г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А56-19381/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17232/2022) Департамента лесного хозяйства по СЗФО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2022 по делу N А56-19381/2022, принятое
по заявлению Департамента лесного хозяйства по СЗФО
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Эврика"
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН: 1077847120944, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр-кт, д. 21, корп. Б, далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 10.02.2022 по делу N 44-523/22 о нарушении законодательства о контрактной системе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эврика" (ОГРН: 1197847215708, адрес: 197345, Санкт-Петербург, пер. Лыжный, д. 4, корп. 3, лит. А, пом. 6Н; далее - ООО "Эврика", Общество, третье лицо).
Решением от 19.04.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что участник ошибочно трактовал инструкцию и отнес спорный показатель к изменяемым значениям, в то время как инструкция указывает на неизменность данного показателя и значение к нему не подлежит изменению, при этом требование ко второму виду показателей является приоритетным по отношению к другим видам показателей.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Департамент (Заказчик) 16.12.2021 разместил на официальном интернет-сайте www.zakupki.gov.ru извещение N 0372100014921000029 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории и аукционную документацию; начальная (максимальная) цена контракта составила 1 335 568 руб. 56 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В Управление 04.02.2022 поступила жалоба Общества (вх. N 3302-ЭП/22) на действия аукционной комиссии заказчика при проведении аукциона по извещению N 0372100014921000029, выразившиеся в необоснованном, по мнению Общества, недопуске его заявки к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
По результатам рассмотрения жалобы Общества и проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки Управление 10.02.2022 вынесло решение по делу N 44-523/22, которым жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); аукционная комиссия заказчика признана нарушившей часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ (пункт 2); заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении в отношении виновных лиц заказчика (пункт 4).
Во исполнение пункта 3 решения Управление выдало Департаменту предписание от 10.02.2022 по делу N 44-523/22 об устранении нарушений законодательства о закупках, которым обязало заказчика в течение 7 дней с момента размещения предписания на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок устранить нарушение части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения аукциона по извещению N 0372100014921000029, повторно рассмотреть первые части заявок на участие в указанном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и мотивировочной частью решения от 10.02.2022 по делу N 44-523/22 о нарушении законодательства о контрактной системе, завершения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по извещению N 0372100014921000029 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, действовавшей в спорный период, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно действовавшей на момент проведения электронного аукциона части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент размещения извещения об электронном аукционе и подачи заявок) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В силу части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.02.2022 заявка Общества (номер заявки 127) на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ отклонена в связи с несоответствием ее первой части требованиям, установленным в документации об электронном аукционе, и части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
В обосновании Заказчик указал, что по товару "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" по показателю "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м" представлено значение, не соответствующее инструкции по заполнению первой части заявки.
В заявке Общества указано: "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: 160 м". Таким образом, значение данного показателя, представленное Обществом, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно инструкции в случае, если в приложении 1 к документации об электронном аукционе требование к показателю товара установлено с использованием слова "максимальный" и его производных, а также значение показателя установлено в виде минимального значения с использованием предлога "от", то участник указывает значение показателя без изменения.
Порядок представления сведений о конкретных показателях товаров и поставляемых при оказании услуг, относящихся ко второму виду показателей, является приоритетным по отношению к другим видам показателей. В приложении N 1 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" для товара "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" установлено требование к значениям показателей (характеристик товара) "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м".
В разделе 3 аукционной документации заказчиком приведена инструкция по заполнения заявки на участие в аукционе, в соответствии с которой заказчиком в описании товаров в приложении 1 к документации установлены следующие виды показателей:
1) показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя;
2) показатель, значение которого не может изменяться;
3) показатель, для которого указаны варианты значений.
Порядок представления сведений о конкретных показателях товаров, и поставляемых при оказании услуг, относящихся ко второму виду показателей, является приоритетным по отношению к другим видам показателей.
По первому виду показателей участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены минимальные и (или) максимальные значения.
По второму виду показателей участнику закупки указывает значение, установленное заказчиком, которое не может изменяться.
В соответствии с инструкцией при описании требований к значениям показателей товара, поставляемого при оказании услуг, слова (словосочетания, знаки): минимум - максимум
,
не более
,
не менее
,
максимум
,
от
,
не меньше
,
от
до
,
не ниже
,
не выше
,
не менее - не более
,
более
,
не ниже - не выше
,
свыше
до
,
, знак
*
,
не превышает (-ют)
,
до
,
,
не
,
не
,
не
, а также все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентичные приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз
и
устанавливают требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара. При этом предлоги
от
,
до
относятся к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, если указаны перед числовыми значениями показателя товара.
В случае если заказчиком установлено требование к минимальным и (или) максимальным значениям показателей товара с использованием предлогов "от", "до", "от_до_" и в документации об электронном аукционе не установлено требование о соответствии товара государственному стандарту, то участник указывает значение показателя товара, не включая установленные крайние значения показателя товара.
При этом значения показателей товара, установленные к минимальным и (или) максимальным значениям показателей товара, представляемые участником закупки в заявки, не должны сопровождаться словами (словосочетаниями, знаками): минимум - максимум
,
не более
,
не менее
,
максимум
,
от
,
не меньше
,
от
до
,
не ниже
,
не выше
,
не менее - не более
,
более
,
не ниже - не выше
,
свыше
до
,
, знак
*
,
не превышает (-ют)
,
до
,
,
не
,
не
,
не
, а также если все указанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз
и
.
В случае если в приложении 1 к документации об электронном аукционе требование к показателю товара установлено с использованием слова "максимальный" и его производных, а также значение показателя товара установлено в виде минимального значения с использованием слова "от", то участник указывает значение показателя без изменения.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что участник ошибочно трактовал инструкцию и отнес спорный показатель к изменяемым значениям, в то время как инструкция указывает на неизменность данного показателя и значение к нему не подлежит изменению, при этом требование ко второму виду показателей является приоритетным по отношению к другим видам показателей.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
Согласно инструкции наименование показателя отделено от требования к значению показателя знаком ":", в случае отсутствия знака ":" наименование показателя и требование к его значению изменению не подлежит и приводится в заявке без изменения, даже если это противоречит вышеуказанным положениям инструкции.
Спорный показатель приведен в техническом задании аукционной документации в следующем виде "Максимальная длина устанавливаемой бумаги в диспенсер: от 150 м".
Управление обоснованно отметило, что слово "максимальный" применительно к спорной характеристике товара "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" употреблено, исходя из положений инструкции, в наименовании показателя, а не требованиях к его значению, поскольку отделено знаком ":".
Согласно правилу инструкции, на которое ссылается Департамент, слово "максимальный" должно употребляться в требовании к показателю товара, а не в его наименовании.
Исходя из всех вышеперечисленных положений инструкции, данное значение показателя товара правомерно рассматривалось Обществом как первый тип показателей (показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя). С учетом требований к указанию значений такого типа показателей Общество правомерно указало его значение как 160 м без использования предлога "от" и без использования установленного крайнего значения показателя 150.
Более того, указанное Обществом в заявке значение спорного показателя фактически свидетельствует о готовности Общества поставить товар, соответствующий требованиям Заказчика.
С учетом приведенных обстоятельств, Управление обоснованно констатировало отсутствие у Заказчика оснований для отклонения заявки Общества и о нарушении им части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе по извещению N 0372100014921000029, следует, что по аналогичному основанию заказчик отклонил 4 заявки.
Кроме того, из названного протокола следует, что такой показатель товара "Диспенсер для гигиенических средств тип 1" как "Максимальный диаметр устанавливаемого рулона в диспенсер: до 24 см", описание которого аналогично спорному показателю, рассматривался заказчиком как первый тип показателя (показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя), а не второй (показатель, значение которого не может изменяться).
Положение о приоритете значений показателя второго типа, приведенное заказчиком в протоколе от 03.02.2022 и в инструкции, не конкретизировано, поскольку из инструкции не ясно, применительно к каким ситуациям при заполнении заявки в соответствии с инструкцией такой приоритет установлен Заказчиком.
При таких обстоятельствах, выводы УФАС и суда первой инстанции о наличии в действиях Департамента нарушения части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ являются законными и обоснованными, оспариваемое заявителем решение суда первой инстанции является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 апреля 2022 года по делу N А56-19381/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19381/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: ООО "Эврика"