г. Москва |
|
30 июня 2022 г. |
Дело N А40-277511/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2022 по делу N А40-277511/21
по заявлению ООО "КОНТИНЕНТ"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
Гузенко Ф.В. по доверенности от 19.02.2021; |
от заинтересованного лица: |
Аверкиев А.В. по доверенности от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Континент" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 08.11.2021 N КУВД-001/2021-44175369 и решения от 08.02.2022 N КУВД-001/2021-44175369/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и обязании, с учетом уточнений заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением от 12.04.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, в собственности ООО "Континент" находится нежилое здание общей площадью 12,5 кв.м. (кадастровый номер 77:07:0015006:1133), расположенное по адресу: г. Москва, ул. Производственная, д.11, стр.5, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Собственником нежилого здания 21.09.2021 было принято решение о снятии с кадастрового учета и прекращении прав собственности на ряд зданий в связи с полным самопроизвольным их разрушением, в том числе и строения N 5 по ул. Производственная, д. 11.
ООО "Континент" обратилось за выполнением кадастровых работ в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета Здания с кадастровым номером 77:07:0015006:1133.
По результатам выполнения кадастровых работ - кадастровым инженером Григорьевым Ф.А. 12.10.2021 был составлен Акт обследования, в соответствии с которым кадастровым инженером "Подтверждено прекращение существования указанного объекта. Также, при наличии в ЕГРН дублей снимаемого с учета объекта, просим снять с учета все имеющиеся сведения о таких объектах и снять с учета все связанные объекты, родительским объектом которых он является. Демонтаж объекта произведен на основании решения собственника от 21.09.2021".
21.10.2021 ООО "Континент" предоставило в регистрирующий орган пакет документов для проведения государственной регистрации прекращения права собственности и снятия с кадастрового учета нежилого здания.
По итогам рассмотрения представленных документов Управлением Росреестра по г. Москве было вынесено решение от 08.11.2021 N КУВД-001/2021-44175369 о приостановлении государственной регистрации.
Основанием к приостановлению учетно-регистрационных действий послужило нарушение, по мнению регистратора, п.5,7 ч.1 ст.26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ, а именно:
- п.5 "Не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав";
- п.7 "форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации".
Ввиду неустранения причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета, Управлением принято решение от 08.02.2022 N КУВД-001/2021-44175369/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Континент" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, уничтожение вещи, как действие есть явление фактического, а не правового порядка, а факт, как известно, возникает при наличии обстоятельств свидетельствующих о его свершении и не может быть поставлен под сомнение исходя из усмотрения его законности.
Правовым последствием данного факта является снятие объекта недвижимости с кадастрового учета (пункт 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 1 ст.42 Закона о кадастре прекращение существования объекта недвижимого имущества в связи с его гибелью или уничтожением подтверждает изготовленный кадастровым инженером акт обследования.
Таким образом, Федеральным законом установлен документ, который предоставляется для снятия объекта недвижимого имущества с кадастрового учета и это Акт обследования, изготовленный кадастровым инженером.
Данный Акт предоставлялся для проведения учетно-регистрационных действий в Управление Росреестра по Москве.
Форма и содержание Акта обследования в результате кадастровых работ регламентируется Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0217 "Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке"(Зарегистрировано в Минюсте России 09.09.2021 N 64961). Данный Приказ не вступил в законную силу, а в соответствии с п.3 данный документ вступает в силу с момента признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861.
Учитывая изложенное, актуальным документом, регламентирующим форму и содержание Акта обследования в момент его составления и на сегодняшний день является Приказ Минэкономразвития России N 861 от 21.11.2015. Акт, подготовленный кадастровым инженером Григорьевым Ф.А. соответствует требованиям действующего законодательства и Приказу Минэкономрезвития России N 861 от 20.11.2015.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на Здание с кадастровым номером 77:07:0015006:1133.
Таким образом, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу провести государственную регистрацию снятия с кадастрового учета нежилого здания общей площадью 12,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Производственная, д.11, стр.5, кадастровый номер 77:07:0015006:1133 и прекращения на него права собственности ООО "Континент" на основании заявления от 21.10.2021 N КУВД-001/2021-44175369.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.04.2022 по делу N А40-277511/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277511/2021
Истец: ООО "КОНТИНЕНТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ