г. Киров |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А17-11750/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Бычихиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2022 по делу N А17-11750/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" (ИНН: 3702221422, ОГРН: 1193702012976)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (ИНН: 3702092230, ОГРН: 1063702132889)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Объединенные котельные" (ИНН: 3726005004, ОГРН: 1073706001600),
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" (далее - заявитель, ООО "Тепло Людям. Южа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - ответчик, Служба, надзорный орган) от 17.11.2021 N 10-ЕС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Объединенные котельные" (далее - третье лицо, ООО "Объединенные котельные").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Тепло Людям. Южа" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на незаконности оспариваемого предписания Службы, указывает на правомерность начисления им платы за отопление потребителям спорных многоквартирных домов в период с 27.07.2021 по 25.08.2021. Заявитель поясняет, что в названный временной период им осуществлялись приобретение материалов для замены ветхих участков труб и подготовка объектов теплоснабжения к отопительному периоду 2021-2022 годов. По утверждению ООО "Тепло Людям. Южа", фактическое оказание данным Обществом услуг по теплоснабжению началось в июле 2021 года, когда стали осуществляться работы по подготовке тепловых сетей и котельных к следующему отопительному периоду.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.06.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.06.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ходатайство об отложении судебного разбирательства, поступившее от заявителя в суд апелляционной инстанции, отклонено протокольным определением суда от 07.07.2022.
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Указанная норма предусматривает право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание.
В ходатайстве Общества об отложении судебного разбирательства не указаны доказательства, для приобщения которых необходимо личное участие представителя. Аргументов, свидетельствующих о невозможности рассмотрения жалобы по имеющимся в деле доказательствам, не приведено. Судом апелляционной инстанции явка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание обязательной не признана. При таких обстоятельствах суд имеет возможность рассмотреть жалобу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Службы от 17.11.2021 N 1739 с целью проверки фактов, указанных в обращении граждан от 25.10.2021 вх.N 13744-019/1-14, о несоблюдении порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Ивановская область, город Южа, Южский район, улица Революции, 90, 92 (далее - МКД N 90, N 92), 17.11.2021 в отношении ООО "Тепло Людям. Южа" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверочных мероприятий по результатам анализа представленных документов и сведений Служба установила следующие обстоятельства.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области" принято решение о сохранении на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области действующего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Между ООО "Тепло Людям. Южа" и муниципальным образованием Южское городское поселение Южского муниципального района Ивановской области в лице Администрации Южского муниципального района Ивановской области 19.07.2021 заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области. В соответствии с пунктом 2.1 концессионного соглашения на концессионера возложена обязанность в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных данным соглашением, реконструировать объект концессионного соглашения, право собственности на который принадлежит концеденту.
В рамках обозначенного соглашения заключившими его сторонами 27.07.2021 подписан акт приема-передачи имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения.
В соответствии с постановлением Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" на основании пунктов 13, 18 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации, при этом в пункте 2 данного постановления на ООО "Объединенные котельные" возложена обязанность исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации.
В установленный период приема заявок теплоснабжающих и теплосетевых организаций о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации в адрес Администрации Южского муниципального района Ивановской области 03.08.2021 поступила заявка ООО "Тепло Людям. Южа" на присвоение данному Обществу статуса единой теплоснабжающей организации.
Постановлением Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.08.2021 N 592-п статус единой теплоснабжающей организации на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области присвоен с 26.08.2021 ООО "Тепло Людям. Южа".
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 08.10.2021 N 43-т/2 установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО "Тепло Людям. Южа" (Южский район) на 2021-2023 годы.
В пункте 8 постановления от 08.10.2021 N 43-т/2 отражено, что соответствующие тарифы действуют с 08.10.2021 по 31.12.2023. В приложениях 1 и 2 к постановлению от 08.10.2021 N 43-т/2 также содержатся сведения о том, что во втором полугодии 2021 года установленные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действуют с 08.10.2021 по 31.12.2021.
На основании пункта 10 постановления от 08.10.2021 N 43-т/2 признано утратившим силу с 08.10.2021 постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17.12.2020 N 72-т/4 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Объединенные котельные" на 2021 год".
ООО "Тепло Людям. Южа" выставило жителям МКД N 90, N 92 квитанции на оплату отопления за период с 27.07.2021 по 25.08.2021, однако плата за коммунальную услугу по отоплению, подлежащая внесению за соответствующий период, ранее была внесена собственниками помещений указанных многоквартирных домов в пользу ООО "Объединенные котельные".
Указав на то, что до 26.08.2021 на ООО "Объединенные котельные" пунктом 18 Правил N 808, пунктом 2 постановления Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.07.2021 N 528-а-п была возложена обязанность по исполнению функций единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации, вследствие чего ООО "Объединенные котельные" вправе было выставлять счета потребителям на оплату тепловой энергии в названный период, надзорный орган сделал вывод об отсутствии у ООО "Тепло Людям. Южа" правовых оснований для начисления в платежных документах платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 жителям МКД N 90, N 92, что повлекло за собой необоснованное увеличение расходов потребителей указанных многоквартирных домов.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 17.11.2021 N 20-ЕС.
В целях устранения выявленного нарушения Службой в адрес ООО "Тепло Людям. Южа" выдано обязательное для исполнения предписание от 17.11.2021 N 10-ЕС, которым на Общество возложена обязанность в срок до 18.12.2021 произвести перерасчет размера платы за отопление за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 жителям МКД N 90, N 92. Информация об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов должна быть представлена в надзорный орган не позднее 20.12.2021.
Не согласившись с предписанием Службы от 17.11.2021 N 10-ЕС, ООО "Тепло Людям. Южа" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и исполнимости оспариваемого предписания, отказал в удовлетворении требований заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие в совокупности указанных условий в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В пункте 42(1) Правил N 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
На основании постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.09.2018 N 222-н/1 на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области в спорный период действовал способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил N 354).
Единой теплоснабжающей организацией является теплоснабжающая организация, которой в отношении системы теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления, уполномоченный на разработку схемы теплоснабжения, в течение одного месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 18 Правил N 808, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.
Если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана одна заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. Если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается в соответствии с пунктами 7-10 Правил N 808 (пункт 6 Правил N 808).
Как следует из содержания пункта 12 Правил N 808, единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана, в числе прочего, заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения, заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 808 организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации, в том числе в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 Правил N 808 (источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления поселения в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации (пункт 17 Правил N 808).
При этом в силу пункта 18 Правил N 808 организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил N 808, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5-11 Правил N 808.
Пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Постановление N 1075), предусмотрено, что регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы (пункт 37 Постановления N 1075).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела постановлением Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.07.2021 N 528-а-п ООО "Объединенные котельные" лишено статуса единой теплоснабжающей организации. Статус единой теплоснабжающей организации на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области с 26.08.2021 присвоен ООО "Тепло Людям. Южа", о чем Администрацией Южского муниципального района Ивановской области принято постановление от 26.08.2021 N 592-п.
С учетом требований пункта 18 Правил N 808, пункта 2 постановления Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 26.07.2021 N 528-а-п до 26.08.2021 ООО "Объединенные котельные" было обязано исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации, в силу чего имело правовые основания для выставления потребителям платы за отопление.
С учетом применяемого способа осуществления потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года и периода поставки (потребления) теплового ресурса (отопительный сезон 2020-2021 годов периодом с 22.09.2020 по 12.05.2021) поставка тепловой энергии в отопительный период 2020-2021 годов должна быть произведена ООО "Объединенные котельные" в объеме годового норматива на квадратный метр отапливаемой площади помещений, а оплата оказанных услуг по отоплению должна поступать от населения равными платежами 12 месяцев.
При равномерном способе внесения платы за отопление в течение календарного года (1/12), а также принимая во внимание смену с 26.08.2021 единой теплоснабжающей организации, ООО "Объединенные котельные" 25.08.2021 завершило окончательные расчеты по текущим начислениям с собственниками помещений МКД N 90, N 92. В этой связи повторное выставление ООО "Тепло Людям. Южа" платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 27.07.2021 по 25.08.2021 собственникам помещений в МКД N 90, N 92 явилось неправомерным и, как следствие, нарушающим права собственников помещений домов.
Как верно указал суд первой инстанции, теплоснабжающая организация в силу своего статуса не вправе произвольно отказаться от исполнения договора теплоснабжения. Прекращение права владения источником тепловой энергии автоматически не прекращает статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку Правилами N 808 предусмотрено, что организация лишается статуса единой теплоснабжающей организации исключительно на основании решения уполномоченного органа с исполнением функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации.
Довод Общества о совершении им в обозначенный временной период действий по подготовке объектов теплоснабжения к следующему отопительному периоду не опровергает изложенных выше выводов. Мероприятия, которые проводились заявителем с 27.07.2021, не подтверждают предоставление коммунальных услуг потребителю и являлись необходимыми для исполнения ООО "Тепло Людям. Южа" условий концессионного соглашения.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований о признании предписания от 17.11.2021 N 10-ЕС незаконным. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итоговых выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2022 по делу N А17-11750/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Тепло Людям. Южа" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная Обществом по платежному поручению N 348 от 13.05.2022 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.04.2022 по делу N А17-11750/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тепло Людям. Южа" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 348 от 13.05.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-11750/2021
Истец: ООО "Тепло Людям. Южа"
Ответчик: Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области
Третье лицо: ООО "Объединенные котельные", Второй Арбитражный Апелляционный суд