г. Москва |
|
07 июля 2022 г. |
Дело N А41-36875/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.04.2022 по делу N А41-36875/21, по заявлению акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Центральный" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании,
при участии в заседании:
от акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Центральный" - извещено, представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Центральный" (далее - общество, АО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, управление) о признании незаконным решения (в форме уведомления) от 18.03.2021 N КУВД-001/2020-28387802/2 в государственной регистрации права собственности АО "Оборонэнерго" на объект недвижимого имущества: здание электромастерской, расположенное по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, Кубинский городок, Кубинская КЭЧ, кадастровый номер 50:20:0000000:307498; обязании зарегистрировать право собственности АО "Оборонэнерго" на объект недвижимого имущества: здание электромастерской, расположенное по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, Кубинский городок, Кубинская КЭЧ, с кадастровым номером 50:20:0000000:307498.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.04.2022 по делу N А41-36875/21 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" Министерства обороны Российской Федерации прекращено право оперативного управления Кубинской квартирно-эксплуатационной части района на здание электромастерской, расположенное по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, Кубинский городок, Кубинская КЭЧ, лит А, год постройки 1941 (т. 1 л.д. 106-108).
Указанным приказом спорное здание электромастерской было закреплено на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 2 приказа от 25.11.2009 N 1335 ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации было предписано в трехмесячный срок с даты издания приказа осуществить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на недвижимое имущество, указанное в приложении N 1 к данному приказу, в том числе, на спорное здание электромастерской.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446 "Об условиях приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации" юридическое лицо ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" (т. 1 л.д. 88-93).
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации указан в приложении N 1 к приказу от 23.12.2009 N 1446, в состав указанного комплекса, в том числе, было включено спорное здание электромастерской (т. 1 л.д. 94-97).
Передаточным актом от 23.12.2009 имущественный комплекс ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации был передан ОАО "28 Электрическая сеть" (т. 1 л.д. 27-29).
В соответствии с протоколом N 2 от 08.06.2011 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" было принято решение о реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к обществу (т. 1 л.д. 30-31).
Между сторонами был подписан договор от 09.06.2011 N 2 "О присоединении открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" к открытому акционерному обществу "Оборонэнерго", составлен передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе, спорного здания электромастерской (т. 1 л.д. 32-35).
Реорганизация ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к обществу была завершена 31.08.2011.
Общество, являясь универсальным правопреемником ОАО "28 Электрическая сеть", обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное здание электромастерской, что подтверждается описью документов от 10.12.2020 PVD-0147/2020-4243-1 (т. 1 л.д. 103-104).
Обществом на государственную регистрацию были предоставлены следующие документы: доверенность от 08.12.2020 N 37/202-н/77-2020-11-858, приказ Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335; акт N 16 от 26.11.2019, приказ Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446; передаточный акт от 25.09.2009, договор о присоединении от 09.06.2011 N 2, передаточный акт от 09.06.2011, приложение к передаточному акту от 30.09.2010 N ОС-2а, справка от 28.11.2017 N 1537, кадастровый паспорт от 15.05.2012, платежное поручение от 14.08.2018 N 3218, заявление PVD-0147/2020-4243-1 от 10.12.2020 (т. 1 л.д. 103-104).
Уведомлением от 18.12.2020 N КУВД-001/2020-28387802/1 государственная регистрация была приостановлена, в обоснование приостановления государственной регистрации права собственности общества на спорный объект недвижимого имущества управление указало, что на регистрацию не представлены документы, устанавливающие право собственности заявителя на вышеуказанный объект недвижимости (т. 1 л.д. 13).
Впоследствии уведомлением от 18.03.2021 N КУВД-001/2020-28387802/2 управление отказало в государственной регистрации права собственности общества на спорное здание электромастерской, указав в качестве основания отказа неустранение причин приостановления государственной регистрации, указанных в уведомлении от 18.12.2020 N КУВД-001/2021-28387802/1, в том числе пункта 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Полагая, что отказ управления не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности установлен положениями федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Основанием для отказа в оказании услуги явилось не устранение причин указанных в уведомлении о приостановлении.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, в частности, имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 15 указанного постановления, управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации, которое вправе делегировать полномочия министерствам и ведомствам.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны Российской Федерации" прекращено право оперативного управления Кубинской КЭЧ и закреплено на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота Министерства обороны Российской Федерации" (ФГУП "28 ЭС ВМФ" МО РФ) недвижимое и движимое имущество, перечисленное в приложении N 1 к указанному приказу (страница 10, пункт 16), в том числе спорный объект.
26.11.2009 между организацией - получателем ФГУП "28 ЭС ВМФ" МО РФ и организацией - сдатчиком Кубинская КЭЧ подписан Акт приема-передачи здания (сооружения) N 16 на следующий объект: Электромастерская, расположенная по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, Кубинский г., Кубинская КЭЧ, лит. А.
Фактическая передача спорного объекта во владение ФГУП "28 ЭС ВМФ" МО РФ была закреплена актом приема-передачи основных средств формы ОС-1а от 26.11.2009 N 16 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335.
Объект был введен в эксплуатацию в 1941 году, из чего следует, что на него распространяются положения Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В связи с тем, что Приказом Министерства Обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335 объект был закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП "28 ЭС ВМФ" Минобороны России и в дальнейшем был передан в собственность ОАО "28 Электрическая сеть" в порядке приватизации ОАО "28 Электрическая сеть", право собственности на Объект возникло с момента передачи имущества в собственность ОАО "28 Электрическая сеть".
Таким образом, основанием возникновения права на вышеуказанный объект являются акты органов государственной власти (приказ Министерства обороны Российской Федерации, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), во исполнение которых и оформлены передаточные акты на недвижимое имущество.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что спорное здание электромастерской было приватизировано ОАО "28 Электрическая сеть" в процессе преобразования ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации и вошло в уставный капитал указанного акционерного общества.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 2 статьи 58 ГК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с протоколом N 2 от 08.06.2011 внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" было принято решение о реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к обществу (т. 1 л.д. 30-31).
Между сторонами был подписан договор от 09.06.2011 N 2 "О присоединении открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" к открытому акционерному обществу "Оборонэнерго", составлен передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе, спорного здания электромастерской (т. 1 л.д. 32-35).
Таким образом, право собственности на указанные объекты возникло у ОАО "Оборонэнерго" в порядке универсального правопреемства путем реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго", запись об этом внесена в ЕГРЮЛ 31.08.2011.
В представленных обществом на регистрацию документах содержатся сведения о передаче спорного объекта, а именно в Акте N 16 от 26.11.2009 указано, что передан Объект - электромастерская, указан инвентарный номер 19, местонахождения объекта: Московская область, Одинцовский район, Кубинский городок, Кубинская КЭЧ, лит А, дата ввода в эксплуатацию 1941 год (т. 2 л.д. 106-107). Также на регистрацию был представлен кадастровый паспорт на данный объект, в котором указаны аналогичные сведения, в том числе инвентарный номер объекта N 19, его адрес, ранее присвоенный инвентарный номер 46:241:002:000221700:0001 (т. 2 л.д. 20-21).
Обществом на регистрацию была предоставлена справка N 1537 от 28.11.2017 выданная АО "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ" по Центральному федеральному округу, в которой указано, что Московский областным филиалом ФГУП "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ" 27.02.2012 была проведена техническая инвентаризация объекта - здание электромастерской, расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский район, Кубинский городок, Кубинская КЭЧ, лит А.
В справке указано, что объект поставлен на технический учет за инвентарным номером 46:241:0022:000221700:0001, площадью 39,8 кв. м.
При этом в справке также указано, что согласно данным приказа Министра обороны Российской Федерации N 1335 от 25.11.2009, объект, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Кубинский городок, Кубинская КЭЧ, лит А, площадь объекта составляет 43 кв. м.
АО "Ростехинветаризация - Федеральное БТИ" по Центральному федеральному округу указано, что объект Электромастерская, поставленный на технический учет Московским областным филиалом за инвентарным номером 46:241:002:000221700:0001, площадью 39,8 кв. м, и объект - Электромастерская, площадью 43 кв. м, указанный в приказе Министра обороны Российской Федерации N 1335 от 25.11.2009, является одним и тем же объектом.
Таким образом, информация, указанная в акте N 16 от 26.11.2019, передаточном акте от 25.09.2009, передаточном акте от 09.06.2011, приложении к передаточному акту от 30.09.2010 N ОС-2а, справке от 28.11.2017 N 1537, кадастровом паспорте от 15.05.2012, позволяли идентифицировать объект, заявленный к регистрации.
Кроме того, основанием для отказа явилось указание на п. 37 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Вместе с тем, данное основание не было положено в основу приостановления государственной регистрации, что является нарушением п. 71 Административного регламента.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что для испрашиваемого регистрационного действия общество представило в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объектов.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.04.2022 по делу N А41-36875/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36875/2021
Истец: ОАО "Оборонэнерго" в лице филиала "Центральный"
Третье лицо: РОСРЕЕСТР