г. Вологда |
|
11 июля 2022 г. |
Дело N А13-14553/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коминой Лидии Александровны Бойковой А.С. по доверенности от 14.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коминой Лидии Александровны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 марта 2022 года по делу N А13-14553/2021,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комина Лидия Александровна (адрес: 162000, Вологодская область; ОГРНИП 315352900000483, ИНН 350901945329; далее - Глава КФХ) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области (адрес: 162000, Вологодская область, район Грязовецкий, город Грязовец, улица Карла Маркса, дом 58; ОГРН 1083529000301, ИНН 3509009139; далее - Управление) от 04.08.2021 N 716-р и возложении на ответчика обязанности предоставить в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности до разграничения собственности с кадастровым номером 35:28:0104001:329, общей площадью 13800 кв. м, занятый пашней, расположенный по адресу: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, мун. обр. Ростиловское.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения Ростиловское (далее - Администрация).
Решением суда от 24 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Глава КФХ с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Обращаясь за предоставлением земельного участка в собственность, истец не предполагал, что нарушен порядок заключения договора безвозмездного пользования от 07.07.2016 N 49.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.07.2016 Администрацией (ссудодатель) и Коминой Л.А. (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования земельным участком N 49, в соответствии с пунктом 1.1 которого ссудодатель безвозмездно предоставляет, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной собственности до разграничения собственности с кадастровым номером 35:28:0104001:329, общей площадью 13800 кв. м, занятый пашней, расположенный по адресу: Вологодская обл., Грязовецкий муниципальный р-н, муниципальное образование Ростиловское.
Участок с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования.
Срок действия договора: с 07.07.2016 по 06.07.2022 (пункт 3.1 договора).
Как установлено пунктом 4.3.7 договора, ссудополучатель имеет право приобрести в собственность земельный участок по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.
Комина Л.А. обратилась в Управление с заявлением от 05.07.2021 о предоставлении в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 35:28:0104001:329 без проведения торгов.
Распоряжением от 04.08.2021 N 716-р Управление отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка, сославшись на пункт 1 статьи 167, статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), мотивировав отказ тем, что договор является сделкой, нарушающей требования закона или иного правового акта и при этом посягающей на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, и, как ничтожная сделка, не влечет юридических последствий.
Глава КФХ, не согласившись с указанным распоряжением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 1-1.1 статьи 24 ЗК РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела; находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ и настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) (пункт 6 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, учету подлежит не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 39.3 ЗК РФ).
Пунктом 8 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.
Согласно части 1 статьи 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет (пунктом 6 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ).
Частью 8 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из приведенных правовых норм следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения.
В материалах дела отсутствуют доказательства публикации извещения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ.
Данный факт стороны не оспаривают.
Поскольку спорный договор заключен в нарушение норм действующего законодательства, в соответствии со статьями 166, 168 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", он верно квалифицирован судом как ничтожный.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, согласно которой публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения истцу и лишило возможности других граждан реализовать свое право на заключение договора на испрашиваемый земельный участок.
При указанных обстоятельствах, принятие Управлением распоряжения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ, является законным и обоснованным.
Правовых оснований для признания незаконным распоряжения от 04.08.221 N 716-р об отказе в предоставлении в собственность земельного участка не имеется.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку решение суда первой инстанции соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 марта 2022 года по делу N А13-14553/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коминой Лидии Александровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14553/2021
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комина Лидия Александровна
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Комина Лидия Александровна, Управление по имущественным и земельным отношениям Грязовецкого муниципального района Вологодской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Ростиловское