г. Пермь |
|
12 июля 2022 г. |
Дело N А71-15208/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Григорьевой Н.П., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
индивидуального предпринимателя Абакумова Игоря Юрьевича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 марта 2022 года
по делу N А71-15208/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к индивидуальному предпринимателю Абакумову Игорю Юрьевичу (ОГРН 304183504400122, ИНН 183300164400),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "СемьЯ" (ОГРН 1151832010307, ИНН 1840046281),
о взыскании задолженности на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "САХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Абакумову Игорю Юрьевичу (далее - ИП Абакумов И.Ю., ответчик) о взыскании 143 096 руб. 33 коп. долга по оплате услуг по обращению с ТКО.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СемьЯ" (далее - ООО "СемьЯ", третье лицо).
Решением суда от 04.03.2022 с ответчика в пользу истца взыскано 143 096 руб. 33 коп. долг за период с 01.01.2019 по 30.09.2021, а также 5 293 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску. Истцу из федерального бюджета возвращено 6 115 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы указал на то, что требования истца не законны, поскольку договорные отношения между сторонами отсутствуют; заявки о заключении договора от потребителя не получал; ввиду наличия договора по переработке принадлежащего мне ТКО как вторсырья, заявку также не подавал. Отметил, что после получения проекта договора, им был заявлен мотивированный отказ; новый договор ООО "САХ" составлен не был.
Ссылается на то, что доказательств фактического обслуживания объектов с расшифровкой действий, истцом не представлено. Торговые помещения занимают часть нежилых помещений - другая часть использовалась как административные площади, и соответственно подлежали иной тарификации, согласно Постановления Правительства от 24.06.2016 N 269, приказа Минстроя РФ от 28.06.2016 N 524/пр. Обращает внимание суда на то, что отходы ТКО, образуемые в процессе деятельности состоят из упаковочного гофрокартона и полиэтилена, которые оплачены ответчиком поставщику в полном объеме и принадлежат ответчику по праву собственности. Отходы складировались в кладовых помещениях и передавались на переработку в качестве вторсырья. Контейнерными площадками по сбору ТКО ответчик не пользовался. Истец не представил доказательств, подтверждающих наличие иных компонентов ТКО, образуемых в данных нежилых помещениях.
Апеллянт также считает не соответствующей действительности ссылку суда на то, что профильное предприятие Гофромир, являющееся участником процесса обращения и переработки вторсырья, не имеет право на эту деятельность. Отмечает, что в действующем законодательстве предусмотрена деятельность ОКВЭД 38.2 "Сбор неопасных отходов - пригодных ля вторичного использования материалов"; обработка отходов бумаги и картона (38.32.52), обработка отходов и лома пластмасс (38.32.53).
Ссылаясь на п. 9 Правил, утвержденных в Постановлении правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, а также на ответ Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления г. Французова Б.В. от 26.01.2022 N 25-50/945-ОГ о разъяснении применения п. 6 ст. 24.7 ФЗ-89, ответчик указывает, что достаточным условиям для отказа от заключения договора с региональным оператором является наличие собственного объекта размещения отходов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Уманцева В.А. (предъявлен паспорт, доверенность от 23.05.2022) в судебное заседание не допущена в связи с отсутствием документов о высшем юридическом образовании, об ученой степени по юридической специальности или статуса адвоката (ч.3 ст. 59 АПК РФ). В материалах дела указанные документы также отсутствуют.
Одновременно с апелляционной жалобой ответчиком представлены дополнительные доказательства: письмо об отказе от заключения договора от 27.04.2020, письмо о предоставлении документов от 18.03.2020.
От ответчика в суд апелляционной инстанции также поступило ходатайство о приобщении к материалам дела: положения о сборе и подготовке к отправке на переработку упаковочного материала, фотографий момента передачи упаковочного материала предприятию ООО "Гофромир", приемосдаточного акта от 12.05.2022.
Направление дополнительных доказательств расценено судом апелляционной инстанции как ходатайства о приобщении документов.
Апелляционный суд не усмотрел оснований для приобщения указанных документов к материалам дела в силу ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку суду первой инстанции указанные документы представлены не были, доказательств невозможности представления соответствующих документов в суде первой инстанции ответчиком не приведено. Кроме того, оснований для приобщения документов, датированных после вынесения судом решения суд апелляционной инстанции также не усматривает, на момент принятия обжалуемого судебного акта данные документы не существовали и не могли быть предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Решение суда, принятое без учета документов, датированных после вынесения решения, не может быть признано незаконным и необоснованным по данному основанию, суд апелляционной инстанции проверяет правомерность судебного акта на момент его принятия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ООО "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
Ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 173,9 кв.м. по адресу: г.Ижевск, ул. Удмуртская, 141 (сведения о характеристиках объекта недвижимости (л.д. 36-38), а также нежилое помещение площадью 132,3 кв.м. по адресу: УР, г.Ижевск, Якшур-бодьинский тракт, 7, пом 1-16, 1 этаж пом. 1-16.
ООО "САХ" являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в период времени с 01.01.2019 по 30.09.2021 оказывало услуги по обращению с ТКО ИП Абакумову И.Ю., предъявляя последнему для оплаты УПД, которые последним не оплачены.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не подписан.
Согласно расчету истца сумма долга ИП Абакумова И.Ю. перед ООО "САХ" составляет 143 096 руб. 33 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с предложением оплатить сумму долга оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Суд первой инстанции верно установил, что в данном случае правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
На основании п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 1 Закона N 89 к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Согласно п. 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой
обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, с учетом того, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению и складирование отходов вне отведенных для этого специальных мест запрещено.
Материалы дела не содержат доказательств того, что ответчик располагает согласованной в установленном законом порядке контейнерной площадкой, которая внесена в реестр мест накопления ТКО, в связи с чем, оплаты за оказание услуг по вывозу ТБО обоснованно произведен истцом расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с пунктами 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице ООО "САХ", из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли.
Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
Поскольку ООО "САХ" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
Соответственно, ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ООО "САХ".
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Пунктом 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.
Так, согласно пункту 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил N 1156.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
В силу п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Исходя из изложенного, поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор (подписанный в двустороннем порядке), осуществление своей деятельности ответчиком не оспаривается, суд верно исходил из того, что правоотношения между сторонами подлежат регулированию условиями типового договора.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя УР от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
Исходя из положений главы 39 ГК РФ основанием для оплаты услуг является их оказание.
При этом фактическое оказание услуг по вывозу ТКО ответчиком документально не опровергнуто.
Доказательств, подтверждающих обращение ответчика с отходами другими, не нарушающими норм действующего законодательства способами, и свидетельствующих о том, что потребитель не пользовался предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, в материалах дела отсутствуют.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судом проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству.
Довод ответчика о наличии договора с ООО "Гофромир" N 116/20/гм, по которому происходит поставка вторсырья: всех ТКО, образующихся в процессе деятельности ответчика, и как следствие, отсутствии оснований для взыскания задолженности в пользу истца судом правомерно отклонен.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закон N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам (ТКО) в соответствии с Законом N 89-ФЗ относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
В соответствии с положениями законодательства о деятельности по обращению с ТКО, услуги по обращению с ТКО могут оказываться только региональным оператором, которым на территории Удмуртской Республики является ООО "САХ", из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли.
Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной. ООО "Гофромир" не является лицом, привлеченным региональным оператором для осуществления своих полномочий.
Судом первой инстанции правомерно указано, что обращение с ТКО представляет собой не только транспортирование ТКО из места их складирования у потребителя, но и деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Таким образом, ссылка ответчика на наличие договора с иным лицом несостоятельна, поскольку наличие какого-либо договора на вывоз отходов производства и потребления не может подтверждать факт оказания услуг по вывозу ТКО в соответствии с положениями действующего законодательства.
Относительно утверждения ответчика, о том, что в процессе его деятельности образуются лишь отходы упаковочного гофрокартона, полиэтиленовой тары и т.п., суд первой инстанции также верно отнесся критически, с учетом характера деятельности ответчика. Кроме того, как уже было отмечено, презюмируется, что любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию, в том числе, твердых коммунальных отходов.
Вопреки доводам жалобы при отнесении объекта недвижимости в целом к определенной категории действующим законодательством не предусмотрен расчет стоимости услуг по вывозу ТКО исходя из его отдельных составных площадей и помещений.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 марта 2022 года по делу N А71-15208/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15208/2021
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Абакумов Игорь Юрьевич
Третье лицо: ООО "Семья"