г. Москва |
|
20 июля 2022 г. |
Дело N А41-93485/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов Администрации городского округа Серпухов" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2022 по делу N А41-93485/21, принятое судьей Плотниковой Н.В., по иску ООО "ГРИНФОКС" к МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов Администрация городского округа Серпухов" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Гринфокс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов Администрация городского округа Серпухов" о взыскании долга за оказанные услуги в размере 8 211 857 руб. 37 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.04.2022 по делу N А41-93485/21 исковые требования ООО "Гринфокс" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов Администрации городского округа Серпухов" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
13.07.2022 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов Администрации городского округа Серпухов" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "ГРИНФОКС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 30.04.2021 по 31.05.2021 (включительно) между МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов администрации г.о. Серпухов" (Ответчик) и ООО "Гринфокс" (Истец) был заключен муниципальный контракт от 30.04.2021 N 133769-21 на оказание услуг по содержанию и эксплуатации оборудования утилизации свалочного газа в объеме 6500 мЗ/час и утилизации фильтрата в объеме 120 мЗ/сутки на полигоне ТБО "Лесная", расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:32:0020121:365, 50:32:0020121:1274, 50:32:0020121:1503.
Цена контракта составила сумму в размере 12 497 046,67 руб.
По вышеуказанному муниципальному контракту оказывались следующие услуги (в том числе согласно приложению N 5 к муниципальному контракту, п. 4.2.2. Тех. задания на оказание услуг по содержанию и эксплуатации оборудования утилизации свалочного газа в объеме 6500 м3/час и утилизации фильтрата в объеме 120 м3/сутки на полигоне ТБО "Лесная", расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:32:0020121:365, 50:32:0020121:1274, 50:32:0020121:1503):
- Эксплуатация оборудования системы дегазации и утилизации (обезвреживания) свалочного газа; специализированное техническое обслуживание оборудования очистных сооружений; транспортировка и утилизация концентрата фильтрата; транспортировка и утилизация конденсата газа.
Во исполнение условий контракта истцом своевременно и надлежащим образом оказывались услуги.
В период с 01.06.2021 по 30.06.2021 (включительно) отдельный муниципальный контракт между Истцом и Ответчиком заключен не был, однако в целях недопущения ухудшения экологической обстановки и защиты законных прав жителей, проживающих на территории г.о. Серпухов Московской области, в рамках введенной ЧС, ООО "Гринфокс" в полном объеме выполнены работы и оказаны услуги по предупреждению прогнозируемых ЧС межмуниципального и регионального характера на осуществление неотложных мероприятий по обеспечению функционирования систем сбора, обезвреживания и утилизации свалочных газов, установки фильтров предварительной очистки биогаза на факельных установках, вывоз и утилизацию концентрата фильтрата с территории полигона ТКО "Лесная".
Как указывает истец, им в период с 01.06.2021 по 30.06.2021 были оказаны следующие услуги на общую сумму в размере 8 211 857,37 руб.:
- Эксплуатация оборудования системы дегазации и утилизации (обезвреживания) свалочного газа. Стоимость выполненных работ/оказанных услуг составила сумму в размере 1 354 847,48 руб. (Эксплуатация оборудования осуществлялась ежедневно с 01.06.2021 по 30.06.2021);
- Специализированное техническое обслуживание оборудования очистных сооружений. Стоимость выполненных работ/оказанных услуг составила сумму в размере 1 590 609,89 руб. (Техническое обслуживание осуществлялось ежедневно с 01.06.2021 по 30.06.2021);
- Транспортировка и утилизация концентрата фильтрата. Стоимость выполненных работ/оказанных услуг составила сумму в размере 5 150 400,00 руб. (Вывоз концентрата фильтрата осуществлялся ежедневно с 01.06.2021 по 30.06.2021);
- Транспортировка и утилизация конденсата газа. Стоимость выполненных работ/оказанных услуг составила сумму в размере 116 000,00 руб. (Вывезено 20,00 м3).
Факт оказания Истцом услуг подтверждается совокупностью предоставленных документов, в том числе актами вывоза концентрата, реестром концентрата, отчетами ТО ОСМОС Лесная, актами отгрузки концентрата фильтрата УПД, заключенными договорами, ответчиком факт оказания услуг в данный период не оспаривается.
Акт от 17.06.2021 об отгрузке конденсата газа с полигона ТБО "Лесная", а также транспортная накладная от 17.06.2021 подписаны ответчиком без замечаний.
Поскольку оплата задолженности за фактически оказанные услуги ответчиком не произведена, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 1).
Требования к содержанию контракта изложены в статье 34 Закона N 44-ФЗ.
Контракт согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Исковые требования мотивированы тем, что в спорный период в отсутствие подписанного муниципального контракта, истцом фактически были оказаны ответчику услуги на сумму 8 211 857 руб. 37 коп.
Факт оказания Истцом услуг подтверждается актами вывоза концентрата, реестром концентрата, отчетами ТО ОСМОС Лесная, актами отгрузки концентрата фильтрата УПД.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы городского округа Серпухов Ю.О. Купецкой N 7913-П от 23.12.2020 года "О введении с 00 часов 00 минут 25 декабря 2020 года режима чрезвычайной ситуации с местным уровнем реагирования и принятии мер по его ликвидации на полигоне ТБО "Лесная" г.о. Серпухов М.О." в целях недопущения ухудшения экологической обстановки и защиты законных прав жителей, проживающих на территории городского округа Серпухов Московской области, на территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0020121:365, 50:32:0020121:1274, 50:32:0020121:1503 (полигон ТБО "Лесная") введен режим чрезвычайной ситуации с местным уровнем реагирования.
В рамках указанной ЧС, во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью, а также вреда окружающей среде, МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов администрации г.о. Серпухов" предписано заключить контракт на содержание и эксплуатацию оборудования полигона ТБО "Лесная" за счет средств бюджета городского округа Серпухов.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 16.06.2021 N 475/20 "О предоставлении средств из резервного фонда Правительства Московской области" выделены бюджетные ассигнования для организации и проведения работ по предупреждению прогнозируемых ЧС межмуниципального и регионального характера на осуществление неотложных мероприятий по обеспечению функционирования систем сбора, обезвреживания и утилизации свалочных газов, установку фильтров предварительной очистки биогаза на факельных установках, вывоз и утилизацию концентрата фильтрата с территории полигона ТКО "Лесная", расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, 1.1 - 1.2 км северо-западнее пос. большевик, в п. 1.3 - 1.5 км западнее города Серпухов, на земельных участках с кадастровыми номерами 50:32:0020121:365, 50:32:0020121:1274, 50:32:0020121:1503.
В период с 30.04.2021 по 31.05.2021 между сторонами был подписан муниципальный контракт на оказание аналогичных услуг. После окончания срока его действия, контракт на новый период (с 01.06.2021 по 30.06.2021) подписан сторонами не был, вместе с тем с 01.07. 21 г. по 31.12.21 г. между сторонами вновь был заключен контракт на оказание указанных услуг.
При этом, в целях недопущения ухудшения экологической обстановки и защиты законных прав жителей, проживающих на территории г.о. Серпухов, в рамках введенной чрезвычайной ситуации, истцом в весь период действия чрезвычайной ситуации, продолжалось оказание услуг по предупреждению прогнозируемых ЧС межмуниципального и регионального характера на осуществление неотложных мероприятий по обеспечению функционирования систем сбора, обезвреживания и утилизации свалочных газов, установки фильтров предварительной очистки биогаза на факельных установках, вывоз и утилизацию концентрата фильтрата с территории полигона ТКО "Лесная".
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что у ответчика отсутствует обязанность оплаты услуг в виду отсутствия заключенного контракта.
Согласно правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в пунктах 21, 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления; выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
В условиях муниципальных контрактов прямо указано на то, что их целью является недопущение ухудшения экологической обстановки и защиты законных прав жителей.
В соответствии с Законом N 68-ФЗ в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, необходимо осуществлять комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение размеров возможного ущерба и сохранение здоровья людей. При этом к гражданской обороне отнесены мероприятия по подготовке и защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий и возникновении чрезвычайных ситуаций (статья 1). Подготовка государства к ведению гражданской обороны, являясь одной из важнейших его функций, осуществляется заблаговременно в мирное время (статья 4).
В силу статьи 2 Закона N 68-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является оповещение населения о грозящих ему опасностях.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Таким образом, мероприятия по предупреждению прогнозируемых ЧС межмуниципального и регионального характера жизненно необходимы, они осуществляются в интересах населения соответствующего муниципального образования, а обязанность органа исполнительной власти муниципального образования, в функциональные обязанности которого входят вопросы гражданской обороны населения, оплатить операторам связи стоимость оказанных услуг обусловлена самим фактом проведения таких работ. Эта обязанность может быть прекращена только путем ее исполнения.
Поскольку в силу прямого указания законодательства Российской Федерации в области гражданской защиты на учреждение (заказчик) возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предупреждению прогнозируемых ЧС межмуниципального и регионального характера, а также финансированию связанных с этим расходов, истцом правомерно заявлено требование о взыскании стоимости названного обслуживания.
Отсутствие между сторонами надлежащим образом оформленного договора, а также непрерывности процесса по осуществлению таких мероприятий не может являться основанием для прекращения обществом оказания услуг по о предупреждению прогнозируемых ЧС межмуниципального и регионального характера на осуществление неотложных мероприятий по обеспечению функционирования систем сбора, обезвреживания и утилизации свалочных газов, установки фильтров предварительной очистки биогаза на факельных установках, вывоз и утилизацию концентрата фильтрата с территории полигона ТКО "Лесная".
Бездействие заказчика, выразившееся в не проведении конкурса и не заключении контракта в необходимые сроки для бесперебойного оказания услуг, в таких случаях не может служить основанием для прекращения или приостановления выполнения государственно и социально значимых функций.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2022 года по делу N А41-93485/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93485/2021
Истец: ООО "ГРИНФОКС"
Ответчик: МКУ "Управление экологии, организации сбора и утилизации отходов Администрация городского округа Серпухов"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СЕРПУХОВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ