г. Москва |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А40-252475/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 23.11.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Петропавловской Ю.С.,
судей Латыповой Р.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества г. Москвы: не явился, извещён;
от Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве: не явился, извещён;
от ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации": не явился, извещён;
рассмотрев 22.11.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение от 02 марта 2022 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 08 июля 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-252475/21
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве
об оспаривании уведомления,
третье лицо: ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации",
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - управление) о признании незаконным уведомление от 06.09.2021 N КУВД-001/2021-21541222/6 об отказе в государственном кадастровом учете и обязании внести сведения в ЕГРН.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что земельный участок по адресу: Москва, Зеленоград, проезд N 4921, д. 7, строения 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 с кадастровым номером 77:10:0005004:44 площадью 43.117 кв. м находится в собственности г. Москвы (регистрационная запись от 18.05.2007 N 77-77-14/005/2007-1135).
Согласно сведениям из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:10:0005004:44 площадью 43117 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, Зеленоград, проезд N 4921, дом 7, строения 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 поставлен на кадастровый учет 02.10.2006.
При этом в разделе "Особые отметки" выписки из ЕГРН содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44 и устранения пересечений со зданиями по адресам: г. Москва, Зеленоград, проезд N 4921, дом 7, стр. 2, 5, 7 Департаментом издано распоряжение от 09.06.2020 N 17452Б "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44".
В ходе проведения работ на основании распоряжения Департамента от 09.06.2020 N 17452Б подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом в осуществлении государственного кадастрового учета отказано (уведомление от 06.09.2021 N КУВД-001/2021-21541222/6).
Не согласившись с уведомлением управления, департамент обратился в суд.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для проведения кадастрового учета являются в том числе межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно требованиям ст. 22 Закона о недвижимости, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (в редакции от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
По результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о недвижимости и разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 выявлено: согласно ч. 10 ст. 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Суды указали, что согласно межевому плану от 25.06.2021, представленному с заявлением от 27.05.2021 N КУВД-001/2021-26331471 происходит процедура уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44.
Согласно загруженным координатам происходит изменение конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005004:44.
В качестве документа, предусмотренного частью 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости N 218-ФЗ и пунктом 70 Требований Приказа N 921, в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указаны следующие документы:
- Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 17452Б от 09.06.2020.
- Копия с цифрового топографического плана 1998 года, созданного 09.07.2020 N ГЗ/8,4-20/00383.
Судами установлено, что данные документы не соответствуют требованиям, предусмотренным частью 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости.
Также суды указали, что на представленной копии с цифрового топографического плана 1998 года, созданного 09.07.2020 N ГЗ/8,4-20/00383 содержится Граница земельного участка (синяя линия), нанесенная по координатам, приложенным к письму N ДГИ-И-39818/20 от 19.06.2020, в связи с чем пришли к выводу, что данная граница земельного участка определена только в 2020 (менее 15 лет)
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств, на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2022 года по делу N А40-252475/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к составлению межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (в редакции от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
По результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о недвижимости и разделом II Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 выявлено: согласно ч. 10 ст. 22 Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
...
В качестве документа, предусмотренного частью 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости N 218-ФЗ и пунктом 70 Требований Приказа N 921, в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указаны следующие документы:"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф05-25770/22 по делу N А40-252475/2021