город Ростов-на-Дону |
|
21 июля 2022 г. |
дело N А53-28114/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от АО "Донэнерго": Романовой М.В. по доверенности от 30.12.2019;
от ГЖИ по Ростовской области: Ковачевой Е.А. по доверенности от 07.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Донэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 31.05.2022 по делу N А53-28114/2021
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
(ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к государственной жилищной инспекция Ростовской области
(ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029)
при участии третьего лица: акционерного общества "Донэнерго"
(ИНН 6163089292, ОГРН 1076163010890), Пликиной Веры Матвеевны
о признании недействительными предписаний,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее - инспекция, ГЖИ по Ростовской области) о признании недействительными предписаний от 25.06.2021 N 1434, от 18.06.2021 N 1388, от 23.06.2021 N 1382, от 24.06.2021 N 1453, от 10.06.2021 N 1334.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Донэнерго" (далее - АО "Донэнерго"), Пликина Вера Матвеевна (далее - Пликина В.М.).
Решением суда первой инстанции от 31.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Донэнерго" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы АО "Донэнерго" ссылается на то, что сетевой организацией на спорные жилые дома были установлены и допущены в эксплуатацию приборы учета электроэнергии, установленные на границе балансовой принадлежности и учитывающие объем потребления электроэнергии в домовладении в целом, о чем свидетельствуют акты допуска. В соответствии с действующим законодательством сетевой организацией не осуществляется проверка места и способа установки индивидуальных приборов учета в границах жилого дома. Потребители спорных точек поставки были уведомлены о составлении актов допуска в эксплуатацию приборов учета электроэнергии письмами. ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", как гарантирующий поставщик, также был уведомлен о предстоящем составлении актов. АО "Донэнерго" представлены уведомления сособственников спорных жилых домов, гарантирующего поставщика, о дате и месте допуска приборов. Собственники не явились в указанное время и дату. Сособственники обязаны нести расходы по оплате электроэнергии соразмерно своей доле в праве на общее домовладение, поскольку иного соглашения между ними не заключалось. Согласно разъяснениям Ростовской-на-Дону городской Думы, департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону администрации г. Ростова-на-Дону жителям жилых домов необходимо составить соглашение о порядке оплаты, которое включает расчет стоимости электроэнергии по общему прибору учета, как разницу между суммарным индивидуальным потреблением и общим потреблением, распределяемым пропорционально доли владения. После предоставления соглашения с даты его оформления учет потребления исходя из показаний индивидуальных приборов учета будет восстановлен.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ по Ростовской области просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "Донэнерго" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ГЖИ по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в ГЖИ по Ростовской области поступили обращения жителей домовладений по вопросу порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению и установки индивидуального прибора учета.
Внеплановой проверкой, проведенной ГЖИ по Ростовской области в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", установлено:
1) на земельном участке по адресу ул. Филимоновская, д. 105, расположены жилые дома лит. А, лит. Б, лит. В, лит. Г, лит. Д, лит. Л, лит. М, сарай и летняя кухня, право на которые зарегистрированы в долях - 7 жилых домов, открыто 7 лицевых счетов и установлены 7 индивидуальных приборов учета электроэнергии, соответствующих лицевым счетам домовладения N 105 по ул. Филимоновской.
Показания индивидуальными приборами учета электроэнергии, установленных в жилых помещениях, применялись при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению до апреля 2021 года.
АО "Донэнерго" 31.03.2021 был установлен прибор учета электроэнергии N 011075151178273, учитывающий потребление 7 жилых помещений домовладения N 105 по ул. Филимоновской. Указанное квалифицировано инспекцией в качестве нарушения требований Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ), что послужило основанием для выдачи ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предписания от 25.06.2021 N 1434.
Согласно предписанию от 25.06.2021 N 1434 обществу необходимо в срок до 27.09.2021 устранить выявленные нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в домовладении N 105 по ул. Филимоновская за период с июля 2020 года по май 2021 года в соответствии с требованиями пунктов 42, 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходя из показаний индивидуальных приборов учета, допущенных к коммерческой эксплуатации в соответствии с пунктом 80 Правил N 354, установленных в домовладении до апреля 2021 года при отсутствии документов, подтверждающих их непригодность к расчетам и нормативу потребления в случае отсутствия таких приборов учета. В случае отсутствия индивидуальных приборов учета, допущенных к коммерческой эксплуатации в соответствии с пунктом 80 Правил, расчет размера платы производить по нормативу потребления по соответствующему лицевому счету;
2) на земельном участке по адресу ул. Донской, дом 16/5, расположены отдельно стоящие строения - лит. "А", "Г", "В". АО "Донэнерго" был установлен 1 прибор учета электроэнергии N 00206354, учитывающий потребление электроэнергии квартир, расположенных в разных строениях.
АО "Донэнерго" 06.11.2019 установлен 1 прибор учета электроэнергии домовладения N 112-114 по пер. Халтуринскому, учитывающий 7 жилых помещений домовладений.
Указанное квалифицировано инспекций в качестве нарушения требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ), что послужило основанием для выдачи ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предписания от 23.06.2021 N 1382.
Согласно выданному предписанию обществу предписано в срок до 27.09.2021 устранить выявленные нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в МКД N 16/5 по ул. Донской (лит. "А", "Г", "В") за период с января по май 2021 года в соответствии с требованиями пунктов 44, 48 Правил N 354, исходя из норматива потребления ввиду отсутствия оснований начисления по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии, установленных на несколько отдельно стоящих домов под литерами "А", "Г", "В" по ул. Донской, д. 16/5; в срок до 27.09.2021 устранить выявленные нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в домовладении по пер. Халтуринскому, N 112-114, за период с ноября 2019 по май 2021 года в соответствии с требованиями пунктов 42, 50 Правил N 354, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, допущенных к коммерческой эксплуатации в соответствии с пунктом 80 Правил, установленных в домовладении до ноября 2019 года при отсутствии документов, подтверждающих их негодность к расчетам и нормативу потребления в случае отсутствия таких приборов учета, для помещений в которых отсутствуют заключенные договоры энергоснабжения, в том числе путем совершения конклюдентных действий, произвести перерасчеты с ноября 2019 года и не производить начисление;
3) на земельном участке по адресу ул. Донской, дом 34 расположены отдельно стоящие строения - лит. "А", "Б".
АО "Донэнерго" был установлен 1 прибор учета электроэнергии N 15538095, учитывающий потребление квартир, расположенных в разных строениях (литерах).
Инспекцией выдано ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предписание от 24.06.2021 N 1453, согласно которому обществу предписано в установленный срок устранить выявленные нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в МКД N 34 по ул. Донской за период февраль- апрель 2021 года в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354, исходя из норматива потребления ввиду отсутствия оснований начисления по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии, установленных на несколько отдельно стоящих домов под литерами "А", "Б", в дальнейшем по указанному адресу расчет производить по пункту 44 Правил N 354 по нормативу потребления;
4) по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 23, расположены отдельно стоящие строения - литеры "А" и "Б".
АО "Донэнерго" по указанному адресу был установлен 1 прибор учета электроэнергии N 11130662, учитывающий потребление квартир и нежилых помещений, расположенных в разных строениях (литерах).
Выявленное послужило основанием для выдачи инспекцией ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предписания от 10.06.2021 N 1334, согласно которому обществу предписано в установленный срок устранить выявленные нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в МКД N 23 по ул. Б. Садовая за период с июля по апрель 2021 года в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354, исходя из норматива потребления ввиду отсутствия оснований начисления по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии, установленных на несколько отдельно стоящих домов под литерами А, Б, по ул. Б.Садовая д.23;
5) по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 200, расположены жилые дома, право на которые зарегистрированы в долях.
Согласно полученному обращению, собственники проживают в разных строениях, имеющих разную степень благоустройства. При этом, потребителям были произведены начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за период с апреля по май 2021 года по показаниям общедомового прибора учета N 011552154253559.
Согласно акту проверки и допуска в эксплуатацию при замене прибора учета электрической энергии N 24/709 от 31.03.2021 установлен новый прибор учета электрической энергии N 011552154253559, учитывающий потребление всех жилых помещений домовладения 200 по ул. Станиславского. Акт ввода не подписан потребителями.
Инспекция пришла к выводам, что поскольку домовладение по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 200, не является МКД, то не должно быть оборудовано общедомовым прибором учета электроэнергии, начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с апреля по май 2021 года исходя из показаний прибора учета электроэнергии N 011552154253559 противоречит действующему законодательству.
Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" предписания от 18.06.2021 N 1388, которым обществу предписано в срок до 01.09.2021 устранить выявленные нарушения в расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в МКД N 200 по ул. Станиславского за период апрель-май 2021 года в соответствии с требованиями пунктов 42,50 Правил N 354, исходя из индивидуальных приборов учета, допущенных к коммерческой эксплуатации в соответствии с пунктом 80 Правил N 354, установленных в домовладении до 08.11.2019 при отсутствии документов, подтверждающих их непригодность к расчетам; в дальнейшем расчет вести в соответствии с действующим законодательством.
Считая незаконными предписания, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" оспорило их в судебном порядке.
Пунктом 9 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, установлено, что к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных частями 4.1 - 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом, в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно, на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии распространяются ограничения. Кроме этого, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 N Ю/1).
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" реализует электрическую энергию напрямую собственникам помещений в многоквартирных домах без промежуточного субъекта, которым является исполнитель коммунальных.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила содержания общего имущества) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил содержания общего имущества, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть установлен на один многоквартирный дом, так как общее имущество одного многоквартирного дома не может быть общим имуществом другого многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 2 Правил под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 80 Правил предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
По правилам пункта 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению определен положениями пунктов 42, 40, 44, 50 и иных Правил N 354.
Литеры - 7 жилых помещений домовладения N 105 по ул. Филимоновской оборудованы общедомовым прибором учета электроэнергии N 097413599. АО "Донэнерго" 31.03.2021 установило прибор учета N 011075151178273, отражающий потребление всех семи жилых помещений домовладения, доказательства уведомления об этом пользователей помещений в домовладении, в том числе их подписи в акте ввода в коммерческую эксплуатацию (предписание от 25.06.2021 N 1434), не представлены.
Все жилые помещения в домовладении по ул. Станиславского, 200 оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, исходя из показаний которых начислялась плата за услугу электроснабжения до 08.11.2019. Каждому собственнику помещения открыт отдельный лицевой счет, которому соответствовал определенный прибор учета, препятствия к его использованию отсутствовали. АО "Донэнерго" 31.03.2021 установило прибор учета N 011552154253559, отражающий потребление всех помещений в домовладении, доказательства уведомления об этом пользователей помещений в домовладении, в том числе их подписи в акте ввода в коммерческую эксплуатацию (предписание от 18.06.2021 N 1388), не представлены.
Литеры "А", "Г", "В" - отдельно стоящие строения по ул. Донской, д. 16/5 оборудованы 1 прибором учета электроэнергии N 00206354, который учитывает потребление 31 квартиры, расположенных в разных строениях (литерах). Общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждое строение - литер, учитывающий объем потребления именно в этом строении - литере, который должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу (пп. 1 предписания от 23.06.2021 N 1382).
Восемь жилых помещений домовладения N 112-114 по пер. Халтуринскому оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии, исходя из показаний которых начислялась плата за услугу электроснабжения до ноября 2019 года. Каждому собственнику помещения открыт отдельный лицевой счет, которому соответствовал определенный прибор учета, препятствия к его использованию отсутствовали. АО "Донэнерго" 06.11.2019 установило прибор учета N 011554143400844, отражающий потребление 11 собственников домовладения, доказательства уведомления об этом пользователей помещений в домовладении, в том числе их подписи в акте ввода в коммерческую эксплуатацию, не представлены (пп. 2 предписания от 23.06.2021 N 1382). Кроме того, не представлены в материалы дела сведения о намерении или потреблении собственником Кандаловым В.П. коммунальной услуги по элетроснабжению или заключения договора в письменной форм с ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", однако, на его имя с июня 2021 года был открыт лицевой счет и произведены начисления за предыдущие периоды без подтверждения потребления им услуги.
Апелляционный суд отмечает, что начисление платы производится после волеизъявления лица потреблять электроэнергию. Начисление по показаниям одного прибора учета (установленного с нарушением порядка) на всех собственников домовладения исходя из пропорции принадлежащей им площади помещений признается необоснованным.
Литеры "А", "Б" - отдельно стоящие строения многоквартирных домов по ул. Донской, N 34 оборудованы АО "Донэнерго" одним прибором учета электроэнергии N 15538095, который учитывает потребление 31 квартиры, расположенных в разных строениях (литерах). Общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждое строение - литер, учитывающий объем потребления именно в этом строении - литере, который должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу (предписание от 24.06.2021 N 1453).
Литеры "А", "Б" - отдельно стоящие строения многоквартирных домов по ул. Б. Садовая, N 23 с непосредственным управлением, оборудованы АО "Донэнерго" одним прибором учета электроэнергии N 11130662, который учитывает потребление квартир и нежилых помещений, расположенных в разных строениях (литерах). Общедомовой прибор учета должен быть установлен на каждое строение - литер, учитывающий объем потребления именно в этом строении - литере, который должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу (предписание от 10.06.2021 N 1334).
Проанализировав пункты 2, 40, 80, 81, 42 Правил N 354, пункты 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), пункт 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Положение N 442), апелляционный суд пришел к выводу, что общедомовой прибор учета для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД (домовладение) устанавливается в один МКД (домовладение), и на границе балансовой принадлежности сторон либо в месте, максимально к ней приближенном, должен быть введен в эксплуатацию и иметь контрольную пломбу.
Один общедомовой прибор учета не может считаться расчетным (коммерческим), если он учитывает также объем потребленный жильцами других жилых домов в совокупности.
Общедомовой прибор учета устанавливается на каждое строение и учитывает объем всей потребленной электроэнергии в помещениях МКД (домовладения). Учет объема (количества) потребленных услуг электроснабжения производится с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета), по показаниям которого рассчитывается плата за услугу электроснабжения, производится исполнителем по заявке собственника помещения в МКД (домовладения). Плата за услугу при этом рассчитывается исходя из показаний приборов учета.
Часть 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязывает энергоснабжающую организацию подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 Гражданского кодекса).
Пункт 154 Положений N 442 (в актуальной на момент установки приборов учета редакции в 2019 году) устанавливает, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то поверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Следовательно, при проверке приборов учета, установленных в жилых помещениях, АО "Донэнерго" следовало проверить схему подключения и место их установки. Однако документы об установке индивидуального прибора учета в местах, не соответствующих местам разграничения балансовой принадлежности, как отметил суд, общество и организация в материалы дела не представили, что признано судом невыполнением обязательств по проверке схем подключения и мест их установки приборов учета.
Ссылки АО "Донэнерго" на то, что сетевой организацией не осуществляется проверка места и способа установки индивидуальных приборов учета в границах жилого дома (после внесения изменений в п. 154 Положения N 442), отклоняются судебной коллегией, поскольку отсутствие обязанности по проверке схем не исключает обязанность сетевой организации по соблюдению требований к установке отдельного общедомового прибора учета электроэнергии на каждое строение.
Апелляционная коллегия отклоняет ссылки жалобы на направление уведомлений собственникам помещений, поскольку акты ввода в коммерческую эксплуатацию приборов учета с потребителями, не подписаны.
Старые индивидуальные приборы учета не выводились из эксплуатации в установленном пунктом 81.12 Правил N 354 порядке. Установка прибора, учитывающего потребление всех жилых помещений МКД, осуществлено в нарушение требований Положения N 442. Кроме того, установка одного прибора учета на МКД из нескольких корпусов не заменяет предоставления услуг электроснабжения при разделенном благоустройстве.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что выданные предписания от 25.06.2021 N 1434, от 18.06.2021 N 1388, от 23.06.2021 N 1382, от 24.06.2021 N 1453, от 10.06.2021 N 1334 соответствуют закону, не нарушают права и законные интересы ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону", АО "Донэнерго".
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы АО "Донэнерго", сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.05.2022 по делу N А53-28114/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28114/2021
Истец: ПАО "ТНС энерго ростов-на-Дону", ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "ДОНЭНЕРГО", Пликина Вера Матвеевна
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11714/2023
14.09.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12714/2023
06.07.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28114/2021
02.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9955/2022
21.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10771/2022
31.05.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-28114/2021