1 от 25.11.2021 за ноябрь 2019 г. на сумму 936 108,84 руб.; N 26/1 от 25.11.2021 за декабрь 2019 г. на сумму 574 391,43 руб.; N 27/1 от 25.11.2021 за январь 2020 г. на сумму 420 758,02 руб.; N 28/1 от 25.11.2021 за февраль 2020 г. на сумму 150 858,88 руб.; N 29/1 от 25.11.2021 за март 2020 г. на сумму 97 969,42 руб.; N 30/1 от 25.11.2021 за май 2020 г. на сумму 31 152,80 руб.; N 31/1 от 25.11.2021 за июнь 2020 г. на сумму 296 020,06 руб.; N 32/1 от 25.11.2021 за июль 2020 г. на сумму 258 225,84 руб.; N 33/1 от 25.11.2021 за август 2020 г. на сумму 157 165,64 руб.; N 34/1 от 25.11.2021 за сентябрь 2020 г. на сумму 92 412,12 руб.; N 35/1 от 25.11.2021 за октябрь 2020 г. на сумму 264 019,54 руб.; N 36/1 от 25.11.2021 за ноябрь 2020 г. на сумму 574 458,40 руб.; N 37/1 от 25.11.2021 за декабрь 2020 г. на сумму 262 444,38 руб.
В связи с неисполнением обязательств по оплате задолженности, ГУП "ВОП "Вокзал-Авто" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (статья 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выделены два вида регулярных перевозок - по регулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных компетентными органами, и по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 16 части 1 статьи 3 Федерального закона). При этом согласно пункту 19 названной части Федерального закона свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В статье 9 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или участниками договора простого товарищества, которым предоставлено свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам.
В части 2 статьи 17 названного Федерального закона установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), согласно п. 7 ст. 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов).
Компенсации согласно Правилам N 704 подлежат расходы организации, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (военных сборов).
Компенсация расходов, указанных в правилах, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил, выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.
Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
При этом, в Правилах N 704 определено, что Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации должны предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Порядком компенсации расходов, в частности, предусмотрено, что компенсации за счет средств федерального бюджета подлежат расходы, связанные с провозом транспортными организациями по воинским перевозочным документам граждан, призванных на военную службу или военнослужащих к месту прохождения военной службы. Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета транспортных организаций на основании их счетов средств, в пределах объемов финансирования расходов и на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.
П. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" также определено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом военнослужащих по проездным и перевозочным документам, выданным в обмен на воинские перевозочные документы, производится Министерством обороны Российской Федерации за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, на основании счетов, предъявляемых транспортными организациями.
В материалы дела истцом представлены обновленные реестры выполненных перевозок с приложением свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных привлеченным истцом перевозчикам.
Кроме того, в материалы дела истцом представлены письмо Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 10.06.2021 N 25-02-01-02/5029, в котором изложена информация о свидетельствах об осуществлении регулярных перевозок, позволяющих осуществлять регулярные перевозки привлеченными истцом перевозчиками.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что истец надлежащим образом обосновал представленный расчёт, а ответчик его достоверными и допустимыми доказательствами не опроверг.
Апелляционная жалоба мотивирована невозможностью оплатить фактически осуществлённые перевозки ввиду отсутствия соглашения.
Указанный довод не основан на законе. Как верно указал суд первой инстанции, перевозки произведены в силу оснований, установленных законом.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.04.2022 по делу N А53-43413/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43413/2021
Истец: ГУП "ВОЛГОГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОКЗАЛ-АВТО"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЮЖНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1162/2023
26.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21361/2022
23.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9712/2022
30.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8790/2022
19.04.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43413/2021