г. Вологда |
|
19 июля 2022 г. |
Дело N А66-2502/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 июля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Герасименко О.В. по доверенности от 14.12.2021 N 01-15/402,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 апреля 2022 года по делу N А66-2502/2022,
УСТАНОВИЛ:
администрация Нелидовского городского округа Тверской области (ОГРН 1186952017251, ИНН 6912012318; адрес: 172521, Тверская область, город Нелидово, площадь Ленина, дом 3; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, переулок Свободный, дом 2; далее - управление) о признании незаконным решения от 24.12.2021 N КУВД-001/2021-39721342/12 об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости, а именно: квартиру, расположенную по адресу: Тверская обл., Нелидовский район, деревня Новоселки, ул. Олимпийская, д. 4, кв. 1; с требованием обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости на основании заявления от 22.09.2021 N КУВД-001/2021-39721342 и представленных документов.
Дело рассмотрено при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Егорового Андрея Борисовича.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 апреля 2022 года по делу N А66-2502/2022 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано незаконным, на управление возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о государственной регистрации права на объект недвижимости на основании заявления от 22.09.2021 N КУВД-001/2021-39721342 и представленных документов с учетом выводов суда в рамках разрешения настоящего дела.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, управление на основании пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации) провело правовую экспертизу представленных документов и установило нарушение администрацией требований действующего законодательства, которое выразилось в возмездном отчуждении гражданину квартиры муниципального жилищного фонда. Считает, что суд не применил нормы л приватизации имущества публичного собственника: Закон Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1), Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
В судебном заседании представитель управления жалобу поддержал.
Заявитель, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, администрация (в лице временно исполняющего обязанности Главы Нелидовского городского округа Крючкова А.И.) 22.09.2021 обратилась в управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права и государственной регистрации права на квартиру с кадастровым номером 69:22:0151801:120, расположенную по адресу: Тверская область, Нелидовский район, Новоселковское сельское поселение, д. Новоселки, ул. Олимпийская, д. 4, кв. 1.
С заявлением представлены:
договор купли-продажи от 19.07.2021, согласно которому по результатам аукциона администрация продаёт, а Егоров Андрей Борисович покупает вышеуказанную квартиру;
акт приёма-передачи квартиры от 21.07.2021;
отчёт об определении рыночной стоимости квартиры от 31.05.2021 N 11/05-21;
постановление администрации от 07.06.2021 N 881-па о проведении торгов по продаже жилого помещения;
протокол подведения итогов аукциона от 12.07.2021;
решение Нелидовской городской Думы от 24.12.2020 N 219-1 "Об утверждении Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области" (далее - Положение N 219-1).
По результатам проведения правовой экспертизы (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ) управлением 24.09.2021 принято решение о приостановлении государственной регистрации прав. Заявитель уведомлен о причинах приостановления.
Дополнительно 04.10.2021 в управление представлено информационное письмо от 02.10.2021 с правовой позицией заявителя.
Заявитель 19.10.2021 уведомлен о неустранении им причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав.
На основании пункта 7 части 1 статьи 26, статьи 27 Закона о государственной регистрации 24.12.2021 принято решение об отказе в государственной регистрации прав.
Причиной принятия данного решения послужило нарушение администрацией требований действующего законодательства, которое выразилось в возмездном отчуждении гражданину квартиры муниципального жилищного фонда.
Администрация, полагая, что указанное решение нарушает ее права и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилась с заявлением в суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости регулируется положениями Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 2 статьи 7 указанного Закона единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Согласно части 1 статьи 14 упомянутого Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 вышеназванного Закона предусмотрено проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 27 упомянутого Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.
На основании части 12 статьи 29 вышеназванного Закона приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как установил суд первой инстанции, в качестве правоустанавливающего документа администрацией предоставлен договор купли-продажи от 19.07.2021, в соответствии с которым администрация на основании протокола подведения итогов аукциона открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене по продаже жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области, от 12.07.2021 продает объект гражданину Егорову А.Б.
Основанием проведения торгов по продаже объекта является постановление администрации, подготовленное в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Положением N 219-1.
Данное Положение принято в целях повышения эффективного распоряжения муниципальным жилищным фондом и обеспечения безопасность жилищного фонда, в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области, утвержденным решением Нелидовской городской Думы от 31.10.2018 N 42-1.
На основании пункта 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав администрацией представлен договор купли-продажи.
Удовлетворяя требования администрации, суд первой инстанции учел, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что торги, которые выиграл Егоров Андрей Борисович, были кем-либо оспорены и по основаниям статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признаны недействительными; действующее законодательство не предусматривает специальный порядок отчуждения имущества, если сособственниками вещи наряду с публичным образованием являются непубличные собственники (физические и юридические лица); применение к таким правоотношений специальных законов, регулирующих порядок отчуждения имущества из публичной собственности (Закон N 1541-1, Закон N 178-ФЗ), суд в данном случае посчитал невозможным, поскольку это не соответствует принципу равенства всех форм собственности в силу того, что иные, частные, собственники по существу будут ограничены в праве распоряжения своим имуществом в силу необходимости его отчуждения только способами, предусмотренными законодательством о приватизации.
Учитывая, что из материалов настоящего дела не усматривается наличие возражений третьих лиц по делу относительно возмездного приобретения собственности муниципального образования в двухквартирном доме, суд первой инстанции признал, что представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи от 19.07.2021 является надлежащим правоустанавливающим документом, по форме и содержанию соответствует действующему законодательству, в связи с этим пришел к выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации перехода права собственности у регистрирующего органа не имелось.
Доводы апеллянта о возможности продажи спорного помещения только путем безвозмездной передачи путем приватизации коллегией судей не принимаются с учетом следующего.
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании статьи 1 Закона N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 3 упомянутого Закона действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
Закон N 1541-1 устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
На основании статьи 1 Закона N 1541-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно статье 2 вышеназванного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статья 4 Закона N 1541-1 предусматривает, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.11.2003 N 350-О, закрепляя в Законе право на приватизацию, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации
Вместе с тем следует учитывать, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния собственник жилищного фонда (представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом) либо соответствующее структурное подразделение органа местного самоуправления должны с учетом предписания органа местного самоуправления в срок не более 10 дней либо немедленно принять решение об отселении граждан (пункты 12 и 13 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания).
Граждане, ранее проживавшие в аварийном жилом помещении, после получения в пользование другого жилого помещения в доме государственного или муниципального жилищного фонда, соответствующего требованиям жилищного законодательства, вправе приватизировать его.
Следовательно, бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилые помещения, непригодные для проживания, передаче не подлежат.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания изложены в пункте 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
Пунктом 34 Положения N 47 предусмотрены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлено, что в случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 8 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
На основании пункта 6 той же статьи ораны местного самоуправления осуществляют принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
Из пункта 3 статьи 85 ЖК РФ следует, что в жилые помещения, признанные непригодными для проживания, граждане не подлежат заселению.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения N 219-1 в соответствии с настоящим Положением продаже подлежат свободные от прав третьих лиц жилые помещения (доли жилых помещений) муниципального жилищного фонда муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области, признанные в установленном порядке непригодными для проживания.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 08.04.3021 N 68-ра жилые помещения муниципального жилищного фонда, в том числе квартира, расположенная по адресу: Тверская обл., Нелидовский район, деревня Новоселки, ул. Олимпийская, д. 4, кв. 1, признаны непригодными для проживания. Из материалов дела также не следует, что в квартире проживают граждане.
Постановлением администрации от 28.04.2021N 762-па комитету по управлению имуществом администрации указано организовать и провести аукцион по продаже жилых помещений, в том числе спорной квартиры.
Постановлением администрации от 07.06.2021 N 881-па утверждены условия продажи имущества, способ приватизации - аукцион.
Договор купли-продажи от 19.07.2021 заключен по итогам проведенного аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Управление до признания оспоримой сделки недействительной в судебном порядке не может установить отсутствие юридической силы такой сделки, а регистратор не вправе оценивать сделку на предмет ее недействительности по основаниям оспоримости.
Положение N 219-1, предусматривающее возможность продажи жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не оспорено, недействующим не признано.
Следовательно, рассматриваемая квартира ввиду признания ее непригодной для проживания приватизации на основании Закона N 1541-1 и безвозмездной передаче не подлежит.
Само по себе несогласие управления с порядком признания квартиры непригодной для проживания не свидетельствует о наличии оснований для отказа в государственной регистрации.
Ссылка подателя жалобы на то, что Законом N 1541-1 не предусмотрено платной приватизации объектов муниципального жилищного фонда в случае, если они признаны непригодными для проживания, не принимаются апелляционным судом, поскольку продажа осуществлена в соответствии с Положением N 219-1.
Вопреки доводам апеллянта, нормы ЖК РФ не предусматривают обязательность перевода жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в нежилые в целях приватизации в рамках Закона N 178-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 апреля 2022 года по делу N А66-2502/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2502/2022
Истец: Администрация Нелидовского городского округа Тверской области
Ответчик: Кашинский межмуниципальный отдел управления Росреестра по Тверской области
Третье лицо: Егоров Андрей Борисович