город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2022 г. |
дело N А53-43540/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от истца: представитель Белоусов М.А. по доверенности от 15.12.2021;
от ответчика: представитель Велдикоцкая М.М. по доверенности от 25.05.2022, удостоверение адвоката N 5067, председатель ТСЖ Добровитченко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Кривоноса-3" на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27.04.2022 по делу N А53-43540/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) к товариществу собственников жилья "Кривоноса-3" (ИНН 6165185481, ОГРН 1136165010464) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (далее - истец, ООО "ГК Чистый город", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к товариществу собственников жилья "Кривоноса-3" (далее - ответчик, ТСЖ "Кривоноса-3", товарищество) о взыскании задолженности в размере 152 757,78 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2022 решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Суд кассационной инстанции указал, что судами при рассмотрении дела не установлены обстоятельства, связанные с организацией на территории субъекта РФ раздельного накопления твердых коммунальных отходов, наличия замкнутого цикла обращения с отходами, объектов обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, их места нахождения и включения соответствующих маршрутов транспортировки в территориальную схему обращения с отходами.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы товарищество указывает на то, что судом первой инстанции не проверен расчет задолженности; расчет произведен истцом на основании актов выполненных работ, оформленных в одностороннем порядке. Завышение истцом в одностороннем порядке объема оказанных услуг является изменением существенных условий договора.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "ГК "Чистый город" (региональный оператор) и ТСЖ "Кривоноса-3" (исполнитель) заключен договор от 24.01.2019 N 0106/00473 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с условиями которого, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Оплата оказанных услуг, согласно п. 7, 8 договора осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (446 (четыреста сорок шесть) рублей 84 копейки за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%) до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Расчет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее Правила), исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (пункт 19 договора).
В приложении к договору стороны согласовали объем принимаемых ТКО в год (1 092 куб.м), места сбора и накопления отходов, количество и объем контейнеров и график вывоза.
Как следует из искового заявления, в период с 01.03.2020 по 31.07.2020 региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно счетам и счетам-фактурам истцом оказаны услуги по обращению с ТКО в объеме 167,603 куб.м в месяц.
Наличие задолженности по оплате оказанных услуг в размере 152 757,78 руб. послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Указанный договор по своей правовой природе является договором оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (МЭОК) (включает г. Ростов-на-Дону и Мясниковский район) от 29.03.2018, заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по итогам конкурсного отбора, ООО "ГК "Чистый город" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОКа Ростовской области, приступившим к работе 01.01.2019.
С 01.10.2019 ООО "ГК "Чистый город" начало осуществлять свою деятельность как региональный оператор.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 42 договора при исполнении настоящего договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем согласно п. 19 стороны установили производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
Заложенная альтернатива приведенным нормам права не противоречит, возможность выбора одного из указанных способов расчета определяется исходя из того, организовано ли товариществом раздельное накопление сортированных ТКО.
Согласно пункту 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 N 354.
Согласно пункту 148 (30) Правил N 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ 20-956 отмечено, что раздельное накопление твердых коммунальных отходов считается организованным, когда отрасль обращения с отходами имеет замкнутый цикл (обустроены площадки для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, имеются объекты обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, и соответствующие маршруты включены в территориальную схему обращения с отходами).
Согласно ст. 2 Закона N 89-ФЗ норматив накопления ТКО - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени, не зависящее от фактического объема, складируемого ТКО в местах (площадках) накопления, установленное органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в предусмотренном Правительством РФ порядке; в силу с ч. 1 ст. 24.8 Закона N 89-ФЗ, оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО.
В статье 6 Закона N 89- ФЗ указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение нормативов накопления ТКО в области обращения с ТКО. Согласно ч. 2 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, в силу положений статьи 6 Закона N 89-ФЗ ТСЖ "Кривоноса-3" не обладает полномочиями по пересмотру установленных нормативов накопления ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО, соответственно, потребителю необходимо производить оплату в соответствии с установленным нормативом.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276.
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов потребителями по установленным видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено и не могло быть представлено, поскольку Порядок раздельного накопления ТКО на данный момент отражен только в части сроков его поэтапного внедрения согласно постановления Правительства Ростовской области N 276 и на данный момент не внедрен на территории Ростовской области.
В силу изложенного, расчет услуг исходя из количества и объема контейнеров не может быть применен к спорным правоотношениям.
Таким образом, при расчете стоимости услуг по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении МКД расчет стоимости услуги в соответствии с Пунктом 9 (1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 является правомерным.
Истец, будучи региональным оператором, осуществляя расчет платы за услугу по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации руководствуется соответствующим императивом нормативно-правовых актов, установленных уполномоченными органами государственной власти в сфере обращения с отходами, в том числе в соответствии с Постановлением N 2 от 08.02.2018 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области" вместе с Постановлением N 3 от 10.04.2018 "О внесении изменения в постановление от 08.02.2018 N 2" принятых Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области во исполнение п. 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269. Согласно указанной нормы законодательства размер норматива в отношении жилых многоквартирных домов за период образования задолженности равен 3,08, где в качестве расчетной единицы установлен 1 проживающий.
Как указывает истец, ответчиком не были предоставлены сведения о количестве проживающих в МКД, указанные сведения были получены истцом с официального сайта в сети Интернет Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ "Реформа ЖКХ" https://www.reformagkh.ru. Численность жителей составляет 653 человека.
Как следует из пояснения истца, расчет задолженности произведен исходя из суммы начислений с учетом количества проживающих в МКД и поступивших оплат. Так, по расчету истца задолженность за период с 01.03.2020 по 31.07.2020 составила 152 757,78 руб.
Факт исполнения истцом обязательств по договору и наличие задолженности ответчика перед истцом в заявленном размере подтверждаются материалами дела.
Доказательств исполнения обязательства по оплате за спорный период в полном объеме или доказательств наличия обстоятельств, служащих основанием для уменьшения размера долга, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Учитывая отсутствие в материалах дела сведений об оплате задолженности, суд первой инстанции правомерно признал требование о взыскании долга в размере 152 757,78 руб. подлежащим удовлетворению.
Представленные в материалы дела, подписанные акты в одностороннем порядке истцом и счета-фактуры, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащем образом не оспорены.
Документов, опровергающих факт оказания услуг истцом в спорный период, не представлено.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2022 по делу N А53-43540/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43540/2020
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Ответчик: ТСЖ "КРИВОНОСА-3"
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
13.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10665/2022
27.04.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20
09.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
15.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15378/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20