11 июля 2022 г. |
Дело N А55-1588/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Космынцева Валерия Анатольевича - представитель Саргсян Д.Г.(доверенность от 31.07.2021),
от Администрации городского округа Самара - представитель Моисеева С.И.(доверенность от 10.12.2021),
от Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара - представитель Моисеева С.И.(доверенность от 10.12.2021),
от Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара- представитель не явился, извещена,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 июля 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2022 года по делу N А55-1588/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Космынцева Валерия Анатольевича
к Администрации городского округа Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара,
- Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара
- Департамента управления имуществом г.о. Самара
о признании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Космынцев Валерий Анатольевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации городского округа Самара (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации городского округа Самара от 15.11.2019 N 859 "О внесении изменений в постановление "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара под порядковым номером 1122, расположенного по адресу г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, пересечение с ул. Шушенской.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2021 отменены решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области по настоящему делу. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При этом в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа указано. Между тем разрешая спор, судебные инстанции не разрешили правовую неопределенность ни в отношении действий уполномоченного органа по исключению из схемы торгового места N 1122, ни в части права уполномоченного органа на отказ от договора аренды (уведомление от 17.04.2018 N 15-07-30/13116), тем самым не обеспечили в полной мере эффективное восстановление права. Суд первой инстанции, ошибочно разрешая спор об оспаривании действий уполномоченного органа с иным предметом требований и измененным основанием, ссылаясь на специальный порядок, предусмотренный главой 24 АПК РФ, не обеспечил установление правовой определенности в спорных правоотношениях. Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении представитель заявителя уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, просил признать недействительным п. 1.2 постановления администрации городского округа Самара от 15.11.2019 N 859 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара пункта 1122.
Возложить обязанность на Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденную постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" п. 1122 в редакции действующей до вынесения постановления администрации городского округа Самара от 15.11.2019 N 859 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара".
Заявитель просил в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции восстановить срок на подачу заявления в суд.
В соответствии со статьей 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ. При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.
С учетом положений статьи 46, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, статей 2 и 4 АПК РФ независимо от правовой природы этого срока, вопрос о его восстановлении должен решаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из целесообразности, полноты, разумности и доступности судебной защиты прав и законных интересов заявителя.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, с целью исключения нарушения прав заявителя, суд первой инстанции обоснованно признал ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока подлежащим удовлетворению, так как недопустим неправомерный отказ в осуществлении субъективного права на судебную защиту по формальным основаниям.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным п. 1.2 постановления Администрации городского округа Самара от 15.11.2019 N 859 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара пункта 1122.
Возложена обязанность на Администрацию г.о. Самара в месячный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взысканы с Администрации городского округа Самара в пользу заявителя расходы по государственной пошлине в размере 450 рублей.
В апелляционной жалобе Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара просит решение суда первой инстанции отменить. Считает, что заявителем не предоставлено никаких доказательств нарушения прав и законных интересов ИП Космынцева В.А. в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Размещение НТО на спорном земельном участке с нарушением требований пункта 2.2 Порядка N 87-п, статьи 11 Правил благоустройства является основанием для его исключения из Схемы.
Индивидуальный предприниматель Космынцев Валерий Анатольевич представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара и Администрации городского округа Самара доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель индивидуального предпринимателя Космынцева Валерия Анатольевича в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ИП Космынцевым В.А. и Комитетом по управлению имуществом г. Самары был заключен договор аренды N 019540з от 03.03.2005 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0635001:0014, категория земель "земли поселений", находящийся по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, пересечение с ул. Шушенской, площадью 50 кв.м на размещение временного магазина.
В соответствии с пунктом 3.1 условия договора применяются к отношениям, существовавшим между сторонами с 10.02.2004.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 03.03.2005.
По истечении срока действия договора аренды земельного участка, заявитель продолжил пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
Постановлением администрации от 19.04.2013 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, в которую входит земельный участок с кадастровым номером 63:01:0635001:0014.
Земельный участок, предоставленный по вышеуказанному договору аренды, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена - на территории городского округа Самара.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, с 01 июля 2006 года было наделено Министерство.
С 01.03.2015 согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа.
Постановлением администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по взысканию сумм задолженности по арендной плате, процентов, штрафов, пеней, неосновательного обогащения за использование земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, освобождению таких земельных участков.
Департамент управления имуществом городского округа Самара направил ИП Космынцеву В.А. уведомление от 17.04.2018 N 15-07-30/13116 об отказе от договора с 01.08.2018 на основании пункта 2 статьи 450.1, пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Уведомление об отказе от договора от 17.04.2018 было получено предпринимателем - 17.04.2018.
Постановлением администрации от 15.11.2019 N 859 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, место, занимаемое предпринимателем, исключено из Схемы.
Предприниматель, полагая, что исключение места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 15 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Таким образом, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и принятым в его исполнение Порядком разработки и утверждения схемы размещения, утвержденной Приказом от 17.06.2019 N 87-П, определяются процедурные вопросы включения и исключения из схемы торговых объектов.
При этом должны соблюдаться принципы, изложенные в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в силу которых утверждение схемы размещения торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство или эксплуатация которых осуществлялась до утверждения схемы.
Согласно отзыву Департамента от 29.06.2020 N 15-07-19/20983 торговое место было исключено по согласованию с администрацией Октябрьского внутригородского района, целесообразность исключения возникла вследствие установленных нормативов минимальной обеспеченности населения и соответствия места требованиям Правил благоустройства.
Вместе с тем для принятия администрацией постановления от 15.11.2019 N 859, в части исключения торгового места, уполномоченным органом не приведено аргументированных оснований.
Необходимо также отметить, что основанием для исключения торгового места послужил и факт расторжения договора аренды от 03.03.2005, возобновленного на неопределенный срок, поскольку уведомление об отказе от 17.04.2018 N 15-07-30/13116 было получено предпринимателем.
Вместе с тем при невозможности сохранения места в отношении ранее включенных в Схему нестационарных торговых объектов, с целью соблюдения гарантий субъектов предпринимательской деятельности, государственные и муниципальные органы должны разработать порядок изменения мест размещения (их корректировку).
При отсутствии таких положений суд вправе определить иной способ восстановления в виде включения нестационарного торгового объекта предпринимателя в действующую на момент исполнения решения суда схему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
В пунктах 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъяснено, что в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны.
При осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Как указывалось выше, между Комитетом (уполномоченный орган) и ИП Космынцевым (заявитель) заключен договор аренды земельного участка от 03.03.2005 N 019540з для размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа Самара, по условиям которого Комитет предоставляет предпринимателю право на размещение нестационарного торгового объекта - временного магазина на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0635001:0014, площадью 50 кв. м.
Условиями договора аренды от 03.03.2005 N 019540з предусмотрено право Комитета на односторонний отказ от исполнения договора в связи с невыполнением обществом обязанностей, указанных в пункте 8.3 договора.
По своей правовой природе отказ от договора аренды, заключенного с ИП Космынцевым В.А., оформленный уведомлением от 17.04.2018 N 15-07-30/13116, представляет собой одностороннюю сделку, действие которой направлено на прекращение гражданских прав и обязанностей (статьи 153, 155 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Применительно к спорным правоотношениям необходимо оценивать действия администрации, направленные на отказ от договора с последующим исключением спорного места из схемы в качестве нарушения прав истца на предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 10 ГК РФ), поскольку органы местного самоуправления, в целях обеспечения жителей, должны принимать меры экономического стимулирования объектов торговой инфраструктуры, при этом факт отсутствия потребности населения в размещении торгового места должен быть доказан в установленном законом порядке.
В Российской Федерации основы государственного регулирования торговой деятельности определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности).
Согласно пункту 1 и 3 ст. 3 Закона о торговой деятельности правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено ст. 15 Закона о торговой деятельности.
В силу статьи 17 Закона о торговой деятельности органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 10 Закона о торговой деятельности министерством промышленности и торговли Самарской области издан Приказ от 17.06.2019 N 87-П "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области".
Пунктом 1.3 указанного приказа определено, что схема в городских округах разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов. Схема в муниципальных районах утверждается органами местного самоуправления муниципального района на основании Схем, разработанных и утвержденных поселениями, входящими в состав муниципального района.
В силу п. 1 ст. 25 Устава г.о. Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 15.11.2019 N 859 "О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" утверждены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, в соответствии с которым из Схемы исключен торговый объект Заявителя.
Согласно частям 1, 2, 3 и 6 статьи 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов; а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Закона о торговой деятельности утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
На момент направления Департаментом управления имуществом городского округа Самара в адрес Заявителя уведомления от 17.04.2018 N 15-07-30/13116 об отказе от договора Объект использовался Заявителем для осуществления торговой деятельности, то есть его эксплуатация началась до утверждения Схемы размещения нестационарных объектов на территории города Самары, а именно с 10.02.2004.
Аналогичное положение содержится в пункте 1.5 порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденного приказом министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N 87-П (далее - Порядок утверждения схемы), согласно которому утверждение Схемы, равно как и внесение в нее изменений, не является основанием для пересмотра мест расположения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения Схемы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 N 225-0, положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Кроме того, Администрацией городского округа Самара в оспариваемом Заявителем Постановлении Администрации городского округа Самара от 15.11.2019 N 859 "О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" не приведены сведения о том, что исключение торгового объекта Заявителя из утвержденной Схемы размещения нестационарных объектов отвечает целям формирования такой схемы, изложенным в пункте 2.1 Порядка утверждения схемы, а именно:
а) обеспечению устойчивого развития территорий;
б) достижению нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
в) формированию торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) созданию дополнительных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности;
д) расширению рынка сбыта товаров российских производителей;
е) повышению доступности товаров для населения.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В то же время отсутствуют доказательства того, что земельный участок, переданный Заявителю на основании Договора, и на котором находится вышеуказанный торговый объект, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо его внесение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Самары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, Департаментом управления имуществом городского округа Самара отсутствует какое либо обоснование отказа от Договора.
На момент принятия Администрацией городского округа Самара Постановления от 06.08.2015 N 837 о включении Объекта в Схему утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" так и на момент принятия оспариваемого Заявителем Постановления Администрации городского округа Самара от 15.П.2019 N 859 "О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара", в соответствии с которым Объект из схемы исключен, Объект использовался Заявителем для осуществления торговой деятельности, то есть его эксплуатация началась до утверждения Схемы размещения нестационарных объектов на территории города Самары, а именно с 10.02.2004.
Объект был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара на основании Постановления от 06.08.2015 N 837 о включении Объекта в Схему, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара" в строке 1122.
Таким образом, ничем не мотивированный односторонний отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от договора аренды земельного участка от 03.05.2005 N 019540з, на котором расположен нестационарный торговый объект - временный магазин, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, пересечение с ул. Шушенской сам по себе не мог служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Самары, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377.
Кроме того, в п. 3 Приказа N 87-П отсутствуют положения о том, что Схема утверждается на определенный срок. Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности, поскольку Схема утверждается на неопределенный срок.
В то же время отсутствуют доказательства того, что земельный участок, переданный Заявителю на основании Договора и на котором находится вышеуказанный торговый объект, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо его внесение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Самары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства.
В силу п. 2.1. ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, судебного приказа, постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационный суд указал, что пунктами 15 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Таким образом, Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и принятым в его исполнение Порядком разработки и утверждения схемы размещения, утвержденной Приказом от 17.06.2019 N 87-П, определяются процедурные вопросы включения и исключения из схемы торговых объектов.
При этом должны соблюдаться принципы, изложенные в пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в силу которых утверждение схемы размещения торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство или эксплуатация которых осуществлялась до утверждения схемы.
Согласно отзыву Департамента от 29.06.2020 N 15-07-19/20983 торговое место было исключено по согласованию с администрацией Октябрьского внутригородского района, целесообразность исключения возникла вследствие установленных нормативов минимальной обеспеченности населения и соответствия места требованиям Правил благоустройства. Вместе с тем для принятия администрацией постановления от 15.11.2019 N 859, в части исключения торгового места, уполномоченным органом не приведено аргументированных оснований.
Суд первой инстанции также верно отметил, что основанием для исключения торгового места послужил и факт расторжения договора аренды от 03.03.2005, возобновленного на неопределенный срок, поскольку уведомление об отказе от 17.04.2018 N 15-07-30/13116 было получено предпринимателем.
Вместе с тем при невозможности сохранения места в отношении ранее включенных в Схему нестационарных торговых объектов, с целью соблюдения гарантий субъектов предпринимательской деятельности, государственные и муниципальные органы должны разработать порядок изменения мест размещения (их корректировку).
При отсутствии таких положений суд вправе определить иной способ восстановления в виде включения нестационарного торгового объекта предпринимателя в действующую на момент исполнения решения суда схему.
Суд первой инстанции отметил, что при новом рассмотрении Администрацией и Департаментом не представлены доказательства законности исключения места из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Судом первой инстанции в резолютивной части решения верно указано на устранение допущенных прав и интересов заявителя. Поскольку п. 1.2 постановления Администрации городского округа Самара от 15.11.2019 N 859 признан недействительным, то действующей будет признана предыдущая редакция постановления.
В апелляционной жалобе Департамент ссылается на письмо Администрации Октябрьского района от 29.09.2021 N 12/00-05/3906, в котором указывалось, что место размещения НТО не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444 (расположено ближе 3-х метров от ствола дерева), а также расположено в месте высокой концентрации объектов торговли.
Указанный довод Департамента суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку Департаментом управления имуществом городского округа Самара уведомление об одностороннем отказе от Договора с 01.08.2018 зарегистрировано 17.04.2018 N 15-07-30/13116.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от Договора принято раньше, чем Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара.
Более того, не представлены никакие доказательства нарушения подпункта 2 пункта 2 указанных правил.
Заявитель на составление акта о наличии указанных нарушений не вызывался.
Также несостоятельным является довод Департамента о том, что Заявитель не воспользовался правом заключить договор на размещение НТО в порядке и на основаниях постановления Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426.
Само по себе наличие права заключить договор на размещение НТО в порядке, утвержденном постановлением Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426, не может являться основанием для лишения Заявителя возможности защиты своих прав и законных интересов в судебном порядке.
Довод Департамента о том, что суд при рассмотрении настоящего дела вышел за пределы рассмотрении заявленных требований заявителя также несостоятелен.
Так, Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 08.07.2021 по настоящему делу при рассмотрении кассационной жалобы Заявителя указал, что применительно к спорным правоотношениям необходимо оценивать действия администрации, направленные на отказ от договора с последующим исключением спорного места из схемы в качестве нарушения прав истца на предпринимательскую деятельности (пункт 1 статьи 10 ПК РФ), поскольку органы местного самоуправления, в целях обеспечения жителей, должны принимать меры экономического стимулирования объектов торговой инфраструктуры, при этом факт отсутствия потребности населения в размещении торгового места должен быть доказан в установленном законом порядке. Между тем разрешая спор, судебные инстанции не разрешили правовую неопределенность ни в отношении действий уполномоченного органа по исключению из схемы торгового места N 1122, ни в части права уполномоченного органа на отказ от договора аренды (уведомление от 17.04.2018 N 15-07-30/13116), тем самым не обеспечили в полной мере эффективное восстановление права.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены.
Подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 апреля 2022 года по делу N А55-1588/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1588/2020
Истец: ИП Космынцев Валерий Анатольевич
Ответчик: Администрация городского округа Самара
Третье лицо: Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Департамент управления имуществом г. о. Самара, Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5262/2023
17.10.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24090/2022
11.07.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7998/2022
14.04.2022 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1588/20
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4721/2021
17.03.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18235/20
20.10.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1588/20