город Томск |
|
8 июля 2022 г. |
Дело N А67-4526/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.07.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Вагановой Р.А. |
|
|
Марченко Н.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаркези А.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу жилищного кооператива "Сибирская 102/1" (N 07АП-4912/2022) на решение от 21.04.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4526/2021 (судья Ломиворотов Л.М.) по иску Унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" (ИНН 7017001968 ОГРН 1027000880323; 634050, г. Томск, пр. Комсомольский, дом 66) к жилищному кооперативу "Сибирская 102/1" (ИНН 7017451491, ОГРН 1187031066881; 634021, Томская область, г. Томск, ул. Сибирская, дом 102/1, квартира 57) о взыскании задолженности в размере 166 544,84 руб.,
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Ващилина Е.А., доверенность 7 от 01.01.2022 (по 31.12.2023), паспорт, диплом
от ответчика: Андреев В.Г., доверенность 1 от 22.03.2022 (на 3 года), удостоверение адвоката; Шкуратов А.В., паспорт
УСТАНОВИЛ:
унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска" обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к жилищному кооперативу "Сибирская 102/1" о взыскании задолженности в размере 166 544,84 руб. по обращению с ТКО.
Решением от 21.04.2022 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указал, что общим собранием от 24.09.2018 принято решение о заключении прямых договоров с истцом, собственники регулярно оплачивали счета истца. Суд взыскал несуществующую задолженность. На момент создания кооператива все правоотношения бывшей управляющей компании прекратились.
Истец в отзыве просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик представил письменные пояснения (ходатайство от 04.07.2022).
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные письменно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
По результатам конкурсного отбора УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" присвоен статус регионального оператора в области обращения с отходами на территории 7 зоны деятельности; между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории 7 зоны деятельности регионального оператора от 11.12.2018.
В соответствии с п. 1 ст. 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Положениями п. 4 ст. 24.7 Закона об отходах, п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" установлена обязанность собственников ТКО заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО.
Кроме того, ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором договоры на оказание соответствующих услуг (пп. "б" п. 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Согласно положениям части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, в силу пункта 148(3) которых исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отсутствие прямых договоров, может выступать лицо из числа, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) настоящих Правил, т.е. управляющая организация, товарищество (кооператив).
При наличии в МКД товарищества собственников жилья, управляющей организации, жилищного кооператива, именно они участвуют в правоотношениях с региональным оператором по обращению с ТКО, являясь абонентом (потребителем) по соответствующему договору; получая от собственников помещений плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
При этом неисполнение конечными потребителями (в том числе с использованием услуг платежного агента) своих обязательств перед управляющей организацией не освобождает последнюю от обязательств, возложенных на нее законом и договором по оплате потребленных энергоресурсов ресурсоснабжающей организации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2014 N 301-ЭС14-2280).
Таким образом, обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора, но и на исполнителя коммунальной услуги - в рассматриваемом деле жилищный кооператив.
Согласно п. 8.17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Как следует из материалов дела, извещение о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было опубликовано в газете "Выходной" от 08.06.2019 N 19, а также размещено на официальном сайте УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", в котором содержалась информация о том, что все действующие ранее договоры на обращение с ТКО прекращают свое действие 01.07.2019, дата начала деятельности регионального оператора - 02.07.2019.
В соответствии с пунктом 8.17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" потребитель в течение 15-ти рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) -8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) -8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) -8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, ранее действовавшие договоры прекращены, с 02.07.2019 договоры с потребителями услуг считаются заключенными, несмотря на отсутствие письменного договора.
Следовательно, 02.07.2019 между УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" и ООО "Управляющая компания "Академическое" (правопредшественник ответчика) на условиях типового договора заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которому присвоен ТКО-00034922 (далее по тексту Договор), в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1).
Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению в приложении к настоящему заключенному договору (пункт 2).
Исходя из условия пункта 8 Договора, месячный объем определяется, исходя из предоставленных потребителем данных о количестве граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания в многоквартирных домах, управляемых (обслуживаемых) потребителем и общего норматива накопления отходов на одного проживающего. Месячный объем оказания услуг определяется согласно приложению N 1 к заключенному договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.09.2020 (пункт 4 Договора).
Пунктом 5 Договора установлено, что под расчетным периодом по настоящему договору принимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора 218,85 руб. за куб.м.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 Договора).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Договора региональный оператор обязан ежемесячно, до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным (месяцем оказания услуг), направлять потребителю акт оказания услуг за расчетный месяц и счет на оплату. В свою очередь, потребитель обязан в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, возвратить региональному оператору подписанный акт оказания услуг или направить письменные мотивированные претензии к качеству оказанных услуг, в случае неисполнения указанной обязанности акт считается подписанным потребителем, услуги принятыми в объеме, указанном в акте (подпункт "к" пункта 13 Договора).
Во исполнение заключенного Договора истец с сентября по декабрь 2020 года оказывал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в подтверждение чего в материалы дела представлены: акты оказания услуг на общую сумму 166 544,84 руб., а также счета и счета-фактуры.
Расчет задолженности произведен на основании реестра собственников (нанимателей) жилья, представленного ответчиком (т. 2 л.д. 7-17).
Факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период ответчиком не оспорен.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.4, наделяющим собственников правом на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным Кодексом, в частности, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ресурсоснабжающей организацией, региональным
В качестве доказательства принятия собственниками помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик ссылается на протокол собраний собственников помещений N 1 от 24.09.2018 (пункт 8).
Вместе с тем, из данного протокола не следует, что собственники приняли решение о прямом способе расчетов с региональным оператором, что кроме буквального толкования пункта 8 протокола, также подтверждается фактом утверждения тарифа на вывоз ТБО (пункт 7 протокола).
Кроме того, дата заключения договора в протоколе не определена.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в указанной части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с ТКО, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, договорные отношения, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь при условии надлежащего извещения оператора ТКО о принятом решении (пункт 3 статьи 307, статьи 435, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, доказательства надлежащего извещения регионального оператора о принятом решении, доказательства направления документов в полном объеме, необходимом для заключения прямых договоров, не представлено.
Заявление от 29.09.2018 (т. 1 л.д. 148) факт исполнения указанной обязанности не подтверждает, так как отсутствует сведения о его принятии региональным оператором.
Судебные акты по делу N А67-13430/2018 преюдициального значения для настоящего спора применительно к части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеют.
Кроме того, согласно сведениям, представленным ООО "ТРЦ" начисление за услугу "Обращение с ТКО" за спорный период по лицевым счетам собственников жилых помещений не производилось.
При таких обстоятельствах, не обоснованным является довод ответчика о том, что собственниками помещений реализовано право на принятие решения о заключении с региональным оператором прямых договором.
То обстоятельство, что региональным оператором счета на оплату в 2019 году выставлялись непосредственно собственникам помещений, не опровергает указанных выводов и не свидетельствует о возникновении прямых договорных отношений.
Из пояснений истца следует, что счета на оплату непосредственно собственникам выставлялись ошибочно в отсутствие правовых оснований.
Из материалов дела следует, что в рамках заключенного агентского договора N 45 от 26.12.2009 между УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" и ООО "Томский расчетный центр" ежемесячное начисление населению стоимости услуги по вывозу и захоронению ТКО, выставление счетов потребителям и сбор платежей с населения за услуги по вывозу и захоронению ТКО производило ООО "Томский расчетный центр".
Во исполнение принятых обязательств, ООО "Томский расчетный центр" 02.07.2019 открыло потребителям МКД по ул. Сибирской, 102/1 лицевые счета на оказание услуг по обращению с ТКО и направляло ежемесячно квитанции.
В связи с получением в сентябре 2019 года указания от регионального оператора о прекращении произведения начислений и выставления квитанций собственникам МКД по ул. Сибирская, 102/1 в связи с ошибочным их выставлением, ООО "Томский расчетный центр" в октябре 2019 года произвело списание ранее начисленных с 02.07.2019 потребителям объемов и доначислением их ООО "Сибиряк", которое являлось управляющей организацией по указанному адресу.
В период с ноября 2019 года по декабрь 2021 года собственникам МКД по ул. Сибирская, 102/1, обратившимся в ООО "Томский расчетный центр" с заявлениями о зачете денежных средств, имеющихся на их лицевых счетах в связи с произведенными оплатами за услугу по обращению с ТКО в период с 01.07.2019 по 30.09.2019, в счет оплаты за водоснабжение и водоотведение, ООО "ТРЦ" произвело соответствующие зачеты.
Учитывая, что лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД по ул. Сибирская, 102/1 в период с 02.07.2019 по 31.08.2020 была у ООО "Сибиряк", УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" произвело начисления МКД по ул. Сибирская 102/1 за услугу по обращению с ТКО управляющей организации ООО "Сибиряк".
Задолженность за период с октября 2019 года по июнь 2020 года взыскана в судебном порядке с ООО "Сибиряк" (решение Арбитражного суда Томской области от 09.12.2020 по делу N А67-6644/2020).
По общему правилу, установленному статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из материалов дела следует, что истец, оказав в спорный период услуги по обращению с ТКО, встречного предоставления в виде оплаты их стоимости не получил, что противоречит существу гражданских правоотношений.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.04.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4526/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищного кооператива "Сибирская 102/1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4526/2021
Истец: Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска"
Ответчик: Жилищный кооператив "Сибирская 102/1"