город Воронеж |
|
07 июля 2022 г. |
Дело N А64-10418/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Колесница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский": Свиридова Р.В., представителя по доверенности N 24 от 28.06.2022; Волкова И.А., представителя по доверенности N 19 от 24.05.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2022 по делу N А64-10418/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колесница" (ИНН 1216800004794, ОГРН 6829160670) к РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" о признании недействительным отказа в регистрации транспортного средства от 10.12.2021 N 76649298 и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колесница" (далее - ООО "Колесница", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" (далее - заинтересованное лицо, административный орган) с заявлением о признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ООО "Колесница" явку полномочных представителей не обеспечило.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" поддержали доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей стороны, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить. При этом руководствуется следующим.
Из материалов дела усматривается, что по договору купли-продажи от 19.11.2021 N 0908- 02/2021-БУ обществом приобретено транспортное средство ЛУИДОР-2250В0 (автомобиль скорой медицинской помощи) 2015 г.в., цвет кузова ГОСТ Р50574-2002.
Автомобиль передан обществу по акту приема-передачи 19.11.2021.
Из договора купли-продажи, паспорта ТС 52ОМ707155 цветом кузова указан ГОСТ Р50574-2002, автомобиль отнесен к классу "В".
11.12.2021 общество обратилось в адрес РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" с заявлением о регистрации указанного транспортного средства, представив необходимый пакет документов, предусмотренный приказом МВД РФ от 21.12.2019 N 950 "Об утверждении административного регламенты МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств".
По итогам рассмотрения заявления административным органом было отказано в регистрации транспортного средства (отказ в проведении регистрационного действия к заявлению N 76649298 от 10.12.2021).
Полагая отказ незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, основания и порядок регистрации транспортных средств установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 апреля 2011 года N 5-П подчеркнул, что отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16 января 2007 года N 127-0-0, от 16 октября 2007 года N 825-0-0, от 1 октября 2008 года N 670-О-О и др.).
В пункте 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 283-ФЗ государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
В целях реализации названных целей статьей 8 Закона N 283-ФЗ установлена обязанность владельца транспортного средства обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
1) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;
2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств;
3) обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять;
4) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
5) отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт;
6) непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона;
7) наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регистрация транспортных средств подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 (далее - Правила государственной регистрации транспортных средств) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950.
Из пункта 2 Правил государственной регистрации транспортных средств следует, что государственная регистрация транспортного средства осуществляется регистрационными подразделениями за собственником транспортного средства (далее - владелец транспортного средства).
Пунктом 28 Правил государственной регистрации транспортных средств установлено, что документами, являющимися основаниями для постановки транспортного средства на государственный учет за его владельцем, являются документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, а также документы, удостоверяющие иные права владельца транспортного средства.
При этом регистрация транспортных средств, имеющих цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, осуществляется с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации к таким транспортным средствам на основании документов, подтверждающих право юридического лица на их использование (пункт 13 Правил государственной регистрации транспортных средств).
Подпунктом "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.05.2012 N 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства" предусмотрено, что устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств оборудуются, кроме прочего, транспортные средства скорой медицинской помощи, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.
Требования к цветографическим схемам, опознавательным знакам, надписям, специальным световым и звуковым сигналам транспортных средств оперативных служб содержатся в подразделе 2.4 приложения N 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011. Эти требования распространяются в числе прочих на транспортные средства оперативных служб скорой медицинской помощи (пункт 2.4.1).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 15.12.2002 N 473-ст принят и введен в действие с 01.01.2004 государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50574-2002 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 50574-2002).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 07.02.2019 N 25-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50574-2019 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" с датой введения в действие 1 июля 2019 года, взамен ГОСТ Р 50574-2002.
Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
Требования к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2007 N 548 (далее - Требования).
Так, в силу данных Требований транспортные средства скорой медицинской помощи, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.
Согласно письму Министерства внутренних дел от 13.01.2010 N 13/5-1 "По вопросу регистрации автомобилей скорой медицинской помощи", транспортные средства скорой медицинской помощи могут эксплуатироваться только юридическими или физическими лицами, имеющими в соответствии с указанными нормативными правовыми актами лицензии на выполнение медицинских услуг по оказанию скорой медицинской помощи (далее - лицензии) либо имеющими договорные отношения с ними.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определяет права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (пункт 4 части 1 статьи 1 Закона N 323-ФЗ).
Под медицинской организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Положения названного Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (пункт 11 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 29 Закона N 323-ФЗ организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (часть 5 статьи 29 Закона N 323-ФЗ).
В Законе N 323-ФЗ определено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1 статьи 32 Закона N 323-ФЗ), к одному из видов медицинской помощи относится скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации; амбулаторно; в дневном стационаре; стационарно (часть 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ).
Формами оказания медицинской помощи являются: экстренная; неотложная; плановая (часть 4 статьи 32 Закона N 323-ФЗ).
Как предусмотрено в части 1 статьи 35 Закона N 323-ФЗ, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях (часть 2 статьи 35 Закона N 323-ФЗ).
Из системного анализа вышеприведенных положений следует, что являющаяся одним из видов медицинской помощи скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь может осуществляться как в экстренной, так и в неотложной форме.
В соответствии с положениями Закона N 323-ФЗ и пунктом 46 статьи 12 Федерального закона Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Как следует из пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Проанализировав названные положения, суд апелляционной инстанции установил, что квалифицирующим признаком для постановки транспортных средств с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности на учет является цель их использования.
Из доводов государственного органа следует, что общество не представило документы свидетельствующее о том, что оно является медицинской организацией, имеющей право на оказание услуг скорой медицинской помощи, либо, что приобретенный им автомобиль сдан в пользование специализированной медицинской организации.
Как установлено судом, заявитель не является медицинской организацией, имеющей право на оказание услуг скорой медицинской помощи, в связи с чем, не относится к оперативным службам в виде службы скорой медицинской помощи.
Основным видом деятельности ООО "Колесница" (ОГРН 1216800004794) согласно ОКВЭД является "49.39 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки". Дополнительными видами деятельности указаны "49.32 Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем", "49.42 Предоставление услуг по перевозкам".
Доказательств того, что на момент совершения регистрационных действий общество имело право на оказание услуг скорой медицинской помощи (имелась лицензия на оказание услуг скорой медицинской помощи), заявителем входе рассмотрения дела не представлено.
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), запрещается эксплуатация транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами (пункт 11).
Согласно пункту 2 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 31.03.2014 N 194 (зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2014 N 33243), выдача разрешений на установку устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного цветов) и звуковых сигналов осуществляется путем проставления отметки (внесения записи) в свидетельство о регистрации транспортного средства уполномоченным должностным лицом Госавтоинспекции.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции, выдача разрешений на установку устройств для подачи специальных световых (проблесковых маячков синего, синего и красного цветов) и звуковых сигналов осуществляется путем проставления отметки (внесения записи) в свидетельство о регистрации транспортного средства уполномоченным должностным лицом Госавтоинспекции.
Пунктом 9 названной Инструкции определено, что при изменении целевого назначения транспортного средства, имеющего специальные цветографические схемы на наружной поверхности, разрешение аннулируется посредством внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства и переоформления свидетельства о регистрации транспортного средства. Специальные световые и звуковые сигналы подлежат демонтажу.
Наряду с этим, Положение о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 N 876 (далее - постановление Правительства N 876), устанавливает специальные требования к подготовке водителей к управлению транспортными средствами. Так, пунктом 2 постановления Правительства N 876 закреплено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств скорой медицинской помощи, используемых для осуществления неотложных действий по охране жизни и здоровья граждан, обеспечивают профессиональный отбор и подготовку водителей к управлению транспортными средствами.
Приведенное правовое регулирование в системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что целевое назначение транспортного средства имеющего специальные цветографические схемы на наружной поверхности, и возможность его использования по данному назначению подлежат подтверждению посредством представления заявителем в том числе документов, подтверждающих основание использования, как предусмотрено пунктом 13 Правил регистрации.
Оборудование транспортного средства устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в соответствии с требованиями ГОСТ Р50574-2019 "Государственный стандарт Российской Федерации, автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб, цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специально световые и звуковые сигналы" (далее - ГОСТ Р50574-2019) и, как следствие, регистрация указанного транспортного средства при отсутствии соответствующего разрешения, лицензии, а также подтверждения договорных правоотношений, влечёт существенные правовые последствия - установление специального правового режима движения подобных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50574-2019 не допускается использование, согласно настоящему стандарту, цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.
Эти требования направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.
Необоснованная регистрация транспортного средства, имеющего цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и (или) оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами, за физическим или юридическим лицом в отсутствие документа, подтверждающего основания использования, влечет обоснованные риски злоупотребления владельцами своими правами, использования транспортных средств для личных целей, а также реальную угрозу нарушения прав иных участников дорожного движения, что не соответствует предписанию нормы статьи 24 Закона N 196-ФЗ (права и обязанности участников дорожного движения).
Вместе с тем, указанной нормой определено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункт 2 статьи 24 Закона N 196-ФЗ).
Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации (пункт 1.1).
Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3.1 Правил дорожного движения водители транспортных средств, имеющих специальные цветографические схемы, оборудованные проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом (к которым относятся, в том числе, автомобили скорой медицинской помощи), имеют право отступать от установленных правил.
В силу пункта 3.2 Правил дорожного движения при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда транспортного средства. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Пункт 3.3 Правил дорожного движения устанавливает, что, приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
Таким образом, водитель автомобиля, на котором установлены специальные световые и звуковые сигналы и нанесена цветографическая схема, пользуется преимуществом перед другими участниками дорожного движения.
Как установлено судебной коллегией, спорное транспортное средство, принадлежащее ООО "Колесница", не может быть отнесено к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 30.08.2007 N 548).
Допуск спорного транспортного средства, предназначенного для участия в дорожном движении на территории РФ, с учетом ограничения в использовании, не может быть осуществлен. Вместе с тем, его допуск как транспортного средства, не относящегося к транспортным средствам оперативных служб, может быть осуществлен после демонтажа цветографической схемы и спецсигналов.
Поскольку законность использования обществом специализированного транспорта не подтверждена, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отказ РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" в регистрации транспортного средства от 11.12.2021 N 76649298 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем у суда области отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Следует также отметить, что исходя из пояснений представителей административного органа, данных суду апелляционной инстанции в судебном заседании, РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" после вынесения оспариваемого решения по заявлению ООО "Колесница" осуществило государственную регистрацию спорного транспортного средства ЛУИДОР-2250В0 (2015 г.в., цвет кузова - белый), при этом специальные световые и звуковые сигналы и цветографическая схема заявителем демонтированы, что исключает возможность суждений о невозможности эксплуатацию спорного транспортного средства заявителем.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, в связи с чем апелляционная жалоба РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" подлежит удовлетворению, решение суда подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.04.2022 по делу N А64-10418/2021 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Колесница" (ИНН 1216800004794, ОГРН 6829160670) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Ушакова |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10418/2021
Истец: ООО "Колесница"
Ответчик: РЭО ГИБДД МОМВД России "Рассказовский" в лице гос.инспектора ст.лейтенанта полиции В.В.Плашенко
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд