город Ростов-на-Дону |
|
07 июля 2022 г. |
дело N А32-50917/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ГУП города Севастополя "Водоканал" посредством веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Долетова О.В. по доверенности от 17.02.2022, диплом, паспорт и Молдаванова Т.В. по доверенности от 24.06.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2022 по делу N А32-50917/2021
по заявлению государственного унитарного предприятия города Севастополя "Водоканал" (ИНН 9204507194, ОГРН 1149204066307)
к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2315984143, ОГРН 1152315003631)
об оспаривании акта выездной проверки и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Водоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением:
- о признании незаконным и отмене акта выездной проверки N 021/05/88-ГК/ПР/2021 от 20.09.2021, выданного и.о. начальника Крымского отдела государственного надзора па море Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шульга П.А.;
- о признании недействительным предписания Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.09.2021 N 019/05/88-ГК/ПР/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Шульга П.А.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2022 заявленные требования удовлетворены: предписание Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.09.2021 N 019/05/88-ГК/ПР/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований признано недействительным. Производство по делу в части требований о признании незаконным акта выездной проверки N 021/05/88-ГК/ПР/2021 от 20.09.2021, прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Черноморо-Азовского морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Предприятия отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что предписание вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является исполнимым, на момент принятия решения предписание фактически исполнено Предприятием.
Вывод суда о том, что объект строительства не находится в хозяйственном ведении Предприятия не является основанием для признания недействительным предписания.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство представителя Предприятия об участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции.
Представитель Предприятия в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Управление, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с решением руководителя Управления от 31.08.2021, в период с 07.09.2021 по 20.09.2021 проведена плановая выездная проверка, эксплуатируемых Предприятием на праве хозяйственного ведения объектов: канализационные очистные сооружения (КОС) N 7, объект HBOC МЛ-0292- 001068-П, п.Ласпи, Севастопольская зона ЮБК; канализационная насосная станция (КНС) N 1, объект HBOC 67-0292-001661-П, г.Севастополь, ул.Катерная, 51; канализационные очистные сооружения (КОС) N 1 "Южные", объект HBOC МЛ0292-001033-П, г.Севастополь, Камышовское шоссе, 53; канализационная насосная станция (КНС) N 10, объект HBOC МЛ-0292-001035- П, г.Севастополь, Балаклава, наб.Назукина, 39; канализационные очистные сооружения (КОС) N 12, объект МЛ-0292-001040-П, г.Севастополь п.Кача, гарнизон Кача.
В ходе проверки Управлением были установлены нарушения:
- канализационные очистные сооружения (объекта HBOC МЛ-0292-001033-П, КОС N 1 "Южные") осуществляют сброс сточных вод в Чёрное море через глубоководный выпуск. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод у Предприятия отсутствуют;
- Предприятие осуществляет деятельность на объекте HBOC МЛ-0292- 001033-П (КОС N 1 "Южные"), который отнесён к 1-ой категории воздействия на окружающую среду. У Предприятия отсутствует комплексное экологическое разрешение, выданное уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- Предприятие осуществляет деятельность на объекте HBOC МЛ-0292- 001033-П (КОС N 1 "Южные"), который отнесён к 1-ой категории воздействия на окружающую среду. Канализационные очистные сооружения (объекта HBOC МЛ-0292-00 ЮЗ3-П, КОС N 1 "Южные") осуществляют сброс сточных вод в Чёрное море через глубоководный выпуск. У Предприятия отсутствует согласованная государственная экологическая экспертиза проектной документации;
- Предприятие не исполняет обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности на объекте HBOC МЛ-0292-001033-П (КОС N 1 "Южные", адрес: г.Севастополь, ул.Камышовое шоссе, д.53);
- Предприятие не исполняет обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение для объекта HBOC МЛ-0292-00 ЮЗ3-П, КОС N 1 "Южные", адрес: г.Севастополь, ул.Камышовое шоссе, д.53, 1-я категория);
- специалистами ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" отобраны пробы сточной воды после очистки (акт отбора проб N 995Т) на объекте HBOC МЛ-0292-00 ЮЗЗ-П (КОС N 1 "Южные"). Согласно представленного ФГБУ "ЧерАзтехмордирскция" Протокола измерений сточной воды за N 1145 от 15.09.2021 в пробе сточной воды peгистрационный N 2126 превышение нормативов ПДК установлено по АПАВ в 10.6 раза, по взвешенным веществам в 840 раз, по нефтепродуктам в 62 раза, по сульфатам в 7,6 раза, по хлоридам в 2,8 раза, по железу в 2,7 раза, по меди в 4 раза, по марганцу в 2,5 раза, по цинку в 20 раз, по иону аммония в 160 раз, по нитрит-иону в 4,12, по фосфат- иону в 5,15 раза;
- территория объекта HBOC МЛ-0292-001035-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 10) расположена в водоохранной зоне Чёрного моря. Территория объекта не оборудована системой ливневой канализации. Ливневая сточная вода без очистки в границах водоохранной зоны Чёрного моря сбрасывается с территории. Объект HBOC МЛ-0292-001035-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 10) через глубоководный выпуск осуществляет сброс неочищенных сточных вод в Черное море;
- объект HBOC МЛ-0292-001035-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 10) осуществляет сброс сточных вод в Чёрное море через глубоководный выпуск. У Предприятия отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод;
- Предприятие не исполняет обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности на объекте HBOC МЛ-0292-001035-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 10, адрес: г.Севастополь, п.Балаклава, наб. Назукина, д.39);
- Предприятие не исполняет обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение для объекта HBOC МЛ-0292-001035-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 10, адрес: г.Севастополь, п.Балаклава, наб. Назукина, д. 39, II-я категория);
- Предприятие осуществляет сброс сточных вод в Чёрное море через глубоководный выпуск на объекте HBOC МЛ-0292-001035-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 10). У Предприятия отсутствует согласованная государственная экологическая экспертиза проектной документации;
- специалистами ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" отобраны пробы сточной воды перед сбросом в глубоководный выпуск (акт отбора проб N 997Т) на объекте HBOC МЛ0292- 001035-П (Канализационная насосная станция (КНС). Согласно представленного ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" Протокола измерений сточной воды за N 1146 от 15.09.2021 в пробе сточной воды peгистрационный N 2127 превышение нормативов НДС установлено по сульфатам в 4.5 раза, по хлоридам в 3.41 раза;
- НВОС МЛ-0292-001068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7) расположена в водоохранной зоне Чёрного моря. Территория объекта не оборудована системой ливневой канализации. Ливневая сточная вода без очистки в границах водоохранной зоны Чёрного моря сбрасывается на рельеф местности;
- НВОС МЛ-0292-001068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7) осуществляется накопление отходов производства и потребления (ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, автомобильные шины пневматические, утратившие потребительские свойства), в месте, не защищённом от ветра и атмосферных осадков, на поверхности, не имеющей твёрдого покрытия. В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения государственного экологического надзора ФГБУ "ЧерАзтехмордирекции" от 16.092021 площадь участка земли без твёрдого покрытия, на котором осуществляется накопление отходов производства и потребления V-гo класса опасности, составила 104,58 кв.м.;
- HBOC МЛ-0292-001068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7) осуществляется накопление отходов производства и потребления, а именно ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод в месте, не защищенном от ветра и атмосферных осадков, на поверхности, не имеющей твердого покрытия. HBOC МЛ-0292-001068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7) отходы производства и потребления, а именно ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, захоронены (засыпаны грунтом);
- Предприятие не исполняет обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности на объекте HBOC МЛ-0292-00) 068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7, адрес: г. Севастополь, пос. Ласпи, Севастопольская зона ЮБК, д.19А);
- Предприятие не исполняет обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение для объекта НВОС МЛ-0292-001068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7, адрес: г. Севастополь, пос. Ласпи, Севастопольская зона ЮБК, д. 19А, 2-я категория;
- Предприятие осуществляет сброс сточных вод в Чёрное море через глубоководный выпуск на объекте HBOC МЛ-0292-001068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7). У Предприятия отсутствует согласованная государственная экологическая экспертиза проектной документации;
- специалистами ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" отобраны пробы сточной воды после очистки (акт отбора проб N 1000Т) на объекте HBOC МЛ-0292-001068-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 7). Согласно представленного ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" Протокола измерений сточной воды за N 1149 от 15.09.2021 в пробе сточной воды peгистрационный N 2142 превышение нормативов НДС установлено по взвешенным веществам в 1.55 раза, по нефтепродуктам в 1.12 раза, по сульфатам в 8.92 раза, по хлоридам в 8.3 раза;
- HBOC МЛ-0292-001040-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 12) расположена в водоохранной зоне Черного моря. Территория объекта не оборудована системой ливневой канализации. Ливневая сточная вода без очистки в границах водоохранной зоны Чёрного моря сбрасывается на рельеф местности. На территории объекта установлен "летний" душ, к которому подведена вода. Неочищенная сточная вода с душа по пластиковой трубе (диаметром 50 мм) в границах водоохранной зоны Чёрного моря сбрасывается на рельеф местности. На территории объекта установлен кран, к которому подведена вода. Возле крана установлена мыльница с остатками мыла. Неочищенная сточная вода в границах водоохранной зоны Чёрного моря сбрасывается на рельеф местности;
- на территории объекта HBOC МЛ-0292-001040-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 12) осуществляется накопление отходов производства и потребления (бой кирпича, бетона, металлолом) в месте, не защищённом от ветра и атмосферных осадков, па поверхности с твёрдым покрытием;
- на территории объекта HBOC МЛ-0292-001040-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 12) осуществляется движение транспортных средств (трактор на колёсном ходу ELAZ, государственный peгистрационный номер 1755СА92) по поверхности, не имеющей твердого покрытия;
- Предприятие не исполняет обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности на объекте HBOC МЛ-0292-001040-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 12;
- Предприятие не исполняет обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение для объекта HBOC МЛ-0292-001040-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 12;
- Предприятие осуществляет сброс сточных вод в Черное море через глубоководный выпуск на объекте HBOC МЛ-0292-001040-П (Канализационные очистные сооружения КОС) N 12. У Предприятия отсутствует согласованная государственная экологическая экспертиза проектной документации;
- специалистами ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" отобраны пробы сточной воды после очистки (акт отбора проб N 999Т) на объекте HBOC МЛ-0292-001040-П (Канализационные очистные сооружения (КОС) N 12). Согласно представленного ЧерАзтехмордирекция" Протокола измерений сточной воды за N 1148 от 15.09.2021 в пробе сточной воды регистрационный N 2141 превышение нормативов НДС установлено по хлоридам в 4.48 раза, по сульфатам в 4.6 раза, по железу в 1.15 раза/по иону аммония в 2.42 раза;
- территория объекта HBOC 67-0292-001661-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 1) расположена в водоохранной зоне Чёрного моря. Территория объекта не оборудована системой ливневой канализации. Ливневая сточная вода без очистки в границах водоохранной зоны Чёрного моря сбрасывается на рельеф местности;
- на территории объекта HBOC 67-0292-001661-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 1) осуществляется накопление отходов производства и потребления (смёт с территории, металлическое ведро из-под краски, автомобильные шипы, утратившие потребительские свойства) в месте, не защищённом от ветра и атмосферных осадков, на поверхности, не имеющей твёрдого-покрытия. Также установлено накопление отходов в негерметичных металлических контейнерах. На территории КНС N 1 металлолом накапливается на поверхности с твёрдым покрытием в месте, не защищённом от ветра и атмосферных осадков. Лампы ртутные накапливаются в металлическом саркофаге без крышки. К лампам ртутным доступ не ограничен;
- Предприятие не исполняет обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности на объекте HBOC 67-0292-001661-П (Канализационная насосная станция (КНС) N 1, адрес: г.Севастополь, ул. Катерная, д.51;
Результаты проверки были зафиксированы в акте выездной проверки N 021/05/88 ГК/ПР/2021 от 20.09.2021.
По результатам проверки Предприятию выдано предписание от 20.09.2021 N 019/05/88-ГК/ПР/2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт государственного органа должен содержать предписание по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений с целью в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.
При этом, содержание ненормативного правового акта должно толковаться только буквально, поскольку в публичных правоотношениях применимый к гражданско-правовым отношениям принцип диспозитивности не действует.
В публичных правоотношениях разрешено только то, что разрешено, и лицо обязано совершить только те действия, на необходимость совершения прямо указано в соответствующем властно-распорядительном акте.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294- ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно статье 28 Федерального закона N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), пунктом 3 которых предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" (далее - Постановление N 144) установлены гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека.
Согласно пункту 2.2 Постановления N 144 определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с настоящими правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями.
Доказательств того, что выявленные проверкой объектов позволяют сделать вывод о классификации таких объектов, как отходов и отнесение объектов к отходам.
Таким образом, ссылка Управления на требования, установленные Постановлением от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"", является необоснованной.
Согласно пункту 3.1 Межгосударственного стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 30772-2001)) под отходами понимаются такие остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе производства, которые по завершении определенной деятельности не используются в непосредственной связи с этой деятельностью, либо утратили полностью пли частично исходные потребительские свойства.
Пунктом 3.12 ГОСТ 30772-2001 определено, что к отходам производства также относятся, образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), включающий в себя перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме, согласно которому ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора) при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Предприятие является эксплуатирующим, при этом собственником имущества предприятия является город Севастополь в лице Правительства Севастополя в соответствии с Уставом предприятия.
В системе водоотведения города Севастополя и прилегающей сельской зоны эксплуатируется 11 канализационных очистных сооружений, которые осуществляют сброс сточных вод после их очистки в водные объекты.
80% сточных вод приходится на канализационные очистные сооружения N 1 "Южные".
С момента приема в эксплуатацию и по настоящее время предприятие эксплуатирует КОС N 1 "Южные", как сооружения только механической очистки.
В целях соблюдения требований природоохранного законодательства с целью получения решений на пользование водным объектом в части сброса сточных вод Предприятие неоднократно подавало документы в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя.
Департаментом направлялись отказы на основании того, что КОС N 1 "Южные" сбрасывают сточные воды, не подвергшиеся санитарной очистке, работают в режиме механической очистки, а полная биологическая очистка отсутствует.
Предприятие в ходе выполнения производственной программы 2020 года выполнено строительство хлораторной, в которой предусмотрена система обеззараживания сточных вод, прошедших очистку на КОС N 1. Обеззараживание сточных вод осуществляется посредством гипохлорита натрия.
Поскольку Предприятие является только эксплуатирующим предприятием, то не может самостоятельно решить проблему строительства современных канализационных очистных сооружений. Мероприятие по проектированию и строительству канализационных очистных сооружений N 1 "Южные" с полной биологической очисткой предусмотрено в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономического развития Республики Крым и г.Севастополя до 2024 года", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790.
Судом первой инстанции установлено, что между ГКУ города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" (государственный заказчик) и ООО "Региональная строительная компания" заключен государственный контракт N 4-СМР/2020 от 17.09.2020 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений "Южные" г.Севастополя. Срок выполнения работ - 30.11.2024.
При этом реализация мероприятия по проектированию и строительству канализационных очистных сооружений N 1 "Южные" должна была быть завершена в 2020 году в соответствии с первоначальной редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790. Данное мероприятие не было реализовано в первоначально указанные сроки по не зависящим от Предприятия причинам. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 N 309-КГ17-4669 по делу N А07-6666/2016 указано, что требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Между тем, с учетом обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предписание Управления не отвечает приведенным требованиям, поскольку в оспариваемом предписании, как и в акте проверки от 20.09.2021 N 021/05/88-ГК/ПР/2021, указаны лишь нормы действующего законодательства, а также в общем виде раскрыто содержание вмененных Предприятию нарушений, при этом конкретные действия, которые необходимо совершить Предприятию для устранения выявленных нарушений, в предписании не указаны.
Выводов о необходимости совершения действий, которые приведут к устранению нарушений, не позволяет сделать и описание результатов проверки, изложенные в акте проверки от 20.09.2021 N 021/05/88-ГК/ПР/2021.
Апелляционным судом установлено несоответствии предписания Управления N 019/05/88-ГК/ПР/2021 от 20.09.2021 требованиям Федерального закона N 294-ФЗ и нарушает права и законные интересы Предприятия, поскольку не исполнение, изложенного в указанной редакции распоряжения Управления в установленный срок, повлечет для Предприятия негативные последствия, в том числе административной ответственности.
Предприятием было заявлено требование о признании незаконным и отмене акта проверки от 20.09.2021 N 021/05/88-ГК/ПР/2021.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанный акт проверки не содержит юридически властного волеизъявления либо предписания, не направлен на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, не является окончательным документом проверки, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу в части признании незаконным акта проверки Управления от 20.09.2021 N 021/05/88-ГК/ПР/2021.
Довод Управления о незаконном взыскании расходов на уплату государственной пошлины противоречит подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не освобождающих государственные органы от возмещения судебных расходов стороне арбитражного процесса, чьи требования удовлетворены.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Управление, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2022 по делу N А32-50917/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50917/2021
Истец: ГУП города Севастополя "Водоканал"
Ответчик: Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Главный специалист Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Михайлов Леонид Александрович
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18165/2023
25.09.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50917/2021
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9175/2022
07.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10505/2022
11.05.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50917/2021