г. Чита |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А10-2071/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ермакова Сергея Витальевича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2022 года по делу N А10-2071/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Ермакова Сергея Витальевича (ОГРН 312032702600159, ИНН 032605637091) к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия (ОГРН 1050302689810, ИНН 0326026773) о признании незаконным приказа от 29 января 2021 года N 24-ПР,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Ермакова С.В. - Сафонова В.С. - представителя по доверенности от 24.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ермаков Сергей Витальевич (далее - заявитель, ИП Ермаков С.В. или предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия (далее - Минприроды Республики Бурятия или Министерство) о признании незаконным приказа от 29 января 2021 года N 24-ПР.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2022 года в удовлетворении заявления ИП Ермакова С.В. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.
Предприниматель отмечает, что никогда не утверждал об отсутствии границ водоохранной зоны на реке Селенга, а указывал на отсутствие установленных границ водоохранной зоны (ВЗ) и прибрежных защитных полос (ПЗП) относительно непосредственного предмета спора, то есть на острове Большой Улан и расположенного на нем участка недр с соответствующим кадастровым номером и практически совпадающим по своим границам с границами указанного острова.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что сведения ЕГРН относительно спорного участка недр содержат сведения о приказе N 46 от 02.03.2017 "Об определении зон затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга" с соответствующими указанными ограничениями видов деятельности, которые не относятся к виду, заявленному предпринимателем. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что остров Большой Улан затопляем, а его очертания, границы, а также само существование в перспективе неопределенны, в связи с чем, установление границ ВЗ и ПЗП в данной местности невозможно по прямым требованиям водного и земельного законодательства Российской Федерации, о чем имеются прямые ссылки в представленных проектных работах по контракту в описании данного острова (пояснительная записка, книги 2-3 проекта).
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель предпринимателя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав представителя предпринимателя, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27 марта 2019 года ИП Ермаков С.В. обратился в Минприроды Республики Бурятия с заявлением о предоставлении ему права пользования участком недр местного значения "Большой Улан", на территории г. Улан-Удэ Республики Бурятия с целью геологического изучения поисков и оценки общераспространенных полезных ископаемых - песчано-гравийные породы.
Минприроды Республики Бурятия приказом N 426-ПР от 31 октября 2019 года предоставило ИП Ермакову С.В. право пользования с заявленной выше целью участком недр "Большой Улан". В соответствии с указанным приказом 14 ноября 2019 года ИП Ермакову С.В. выдана лицензия серии УЛУ N 00718 НП на право пользования недрами на участке недр "Большой Улан" в пределах г. Улан-Удэ.
Проведя изыскательские работы, итоги которых подтверждены протоколом экспертной комиссии, 23 июля 2020 года ИП Ермаков С.В. обратился в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия с заявлением о признании факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на участке недр "Большой Улан" и намерении получить лицензию на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения.
21 августа 2020 года Министерством природных ресурсов Республики Бурятия ИП Ермакову С.В. выдано свидетельство об установлении факта открытия 23.07.2020 месторождения общераспространенных полезных ископаемых песчано-гравийной породы месторождения "Большой Улан", проводимых согласно лицензии УЛУ 00718 НП.
02 декабря 2020 года ИП Ермаков С.В. обратился в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия с заявлением о предоставлении ему права пользования открытым им месторождением "Большой Улан, участок Южный".
На основании данного заявления 18 января 2021 года Министерством природных ресурсов Республики Бурятия издан приказ N 10-ПР о предоставлении ИП Ермакову С.В. права пользования участком недр "Большой Улан, участок Южный" с целью разведки и добычи песчано-гравийных пород.
29 января 2021 года Минприроды Республики Бурятия издало приказ N 24-ПР об отмене приказа Минприроды Республики Бурятия от 18.01.2021 N 10-ПР "О предоставлении права пользования". В качестве основания для отмены ранее изданного приказа Министерство указало на служебную записку Отдела регулирования водопользования и водного хозяйства, а также на пункт 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что приказ от 29 января 2021 года N 24-ПР об отмене приказа Минприроды Республики Бурятия от 18.01.2021 N 10-ПР "О предоставлении права пользования" вынесен с нарушением установленной процедуры, в отсутствие оснований для прекращения права пользоваться участком недр, предприниматель обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
В силу статьи 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2.3 Закона о недрах установлено, что к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия, установлен постановлением Правительства Республики Бурятия от 14 июля 2006 года N 217 "Об утверждении порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия" (далее - Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия (далее - Порядок) в соответствии со статьями 16, 17 Закона Республики Бурятия от 29.11.2005 N 1346-III "О порядке пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия" определяет правила предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Бурятия и распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (субъекты предпринимательской деятельности) независимо от форм собственности, желающих приобрести право пользования участком недр местного значения (далее - участок недр).
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения предоставление права пользования участком недр без проведения аукциона право пользования участками недр предоставляется для целей разведки и добычи ОПИ открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений ОПИ, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
Предоставление права пользования участками недр местного значения осуществляет исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, осуществляющий нормативно - регулятивные, исполнительно - распорядительные функции и функции по предоставлению государственных услуг в сфере природных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды в пределах предоставленных Республике Бурятия полномочий (далее - уполномоченный орган) (пункт 1.3 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения).
В пункте 3.7 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения предусмотрено, что в случае открытия в процессе геологического изучения месторождения ОПИ недропользователь, проводивший работы по геологическому изучению такого участка недр по лицензии, выданной уполномоченным органом (далее - недропользователь), имеет право подать в уполномоченный орган заявление об установлении факта открытия месторождения ОПИ.
Установление факта открытия месторождения ОПИ осуществляется комиссией, создаваемой уполномоченным органом, в состав которой включаются представители территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр. Порядок установления факта открытия месторождения ОПИ и состав комиссии устанавливаются приказами уполномоченного органа.
Заявление на получение права пользования участком недр для разведки и добычи ОПИ открытого месторождения при установлении факта его открытия недропользователем подается в уполномоченный орган не позднее 6 месяцев с даты получения свидетельства об установлении факта открытия месторождения ОПИ на данном участке недр. В случае если недропользователь, получивший свидетельство об установлении факта открытия месторождения ОПИ, до истечения 6 месяцев с даты получения свидетельства не подал в уполномоченный орган заявление на получение права пользования участком недр для разведки и добычи ОПИ, уполномоченный орган принимает решение об отнесении данного участка недр к нераспределенному фонду месторождений ОПИ и предоставляет его для разведки и добычи ОПИ в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 1.2 настоящего Порядка.
Для получения права пользования участком недр для разведки и добычи ОПИ открытого месторождения заявитель, получивший свидетельство об установлении факта открытия месторождения ОПИ, подает в уполномоченный орган заявление установленного образца (приложение N 7), документы, указанные в приложениях NN 2, 4 к настоящему Порядку. Заявительные документы оформляются в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка. При соответствии заявления и прилагаемых документов установленным требованиям уполномоченный орган принимает решение об утверждении условий пользования и предоставлении права пользования участком недр, оформленное приказом, до истечения 20 рабочих дней со дня регистрации заявления. При несоответствии заявления и прилагаемых документов установленным требованиям уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении права пользования до истечения 20 рабочих дней со дня регистрации заявления. Заявитель уведомляется о принятом решении, сроках и реквизитах оплаты установленных платежей в течение 3 рабочих дней со дня регистрации приказа.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.12.2020 в соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения ИП Ермаков С.В. на основании свидетельства об открытии месторождения N 13 от 21.08.2020 обратился в Минприроды Республики Бурятия с заявлением на получение права пользования участком недр.
18.01.2021 Минприроды Республики Бурятия издан приказ N 10-ПР о предоставлении ИП Ермакову С.В. права пользования участком недр "Большой Улан, участок Южный" с целью разведки и добычи песчано - гравийных пород.
На основании указанных положений в соответствии с поступившей служебной запиской Отдела регулирования водопользования и водного хозяйства и пунктом 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации Минприроды Республики Бурятия, действуя в рамках самоконтроля, издало приказ от 29.01.2021 N 24-ПР об отмене приказа Минприроды Республики Бурятия от 18.01.2021 N 10-ПР "О предоставлении права пользования".
Поскольку в соответствии с пунктом 3.3.12. Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.03.2007 N 65, Министерство наделено полномочиями на принятие решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, оно вправе отменить ранее принятое решение о предоставлении права пользования участком недр, предоставленного им с нарушением установленного порядка.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что основанием для принятия оспариваемого приказа послужило то обстоятельство, что испрашиваемы участок недр находится в границах водоохранной зоны р. Селенга.
Согласно части 1, 2 статьи 2 ВК РФ водное законодательство состоит из Водного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Основными принципами водного законодательства и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (часть 1 статьи 3 ВК РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Подпунктом 3 пункта 4 вышеназванной статьи Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженность от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".
Согласно пункту 1 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (далее - установление границ).
Установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов).
В соответствии с пунктом 4 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (в редакции, действовавшей до 13.05.2016) в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с пунктом 5 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде (в том числе в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра".
Как установлено судом первой инстанции, Минприроды Республики Бурятия, во исполнение Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, 25.05.2015 заключило государственный контракт N 0102200001615001602-0034859-01 с ООО Научно-производственная компания "СеверПроект" на выполнение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на участках реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия (т. 1, л.д. 96-106). В материалы дела представлен отчет выполненных работ к государственному контракту (направлен в эл. виде через систему подачи документов "Мой арбитр" 21.12.2021).
Министерством сведения о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия направлены в Росводресурсы для внесения сведений в государственной водный реестр письмом от 03.02.2016 (т. 2, л.д. 92).
02.12.2016 Министерством издан приказ N 415-ПР "Об утверждении границ и установлении режима хозяйственного использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос на участке реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия". В приложении N1 к указанному приказу определены границы водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы на участках реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия (т. 2, л.д. 89).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, порядок определение водоохранных зон и прибрежных защитных полос на участке реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия Минприроды Республики Бурятия соблюден в соответствии с Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Как следует из представленного письма Территориального отдела водных ресурсов по Республике Бурятия сведения о водоохранной зоне р. Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия внесены в государственный водный реестр по форме 2.13-гвр "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов". Определение границ осуществлено на основании выполненных работ по государственному контракту, заключенному между Минприроды Республики Бурятия и ООО Научно-производственная компания "СеверПроект" (т. 1, л.д. 136-137).
В материалы дела представилено заключение специалиста ООО "Центр Кадастровых работ" от 14.02.2022 N 25 по определению границ участка недр на местности, в котором содержатся схема расположения участка недр с привязкой к местности (т. 2, л.д. 68-82).
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела документы, а именно государственный контракт, заключенный между Минприроды Республики Бурятия и ООО Научно-производственная компания "СеверПроект", отчет выполненных работ к государственному контракту, заключение специалиста от 14.02.2022 N 25, схемы расположения земельных участков (т. 1, л.д. 87-89, т. 2, л.д. 74), схему расположения контуров разведки и добычи полезных ископаемых (т. 2, л.д. 75) правомерно согласился с выводом Минприроды Республики Бурятия, что спорный участок недр - остров Большой Улан полностью находится в водоохранной зоне р. Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия.
Согласно пункту 8 части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
С учетом того, что спорный участок находится в водоохранной зоне р. Селенга на него распространяется запрет, предусмотренный пунктом 8 части 15 статьи 65 ВК РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление права пользования недрами в такой ситуации повлечет нарушение водного законодательства и возможные негативные последствия для окружающей среды, а также прав и законных интересов других лиц.
Рассмотрев довод заявителя о том, что Министерством не доказан факт отнесения к водоохранной зоне р. Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия, в том числе спорного острова Большой Улан, поскольку Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр в ответах на запрос суда не указано на отнесение реки Селенги и в частности острова Большой Улан к водоохранной зоне, суд первой инстанции правомерно отклонил, как ошибочные.
Определением от 09.09.2021 суд первой инстанции в порядке статьи 66 АПК РФ запросил у Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов сведения относительно установления водоохранной зоны реки Селенга в границах земельного участка с кадастровым номером 03:24:034002:120.
26 октября 2021 года от Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов поступил отзыв от 25.10.2021 N 08-5240, в котором указано, что река Селенга не входит в перечень водохранилищ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 2054-р от 31.12.2008. Полномочия по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос, по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Селенга, расположенных на территории Республики Бурятия, переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в порядке статьи 26 ВК РФ.
Определением от 30.11.2021 суд первой инстанции в порядке статьи 66 АПК РФ запросил у Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов пояснения о внесении в государственный водный реестр сведений о водоохранной зоне на участках реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия в 2015 году на основании государственного контракта от 28.05.2015 N 0102200001615001602-0034859-01.
27 декабря 2021 года от Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов поступили дополнительные пояснения, в которых указано, что полномочия по направлению материалов об описании местоположении береговых линий (границ водных объектов) были переданы Управлению приказом Федерального агентства водных ресурсов от 10.12.2020 N 292, до указанной даты Енисейским БВУ не осуществлялось внесение сведений в ЕГРН.
Определением от 27.12.2021 суд в порядке статьи 66 АПК РФ запросил у ФГБУ Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр пояснения о внесении в государственный водный реестр сведений о водоохранной зоне на участках реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия в 2015 году на основании государственного контракта от 28.05.2015 N 0102200001615001602-0034859-01, проект, предоставленный при внесение сведений относительно установления водоохранной зоны и прибрежных защитных полос на участках реки Селенга в государственный водный реестр и сведения о пересечении координат водоохранной зоны и прибрежных защитных полос на участках реки Селенга, внесенных в государственный водный реестр, с координатами земельного участка с кадастровым номером 03:24:034002:120.
22 февраля 2022 года от ФГБУ Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр поступил ответ на запрос, в котором указано, что сведений о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы на участках реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия внесены в базу данных АИС ГВР по форме 2.13-гвр "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов" в соответствии с материалами, представленными Минприроды Республики Бурятия в Росводресурсы (письмо от 28.02.2017 N 08-06-08-и1113/17). Сведения о расположении водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Селенга относительно земельного участка с кадастровым номером 03:24:034002:120 не могут быть предоставлены ввиду отсутствия в ФГБУ РосИНИВХЦ координат границ указанного земельного участка. В составе имеющихся в ФГБУ РосИНИВХЦ проектных материалов отсутствуют координаты опорных точек установленных границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Селенга на территорию, занятую земельным участком с кадастровым номером 03:24:034002:120.
Из писем Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов следует только то, что полномочия по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос, по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Селенга, расположенных на территории Республики Бурятия, переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в порядке статьи 26 ВК РФ, поскольку река Селенга не входит в перечень водохранилищ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации N 2054-р от 31.12.2008, а также о том, что полномочия по направлению материалов об описании местоположении береговых линий (границ водных объектов) были переданы Управлению приказом Федерального агентства водных ресурсов от 10.12.2020 N 292, до указанной даты Енисейским БВУ не осуществлялось внесение сведений в ЕГРН.
Кроме того, ФГБУ Российский информационно-аналитический и научно-исследовательский водохозяйственный центр в своем ответе на запрос указало на то, что сведения о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы на участках реки Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия внесены в базу данных АИС ГВР по форме 2.13-гвр "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов" в соответствии с материалами, представленными Минприроды Республики Бурятия в Росводресурсы.
Также суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод ИП Ермакова С.В. о том, что река Селенга на территории г. Улан-Удэ, Тарбагатайского, Иволгинского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия, в том числе остров Большой Улан, не относится к водоохранной зоне, поскольку сведения о водоохранной зоне не включены в ЕГРН, выписка из Единого реестра права на недвижимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:034002:120 не содержит сведений об ограничениях, в том числе связанным с отнесением указанного земельного участка к водоохранной зоне.
Так в соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Согласно пункту 9 статьи 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 статьи 26, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположение границ такой зоны в текстовом и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Положениями Закона N 342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон охраны, сведения о которых не внесены в ЕГРН.
На момент определения водоохранной зоны р. Селенга Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (в редакции, действовавшей до 13.05.2016) не предусматривали требования об обязательной постановке границ водоохранной зоны на кадастровый учет.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции водоохранная зона р. Селенга считается установленной с даты издания приказа от 02.12.2016 N 415-ПР, а не внесения сведений о ней в ЕГРН.
Учитывая высокую экологическую значимость водных объектов для окружающей среды и человека, а также установление Водным кодексом РФ размеров защитных зон, одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации о границах зоны с особыми условиями не свидетельствует об отсутствии таких границ.
С учетом изложенного, индивидуальному предпринимателю не может быть предоставлено право пользования участком недр.
Иные аргументы правового значения для настоящего спора не имеют.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что приказ Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 29 января 2021 года N 24-ПР об отмене приказа Минприроды Республики Бурятия от 18.01.2021 N 10-ПР "О предоставлении права пользования" соответствует положениям законодательства Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы ИП Ермакова С.В., в связи с чем, нет оснований для его отмены и удовлетворения требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2022 года по делу N А10-2071/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2071/2021
Истец: Ермаков Игорь Витальевич
Ответчик: Министерство природных ресурсов Республики Бурятия
Третье лицо: Енисейское Бассейновое водное Управление Федерального агенства водных ресурсов