город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2022 г. |
дело N А32-10605/2022 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Барановой Ю.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ИП Квашилавой Натальи Павловны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2022
по делу N А32-10605/2022
по иску АО "Крайжилкомресурс"
к ИП Квашилаве Наталье Павловне
о взыскании задолженности и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Крайжилкомресурс" (далее - истец, АО "Крайжилкомресурс", региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Квашилаве Наталье Павловне (далее - ответчик, ИП Квашилаве Н.П., потребитель) о взыскании по договору оказания услуг по обращению с ТКО (далее - ТКО) N ЮЛ-811 от 09.11.2021 задолженности за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 размере 147 024,97 руб., неустойки за период с 11.02.2020 по 04.03.2022 в размере 91 857,89 руб., неустойки с 05.03.2022 до даты фактического погашения долга, расходов по оплате госпошлины в размере 7 778 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2022 ходатайство о рассмотрении искового заявления по общим правилам искового производства отклонено. С ИП Квашилавы Натальи Павловны в пользу АО "Крайжилкомресурс" взыскано 147 024 руб. основного долга, также взыскана неустойка в размере 46 533,40 руб. за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 и 6302,51 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано. С АО "Крайжилкомресурс" в пользу ИП Квашилавы Натальи Павловны взыскано 569,10 руб. расходов на оплату услуг представителя, 76,64 руб. почтовых расходов. В остальной части в удовлетворении заявления о распределении судебных расходов отказано.
17.05.2022 по заявлению ответчика суд изготовил мотивированное решение.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Квашилава Н.П. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд необоснованно к спорным правоотношениям применил проект договора, не заключенный между сторонами. Региональный оператор в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил доказательств оказания ответчику услуг по вывозу ТКО в спорный период, представленные истцом акты подписаны в одностороннем порядке. Апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции не принял и не отвергнул представленные в материалы дела доказательства, а именно: договор от 01.10.2020, акты от 20.11.2020, от 19.03.2021, от 30.07.2021, от 26.11.2021, также Постановление Белореченского районного суда от 09.06.2021, которым установлено, что предпринимателем по состоянию на 09.06.2021 не заключен договор (в том числе и типовой договор в силу закона) с Региональным оператором на оказание услуг по обращению ТКО.
17.06.2022 от ответчика поступило ходатайство о назначении судебного заседания с вызовом сторон в судебное заседание.
Данное ходатайство подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, назначение судебного заседания и вызов сторон в судебное заседание по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, является правом суда апелляционной инстанции, которое может быть реализовано по его усмотрению в случае объективной необходимости и не поставлено в зависимость от волеизъявления сторон.
Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство рассмотрено и с учетом вышеприведенных положений статьи 272.1 АПК РФ признано не подлежащим удовлетворению, поскольку в данном случае, арбитражным судом апелляционной инстанции, с учетом характера и сложности рассматриваемого спорна, необходимость вызова сторон в судебное заседание не установлена.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон. От истца поступили возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности присвоен АО "Крайжилкомресурс".
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.12.2019 N 43/2019-ТКО установлен единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Крайжилкомресурс" на территории Белореченской зоны деятельности.
С января 2020 года АО "Крайжилкомресурс" оказывает услуги по обращению с ТКО.
Региональный оператор разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на своем официальном сайте: www.kgkr.ru, а также в средствах массовой информации.
АО "Крайжилкомресурс" для ИП Квашилавы Н.П. направлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЮЛ-811 от 09.11.2021 (далее - договор) (договор адресатом получен 17.01.2022).
Потребитель, подписанный со своей стороны договор по объекту фактического накопления твердых коммунальных отходов, в адрес регионального оператора не предоставил.
В соответствии с п. 2.1. договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01 января 2020 года (пункт 2.4. договора).
Согласно пункту 3.1. договора под расчетным периодом по договору понимается 1 (один) календарный месяц.
Пунктом 3.3. договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 - го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно пункту 3.4 договора потребитель самостоятельно получает у регионального оператора акт оказанных услуг до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, и до 10 (десятого) числа этого месяца возвращает надлежащим образом оформленный, а именно подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью (при ее наличии) акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставляет мотивированный письменный отказ от его подписания.
При этом пунктом 3.5. договора установлено, что в случае, если в течение указанного в пункте 3.4. договора срока акт оказанных услуг не будет подписан потребителем и представлен региональному оператору и потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
В приложении N 1 к договору предложено согласовать наименование и адрес объекта в Белореченском районе, объем и место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО.
В соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель - ИП Квашилава Н.П. обязан оплатить услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Задолженность ответчика перед истцом по оплате за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 составляет 147 024,97 руб.
Истец указывает на то, что потребитель ненадлежащим образом выполнил свои обязательства по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО.
Претензию истца с требованием о погашении задолженности по оплате оказанных услуг по договору ответчик добровольно не удовлетворил, что явилось основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
В отзыве на иск ответчик указывает, что истцу направлено письмо-отказ от подписания договора на предложенных условиях, ссылается на то, что договор сторонами не заключен, фактических отношений по оказанию услуг нет. Потребитель также отмечает, что заключая договоры поставки с другими хозяйствующими субъектами, большую часть тары ответчик возвращает своим поставщикам. Поврежденную картонную тару и средства пакетирования, которые поставщики не приняли, ответчик вывозит как вторсырье на переработку по договору безвозмездного оказанию услуг от 01.10.2020.
Также ответчик ходатайствовал о взыскании с истца судебных расходов на представителя в размере 10 000 руб., почтовых расходов в размере 404 руб.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в 2020 году была сформирована территориальная схема обращения с отходами и утверждена приказом от "16" января 2020 N 19 (с изменениями от 03.07.2020 N 378) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Краснодарского края".
Таким образом, АО Крайжилкомресурс" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории МО Белореченский район с 01.01.2020 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории МО Белореченский район.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Из указанной нормы следует, что региональный оператор не вправе отказать в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В свою очередь, собственники ТКО не вправе отказываться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Законом N 89-ФЗ, региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения (пункт 7 Правил N 1156).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Указанными Правилами в числе прочего определен в разделе I (1) порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в том числе в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Соответствующим лицам пунктом 8 (4) Правил императивно вменена обязанность самостоятельно обратиться с заявкой на заключение договора к региональному оператору.
Согласно пункту 8 (5) Правил такая заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8 (7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8 (8) Правил).
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
В случае если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8 (14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения (пункты 8 (10) - 8 (16) Правил).
Согласно пункту 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, из пункта 8 (18) Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Как следует из материалов дела, ИП Квашилава Н.П. осуществляет предпринимательскую деятельность по следующим адресам: г. Белореченск, ул. Кирова 12а, продовольственный магазин площадь. 112,1 кв.м; г. Белореченск, ул.Гагарина 148, продовольственный магазин площадь. 105,7 кв.м.
АО "Крайжилкомресурс" направило в адрес ИП Квашилава Н.П. проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.11.2021 N ЮЛ-811 (в приложении N 1 указано - наименование и адрес объекта, объем и место накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО).
Однако подписанный вариант договора в адрес АО "Крайжилкомресурс" в установленные действующим законодательством сроки от ИП Квашилава Н.П. не поступал.
Принимая во внимание вышеуказанныенормы, доводы апелляционной жалобы о незаключенности договора между сторонами отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, тогда как между сторонами спора в рассматриваемый период действовали типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы ответчика о том, что истцом не доказан факт оказания услуг по вывозу ТКО в спорный период, также отклоняется апелляционным судом.
Судом установлено, что истцом в материалы дела представлены копии актов об оказании услуг.
В соответствии с пунктом 3.4 договора потребитель самостоятельно получает у регионального оператора акт оказанных услуг до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, и до 10-го числа этого месяца возвращает надлежащим образом оформленный, а именно подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью (при ее наличии) акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставляет мотивированный отказ от его подписания.
В случае если в течение указанного в пункте 3.4 договора срока акт оказанных услуг не будет подписан потребителем и представлен региональному оператору, и потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме (пункт 3.5 договора).
Учет объема вывоза ТКО определяется актами об оказании услуг.
Согласно пункту 7.2 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
В силу пункта 7.3 региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
В свою очередь, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты сведения, отраженные в документах истца, доказательства уведомления истца для составления акта о нарушении обязательств по договору в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика о том, что услуги по сбору, вывозу и размещению твердых коммунальных отходов в спорный период ответчику оказывались иным лицом, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку АО "Крайжилкомресурс" является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории МО Белореченский район.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктов 5 и 7 Правил обращения с ТКО. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
С учетом изложенного, плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 Правил.
Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 N 528 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае". Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.12.2019 N 43/2019-ТКО установлен единый тариф на услугу по обращению с ТКО для АО "Крайжилкомресурс" на территории Белореченской зоны деятельности.
В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ), отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Действующее законодательство устанавливает лицу, управляющему многоквартирным домом, произвести в одностороннем порядке изменение размера платы за содержание жилого помещения без решения общего собрания собственников только в том расчетном месяце, в котором потребителям начинается предоставление региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО, и только в порядке, указанном в части 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Таким образом, в соответствии с пунктом 148 (30) Правил 354 установлен размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом судом правильно указано на то, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
С учетом изложенного требования в части взыскания основного долга в размере 147 024 руб. являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Помимо требования основного долга истец просил взыскать с ответчика неустойку за период с 11.02.2020 по 04.03.2022 в размере 91 857,89 руб., неустойку с 05.03.2022 до даты фактического погашения долга.
Пунктом 8.2. договора сторонами установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Вместе с тем, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, вступившим в силу с 01.04.2022, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. С учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Соответственно, после окончания срока моратория и в случае непогашения задолженности по настоящему делу, истец вправе обратиться с иском о взыскании процентов на непогашенную задолженность.
Согласно пункту 1 Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" установлено, что до 1 января 2023 года начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.
На 27.02.2022 Банком России была установлена ставка рефинансирования (ключевая ставка) в размере 9,50% годовых.
В этой связи Арбитражный суд Краснодарского края установил, что конечной датой периода начисления неустойки является 31.03.2022.
С учетом указанного, по расчету суда первой инстанции размер неустойки, подлежащий взысканию с ответчика за период с 11.02.2020 по 31.03.2022, составляет 46 533,40 руб.
Доказательств погашения неустойки ответчик не представил, вследствие чего арбитражный суд считает исковые требования о взыскании неустойки обоснованными и подлежащими удовлетворению в части 46 533,40 руб.
В данной части доводы апелляционной жалобы не заявлены.
В отношении ходатайства ответчика о взыскании с истца судебных расходов на представителя в размере 10 000 руб., почтовых расходов в размере 404 руб., суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Суд принимает во внимание правило части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Михайличенко Эдуард Николаевич (исполнитель) и ИП Квашилава Н.П. (клиент) заключили договор возмездного оказания услуг N 01.22-АС от 24.03.2022 (далее - договор от 24.03.2022).
В соответствии с пунктом 1.1. договора от 24.03.2022 заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать юридические услуги, а именно собрать все необходимые документы, составить отзыв на исковое заявление, направить документы в суд и при необходимости представлять интересы Заказчика в арбитражном суде первой инстанции на всех стадиях процесса по иску АО "Крайжилкомресурс" по делу N А32-10605/2022 (далее - юридические услуги).
Согласно пункту 5.1. договора от 24.03.2022 заказчик выплачивает исполнителю гарантированное вознаграждение (подготовка отзыва на исковое заявление, сбор документов и направление их в суд) в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В обоснование понесенных расходов на оплату юридических услуг истец представил платежное поручение N 676 от 19.04.2022 на сумму 10 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшить его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражений и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В отсутствие таких доказательств суд может по собственной инициативе возместить расходы в разумных, по его мнению, пределах лишь при условии явного несоответствия таким пределам заявленных требований. При этом разумность расходов определяется судом исходя из таких обстоятельств, как продолжительность рассмотрения и сложность дела, разрешающихся в ходе его рассмотрения правовых вопросов, сложившаяся судебная практика рассмотрения аналогичных споров, необходимость подготовки представителем в относительно сжатые сроки большого числа документов, требующих детальных исследований, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг представителей по аналогичным спорам и делам, имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг, а также другие обстоятельства.
Материалами дела подтверждено составление и направление представителем ответчика отзыва на иск, приложены почтовые квитанции на общую сумму 404 руб.
Оценив объем фактически выполненной работы, руководствуясь принципом сохранения баланса интересов сторон и сложившейся судебной практикой при рассмотрении аналогичных споров, Арбитражный суд Краснодарского края признает разумными и подлежащими взысканию с истца судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей (3 000 рублей за составление и направление отзыва на иск).
При этом арбитражный суд принимает во внимание средние ставки на юридические услуги в регионе, а также мониторинг гонорарной практики в Адвокатской палате Краснодарского края в 2019 году (https://apkk.ru/documents/attorneys/apkk/monitoring/).
При расчете итоговой суммы подлежащих взысканию расходов Арбитражный суд Краснодарского края принял во внимание, что требования истца удовлетворены на 81,03% от заявленных, в удовлетворении 18,97% требований отказано. Таким образом, взысканию с истца подлежат 18,97% от суммы причитающихся ответчику судебных расходов, установленной арбитражным судом, то есть 569,10 руб. расходов на оплату услуг представителя, 76,64 руб. почтовых расходов.
В данной части доводы апелляционной жалобы также не заявлены.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2022 по делу N А32-10605/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10605/2022
Истец: АО "Крайжилкомресурс", АО "Крайжилкомресурс" в лице филиала "Белореченский", АО "Крайжилкомресурс" в лице "Крайжилкомресурс" филиал "Белореченский"
Ответчик: Квашилава Н П