город Москва |
|
8 июля 2022 г. |
дело N А40-252475/21 |
Резолютивная часть постановления от 04.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2022
по делу N А40-252475/21,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации"
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - Поволяев Е.С. по доверенности от 21.03.2022;
от заинтересованного лица - Ноберцева Л.В. по доверенности от 17.01.2022;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2022 в удовлетворении заявленных Департаментом городского имущества г. Москвы требований о признании незаконным уведомления от 06.09.2021 N КУВД-001/2021-21541222/6 об отказе в государственном кадастровом учете и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, отказано.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации", представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу: Москва, Зеленоград, проезд N 4921, д. 7, строения 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 с кадастровым номером 77:10:0005004:44 площадью 43.117 кв.м. находится в собственности г. Москвы (регистрационная запись от 18.05.2007 N 77-77- 14/005/2007-1135).
Согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:10:0005004:44 площадью 43117 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, Зеленоград, проезд N 4921, дом 7, строения 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 поставлен на кадастровый учет 02.10.2006.
При этом в разделе "Особые отметки" выписки из ЕГРН содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44 и устранения пересечений со зданиями по адресам: г. Москва, Зеленоград, проезд N 4921, дом 7, стр. 2, 5, 7 Департаментом издано распоряжение от 09.06.2020 N 17452Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44".
В ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента от 09.06.2020 N 17452Б подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом в осуществлении государственного кадастрового учета отказано (уведомление от 06.09.2021 N КУВД-001/2021-21541222/6).
Рассмотрев повторно в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением N КУВД-001/2021-21541222 от 27.05.06.2021 о государственном кадастровом учете изменений, представив документы согласно описи.
04.06.2021 по итогам предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости правовой экспертизы государственным регистратором прав на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении заявленного к регистрации объекта сроком до 06.09.2021 по следующим причинам: - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В связи с тем, что в течение срока приостановления причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были, решением от 06.09.2021 на основании ст. 27 Закона о недвижимости в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав отказано по следующим причинам.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для проведения кадастрового учета являются в том числе межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно требованиям ст. 22 Закона о недвижимости, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (в редакции от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
По результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о недвижимости и разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 выявлено: согласно ч. 10 ст. 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости.
В соответствии с ч.10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Согласно межевому плану от 25.06.2021, представленному с заявлением от 27.05.2021 N КУВД-001/2021-26331471 происходит процедура уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44.
Согласно загруженным координатам происходит изменение конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44.
В качестве документа, предусмотренного ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости N 218-ФЗ и п. 70 Требований приказа N 921 в реквизите "1" раздела "исходные данные" указаны распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы N 17452Б от 09.06.2020; копия с цифрового топографического плана 1998 года, созданного 09.07.2020 N ГЗ/8.4-20/00383.
При этом данные документы не соответствуют требованиям, предусмотренным ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости.
Кроме того, на представленной копии с цифрового топографического плана 1998 года, созданного 09.07.2020 N ГЗ/8,4-20/00383 содержится граница земельного участка (синяя линия), нанесенная по координатам, приложенным к письму N ДГИ-И-39818/20 от 19.06.2020, то есть данная граница земельного участка определена только в 2020 году (менее 15 лет).
Согласно ч. 10 ст. 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, судом первой инстанции оценены имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка с учетом действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2022 по делу N А40-252475/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252475/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ