город Ростов-на-Дону |
|
28 июля 2022 г. |
дело N А32-44676/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курипко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Тандер", общества с ограниченной ответственностью "Кайсар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 по делу N А32-44676/2019 по иску акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549 ИНН2310031475)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кайсар" (ОГРН 1143528006566 ИНН 3528215585)
о взыскании неотработанного аванса и процентов за пользование чужими денежными средствами
и по встречному исковому заявлению
о взыскании задолженности и процентов,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кайсар" (далее - ООО "Кайсар") о взыскании по договору от 31.07.2017 N ВлдФ/52578/17 неотработанного аванса в размере 1 876 396 рублей 67 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 199 000 рублей 85 копеек, неустойки в размере 2 879 427 рублей; по договору от 31.07.2017 N ВлдФ/52576/17 неотработанного аванса в сумме 241 647 рублей 17 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии в размере 31 594 рублей 53 копеек, неустойки в размере 2 499 517 рублей 50 копеек; по договору от 07.08.2017 N ВлдФ/54055/17 неотработанного аванса в размере 1 391 777 рублей 32 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 147 604 рублей, неустойки в размере 3 663 502 рублей; по договору от 20.10.2017 N ВлдФ/78519/17 неотработанного аванса в размере 1 005 980 рублей 58 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 106 689 рублей 07 копеек, неустойки в размере 3 543 801 рубля; по договору от 11.09.2017 N ВлдФ/65043/17 неотработанного аванса в размере 2 127 118 рублей 94 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 273 145 рублей 38 копеек, неустойки в размере 3 570 930 рублей (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
ООО "Кайсар" обратилось с встречным исковым заявлением о взыскании с АО "Тандер" по договору от 20.10.2017 N ВлдФ/78519/17 задолженности в размере 1 500 656 рублей 71 копейки; по договору от 07.08.2017 N ВлдФ/54055/17 задолженности в размере 1 507 723 рублей 42 копеек; по договору от 31.07.2017 N ВлдФ/52576/17 в размере 1 262 313 рублей 25 копеек; по договору от 07.08.2017 N ВлдФ/54105/17 задолженности в размере 200 928 рублей 76 копеек; по договору от 02.08.2017 N ВлдФ/53203/17 задолженности в размере 134 092 рублей 53 копеек; по договору от 15.09.2017 N ВлдФ/66570/17 задолженности в размере 446 856 рублей 47 копеек; по договору от 25.08.2017 N ВлдФ/60092/17 задолженности в размере 242 250 рублей; по договору от 24.08.2017 N ВлдФ/60044/17 в размере 312 471 рубля 50 копеек; неустойки в связи с нарушением сроков оплаты по договорам подряда на выполнение проектных работ по состоянию на 26.10.2021 в сумме 1 128 397 рублей 76 копеек, неустойки, начиная с 27.10.2021 из расчета 0,1% от суммы задолженности до момента фактического исполнения решения суда; неустойки в связи с нарушением сроков оплаты по договору N ВлдФ/60044/17 согласно пункту 7.2 договора в сумме 345 041 рубля 52 копеек, неустойки, начиная с 27.10.2021 из расчета 0,1% от суммы задолженности до момента фактического исполнения решения суда; неустойки по договору N ВлдФ/60044/17 согласно пункту 6.1 договора в сумме 445 657 рублей 19 копеек, неустойки, начиная с 27.10.2021 из расчета 0,1% от суммы задолженности до момента фактического исполнения решения суда; неустойки по договорам от 20.10.2017 N ВлдФ/78519/17, от 07.08.2017 N ВлдФ/54055/17, от 31.07.2017 N ВлдФ/52576/17 в размере 2 739 649 рублей 80 копеек, неустойки, начиная с 27.10.2021 из расчета 0,05% от суммы задолженности до момента фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 первоначальные исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Кайсар" в пользу АО "Тандер" взыскан неотработанный аванс в размере 1 767 947 рублей 55 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 199 175 рублей 78 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ООО "Кайсар" в пользу АО "Тандер" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 948 рублей 91 копейки.
По встречному исковому заявлению в удовлетворении ходатайства АО "Тандер" о снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отказано. С АО "Тандер" в пользу ООО "Кайсар" взыскана задолженность в размере 4 156 551 рубля 89 копеек, неустойка в размере 3 728 096 рублей 02 копеек. В порядке зачета с АО "Тандер" в пользу ООО "Кайсар" взыскана задолженность в размере 5 901 575 рублей 67 копеек.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Кайсар" обжаловало его в порядке главы 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе ООО "Кайсар" просит решение арбитражного суда первой инстанции изменить в части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Кайсар" выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о невозможности удовлетворения требований по договору от 31.07.2017 N ВлдФ/52576/17, верно установить объем и стоимость всех ремонтных работ на данном объекте согласно представленным в материалы дела документам, со стороны АО "Тандер" допущено злоупотребление правом.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Тандер" также обжаловало его в порядке главы 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе АО "Тандер" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
По мнению АО "Тандер", суд первой инстанции необоснованно признал подлежащими к оплате дополнительные работы, не согласованные к выполнению заказчиком; суд первой инстанции необоснованно признал в качестве надлежащего доказательства, а также положил в основу решения неполное, необоснованное и непроверяемое заключение судебной экспертизы, подготовленное экспертом ООО "Бизнес-Юг" Крамаренко И.Ю. от 29.01.2021, дополнительное заключение эксперта от 09.08.2021 не устранило пороки проведенной по делу судебной экспертизы; в удовлетворении ходатайства АО "Тандер" о назначении по делу повторной судебной строительно-технической экспертизы отказано неправомерно; судебная строительно-техническая экспертиза по делу проведена на основании недействующих нормативно- технических документов (ГОСТ, СНиП, СП), а также ГОСТ, который не применяется при производстве судебных экспертиз; экспертом в нарушение порядка определения сметной стоимости, предусмотренной договорами подряда на выполнение ремонтных работ (приложения N 2 к договорам), произведен расчет стоимости работ с применением произвольных расценок; в отсутствие исполнительной документации, журналов производства работ, актов скрытых работ, экспертом сделан вывод о выполнении подрядчиком скрытых работ.
В представленном в материалы дела отзыве ООО "Кайсар" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы АО "Тандер".
Представитель ООО "Кайсар" в судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Представитель АО "Тандер" в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы и поддержал ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Рассмотрев ходатайство АО "Тандер" о назначении по делу повторной экспертизы, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Основания для проведения по делу дополнительной или повторной экспертизы установлены статьей 87 АПК РФ.
В соответствии с данной нормой повторная экспертиза назначается при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличии противоречий в выводах эксперта (часть 2 статьи 87 АПК РФ).
Изучив экспертное заключение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оно по форме и содержанию соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертиза проведена экспертным учреждением, отвечающим предъявляемым к ним требованиям.
Судебная коллегия соглашается с оценкой суда первой инстанции заключения как не имеющего противоречий и не вызывающего сомнений в его обоснованности. Несогласие апеллянта с выводами эксперта само по себе не свидетельствует о неполноте либо противоречивости проведенного экспертного исследования и не может являться основанием для признания такого доказательства ненадлежащим и недопустимым.
Кроме того, ООО "Кайсар" в отзыве категорически возражало против назначения по делу повторной экспертизы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Кайсар" (подрядчик) и АО "Тандер" (заказчик) заключены договоры подряда на выполнение работ на торговых объектах Заказчика:
1. Объект N 1 - корпоративное наименование "ММ Митилини", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Усти-на-Лабе, д. 1. Работы выполнялись на основании договора N ВлдФ/52578/17 от 31.07.2017.
В соответствии с пунктом 1.1 договора подрядчик обязался в установленный срок выполнить ремонтные работы объекта, а заказчик принять результат работ и оплатить их согласно условиям договора.
Согласно пункту 3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 02.02.2018) общая стоимость работ по договору определяется на основании укрупненного сметного расчета (приложение N 1), является предварительной и составляет 9 598 090 рублей.
В соответствии с пунктом 3.5 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 02.02.2018) в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания сторонами договора на основании счета, предоставленного подрядчиком, заказчик производит авансовый платеж в размере 5 224 045 рублей, необходимый для начала производства работ.
На основании пункта 3.7 договора в случае, если сумма выплаченного заказчиком подрядчику авансового платежа, указанного в пункте 3.5. договора, на момент окончательного расчета превысит фактическую стоимость оказанных услуг, подрядчик обязан осуществить возврат заказчику переплаченных денежных средств в течение 7 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме и подписания актов выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.
В силу пункта 5.1 договора по завершении производства работ подрядчик, не позднее чем за 5 рабочих дней письменно уведомляет заказчика о полном завершении работ и готовности объекта к контрольному осмотру.
В соответствии с пунктом 5.9 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 03.11.2017) окончательная приемо-сдаточная документация ( акты КС-2, КС-3 и счет- фактуру), оформленная с учетом всех замечаний заказчика после предоставления такой документации в первый раз, согласно пункту 5.1 должна быть передана подрядчиком заказчику не позднее чем через 15 рабочих дней после проведения приемочной комиссии в срок до 06.04.2018.
При этом подрядчик передает заказчику акт о приеме-сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3), окончательный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) с приложением исполнительной документации на все выполненные объемы работ, проведенные испытания и полученные при этом результаты, подтверждающие объемы и надлежащее качество передаваемых работ, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счет- фактуру.
Платежным поручением N 10252 от 04.08.2017 на сумму 5 224 045 рублей аванс перечислен подрядчику.
После проведенной ревизионной проверки подрядчик отказался производить сдачу выполненных работ и предоставить заказчику документацию (КС-2 и КС-3).
2. Объект N 2 - корпоративное наименование "ММ Гальего", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Михайловская, д. 28. Работы выполнялись на основании договора N ВлдФ/52576/17 от 31.07.2017.
В соответствии с пунктом 1.1 договора подрядчик обязался в установленный срок выполнить ремонтные работы объекта, а заказчик принять результат работ и оплатить их согласно условиям договора.
Согласно пункту 3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 02.022018) общая стоимость работ по договору определяется на основании укрупненного сметного расчета (приложение N 1), является предварительной и составляет 8 331 725 рублей.
В соответствии с пунктом 3.5 договора в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания сторонами договора на основании счета, предоставленного подрядчиком, заказчик производит авансовый платеж в размере 4 165 862 рубля 50 копеек, необходимый для начала производства работ.
В силу пункта 3.6 договора окончательный расчет заказчик оплачивает подрядчику в течение 10 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме на основании подписанного дополнительного соглашения на уточнение стоимости работ, а также подписания актов выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта о приеме- сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) и при условии предоставления подрядчиком счет-фактуры, акта сверки взаиморасчетов и счета на оплату.
Согласно пункту 3.7 договора в случае, если сумма выплаченного заказчиком подрядчику авансового платежа, указанного в пункте 3.5. договора, на момент окончательного расчета превысит фактическую стоимость оказанных услуг, подрядчик обязан осуществить возврат заказчику переплаченных денежных средств в течение 7 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме и подписания актов выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.
В силу пункта 5.1 договора по завершении производства работ подрядчик, не позднее чем за 5 рабочих дней письменно уведомляет заказчика о полном завершении работ и готовности объекта к контрольному осмотру.
При этом подрядчик передает заказчику акт о приеме-сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3), окончательный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) с приложением исполнительной документации на все выполненные объемы работ, проведенные испытания и полученные при этом результаты, подтверждающие объемы и надлежащее качество передаваемых работ, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счет- фактуру.
В соответствии с пунктом 5.9 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 03.11.2017) окончательная приемо-сдаточная документация (акты КС-2, КС-3 и счет-фактуру), оформленная с учетом всех замечаний Заказчика после предоставления такой документации в первый раз, согласно пункту 5.1 должна быть передана подрядчиком заказчику не позднее чем через 15 рабочих дней после проведения приемочной комиссии в срок до 11.12.2017.
Платежным поручением N 10266 от 04.08.2017 аванс в сумме 4 165 862 рубля 50 копеек перечислен.
Подрядчиком выполнены работы, в связи с чем 30.01.2019 сторонами на объекте проведена ревизионная проверка выполненных работ, предъявляемыми подрядчиком и фактически выполненными на объекте, о чем составлен соответствующий акт.
При этом, после проведенной ревизионной проверки подрядчик отказался производить сдачу выполненных работ и предоставить заказчику документацию (КС-2 и КС-3). В связи с чем, заказчиком самостоятельно подготовлены и направлены подрядчику указанные документы.
3. Объект N 3 - корпоративное наименование "ММ Делегат", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Сперанского, д. 11. Работы выполнялись на основании договора N ВлдФ/54055/17 от 07.08.2017.
В соответствии с пунктом 1.1 договора подрядчик обязался в установленный срок выполнить ремонтные работы объекта, а заказчик принять результат работ и оплатить их согласно условиям договора.
Согласно пункту 3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 02.02.2018) общая стоимость работ по договору определяется на основании укрупненного сметного расчета (приложение N 1), является предварительной и составляет 12 218 340 рублей.
На основании пункта 3.5 договора в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания сторонами договора на основании счета, предоставленного подрядчиком, заказчик производит авансовый платеж в размере 6 109 170 рублей, необходимый для начала производства работ.
В силу пункта 3.6 договора окончательный расчет заказчик оплачивает подрядчику в течение 10 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме на основании подписанного дополнительного соглашения на уточнение стоимости работ, а также подписания актов выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта о приеме- сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) и при условии предоставления подрядчиком счет- фактуры, акта сверки взаиморасчетов и счета на оплату.
Согласно пункту 3.7 договора в случае, если сумма выплаченного заказчиком подрядчику авансового платежа, указанного в п.3.5. договора, на момент окончательного расчета превысит фактическую стоимость оказанных услуг, подрядчик обязан осуществить возврат заказчику переплаченных денежных средств в течение 7 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме и подписания актов выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.
В силу пункта 5.1 договора по завершении производства работ подрядчик, не позднее чем за 5 рабочих дней письменно уведомляет заказчика о полном завершении работ и готовности объекта к контрольному осмотру.
При этом подрядчик передает заказчику акт о приеме-сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3), окончательный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) с приложением исполнительной документации на все выполненные объемы работ, проведенные испытания и полученные при этом результаты, подтверждающие объемы и надлежащее качество передаваемых работ, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счет- фактуру.
В соответствии с пунктом 5.9 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3 от 15.12.2017) окончательная приемо-сдаточная документация (акты КС-2, КС-3 и счет- фактуру), оформленная с учетом всех замечаний Заказчика после предоставления такой документации в первый раз, согласно пункту 5.1 должна быть передана подрядчиком заказчику не позднее чем через 15 рабочих дней после проведения приемочной комиссии в срок до 06.04.2018.
Платежным поручением N 10797 от 15.08.2017 аванс в сумме 6 109 170 рублей перечислен подрядчику.
Подрядчиком выполнены работы, в связи с чем 30.01.2019 сторонами на объекте проведена ревизионная проверка выполненных работ, предъявляемыми подрядчиком и фактически выполненными на объекте, о чем составлен соответствующий акт.
4. Объект N 4 - корпоративное наименование "ММ Синопия", расположенный по адресу: Владимирская область Суздальский район МО Павловское ул. Центральная, д. 27. Работы выполнялись на основании договора NВлдФ/78519/17 от 20.10.2017.
В соответствии с пунктом 1.1 договора подрядчик обязался в установленный срок выполнить ремонтные работы объекта, а заказчик принять результат работ и оплатить их согласно условиям договора.
Согласно пункту 3.1 договора общая стоимость работ по договору определяется на основании укрупненного сметного расчета (приложение N 1), является предварительной и составляет 11 812 670 рублей.
В соответствии с пунктом 3.5 договора в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания сторонами договора на основании счета, предоставленного подрядчиком, заказчик производит авансовый платеж в размере 5 906 335 рублей, необходимый для начала производства работ.
В силу пункта 3.6 договора окончательный расчет заказчик оплачивает подрядчику в течение 10 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме на основании подписанного дополнительного соглашения на уточнение стоимости работ, а также подписания актов выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта о приеме- сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) и при условии предоставления подрядчиком счета-фактуры, акта сверки взаиморасчетов и счета на оплату.
Согласно пункту 3.7 договора в случае, если сумма выплаченного Заказчиком подрядчику авансового платежа, указанного в пункте 3.5. договора, на момент окончательного расчета превысит фактическую стоимость оказанных услуг, подрядчик обязан осуществить возврат заказчику переплаченных денежных средств в течение 7 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме и подписания актов выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.
В силу пункта 5.1 договора по завершении производства работ Подрядчик, не позднее чем за 5 рабочих дней письменно уведомляет заказчика о полном завершении работ и готовности объекта к контрольному осмотру.
При этом подрядчик передает заказчику акт о приеме-сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств ( форма ОС-3), окончательный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) с приложением исполнительной документации на все выполненные объемы работ, проведенные испытания и полученные при этом результаты, подтверждающие объемы и надлежащее качество передаваемых работ, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счет- фактуру.
В соответствии с пунктом 5.9 договора (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 12.01.2018) окончательная приемо-сдаточная документация (акты КС-2, КС-3 и счет-фактуру), оформленная с учетом всех замечаний Заказчика после предоставления такой документации в первый раз, согласно пункту 5.1 должна быть передана Подрядчиком заказчику не позднее чем через 15 рабочих дней после проведения приемочной комиссии в срок до 06.04.2018.
Платежным поручением N 15317 от 16.11.2017 аванс в сумме 5 906 335 рублей перечислен заказчику.
Подрядчиком выполнены работы, в связи с чем, 29.01.2019 сторонами на объекте проведена ревизионная проверка выполненных работ, по итогам которой выявлены расхождения между объемами работ, предъявляемыми подрядчиком и фактически выполненными на объекте, о чем составлен соответствующий акт.
При этом, после проведенной ревизионной проверки Подрядчик отказался производить сдачу выполненных работ и предоставить заказчику документацию (КС-2 и КС-3). В связи с чем, заказчиком самостоятельно подготовлены и направлены подрядчику указанные документы.
5. Объект N 5 - корпоративное наименование "ММ Колобрег", расположенный по адресу: Владимирская область г. Вязники ул. Ленина, д. 10. Работы выполнялись на основании договора N ВлдФ/65043 /17 от 11.09.2017.
В соответствии с пунктом 1.1 договора подрядчик обязался в установленный срок выполнить ремонтные работы объекта, а заказчик принять результат работ и оплатить их согласно условиям договора.
Согласно пункту 3.1 договора общая стоимость работ по договору определяется на основании укрупненного сметного расчета (приложение No1), является предварительной и составляет 11 903 100 рублей.
В соответствии с пунктом 3.5 договора в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания сторонами договора на основании счета, предоставленного подрядчиком, заказчик производит авансовый платеж в размере 4 634 800 рублей, необходимый для начала производства работ.
В силу пункта 3.6 договора окончательный расчет заказчик оплачивает подрядчику в течение 10 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме, на основании подписанного дополнительного соглашения на уточнение стоимости работ, а также подписания актов выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), акта о приеме- сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств ( форма ОС-3) и при условии предоставления подрядчиком счет-фактуры, акта сверки взаиморасчетов и счета на оплату.
Согласно пункту 3.7 договора в случае, если сумма выплаченного заказчиком подрядчику авансового платежа, указанного в пункте 3.5. договора, на момент окончательного расчета превысит фактическую стоимость оказанных услуг, подрядчик обязан осуществить возврат заказчику переплаченных денежных средств в течение 7 банковских дней со дня выполнения работ в полном объеме и подписания актов выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.
В силу пункта 5.1 договора по завершении производства работ подрядчик, не позднее чем за 5 рабочих дней письменно уведомляет заказчика о полном завершении работ и готовности объекта к контрольному осмотру.
При этом подрядчик передает заказчику акт о приеме-сдаче реконструированных, модернизированных объектов основных средств ( форма ОС-3), окончательный акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) с приложением исполнительной документации на все выполненные объемы работ, проведенные испытания и полученные при этом результаты, подтверждающие объемы и надлежащее качество передаваемых работ, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счет- фактуру.
В соответствии с пунктом 5.9 договора (в редакции дополнительного соглашения N 4 от 12.01.2018) окончательная приемо-сдаточная документация (акты КС-2, КС-3 и счет-фактуру), оформленная с учетом всех замечаний Заказчика после предоставления такой документации в первый раз, согласно пункту 5.1 должна быть передана подрядчиком заказчику не позднее чем через 15 рабочих дней после проведения приемочной комиссии в срок до 06.12.2017.
Платежным поручением N 12353 от 15.11.2017 аванс в сумме 4 634 800 рублей перечислен подрядчику.
После окончания срока выполнения работ, установленного договором, сторонами проведена ревизионная проверка выполненных работ, подписаны акты проверки выполненных строительно-монтажных работ б/н от 06.12.2017, которыми определена фактически стоимость выполненных работ на объекте в сумме 3 824 431 рубль 06 копеек.
Приемочная комиссия проведена на объекте 06.12.2017.
В связи с непредоставлением отчетной документации заказчик 20.02.2019 направил в адрес подрядчика письмо N 1539 с требованием предоставить документацию, предусмотренную условиями договоров.
В ответ подрядчик в письме N 16 от 04.03.2019 отказался предоставлять документацию.
16.04.2019 письмом N 1852-ИС заказчик направил самостоятельно подготовленные акты КС-2 и КС-3 и просил подрядчика подписать указанные документы или предоставить мотивированный отказ.
Ответа на письмо не последовало.
Ссылаясь на то, что неотработанный аванс подлежит возврату, АО "Тандер" обратилось в суд с первоначальным иском.
Указывая на то, что выполненные работы не оплачены в полном объеме, ООО "Кайсар" обратилось в суд со встречным иском.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, выполненные работы ООО "Кайсар" подлежат оплате со стороны заказчика, а подрядчик обязан вернуть АО "Тандер" неотработанный аванс по спорным объектам.
Спорные правоотношения по своей правовой природе возникают из договора на выполнение подрядных работ, в силу чего подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права части первой ГК РФ, а также подлежат специальному регулированию нормами главы 37 части второй ГК РФ.
В силу статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
На основании пункта 1 статьи 753 ГК РФ принятие заказчиком результата выполненных работ является обязанностью заказчика при условии сообщения подрядчика о готовности его к сдаче. При этом сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной.
Доказательством сдачи подрядчиком результатов работы и приемки его заказчиком является двусторонний акт, удостоверяющий приемку выполненных работ (статьи 720, 753 ГК РФ), что в силу требований пункта 1 статьи 711 ГК РФ является основанием возникновения на стороне заказчика обязательства по оплате принятых результатов работ.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
По смыслу приведенных норм права, определяющим элементом подрядных правоотношений является результат выполненных работ, который непосредственно и оплачивается заказчиком. Приемка выполненных работ является важным моментом в договоре подряда, осуществляется с учетом акта выполненных работ и является обязанностью заказчика при условии сообщения подрядчика о готовности его к сдаче.
Качество выполненной подрядчиком работы должно отвечать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (часть 1 статьи 721 ГК РФ).
Последствия выполнения работ с недостатками установлены статьей 723 ГК РФ. Так, из пункта 1 этой статьи следует, что стороны вправе установить в договоре меры воздействия на подрядчика, выполнившего работу некачественно. По общему же правилу, в случае выполнения подрядчиком работы с недостатками, которые делают результат непригодным для использования, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика либо безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено договором подряда. Согласно пункту 3 этой же статьи, если недостатки результата работы существенны или неустранимы, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Удовлетворяя встречные исковые требования подрядчика частично, суд первой инстанции верно определил, что фактически выполненные ООО "Кайсар" работы подлежат оплате со стороны АО "Тандер".
С целью выяснения объема и стоимости выполненных на объектах работ судом первой инстанции назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО Бизнес-Юг (г. Краснодар ул. Монтажников, 14 офис 404 эксперт Крамаренко И.Ю.).
Согласно Заключению эксперта от 29.01.2021 по результатам проведенного исследования экспертом установлено следующее:
А) стоимость качественно выполненных Подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объекте заказчика АО "Тандер" по договору N 52578/17 от 31.07.2017 (магазин "Митилини", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Усти-на-Лабе, д.1 составляет 4 406 866 руб. 53 коп., в том числе:
-стоимость строительно-монтажных работ составляет 3 873 003 руб. 08 коп., - стоимость устройства вентиляции составляет 444 587 руб. 45 коп.,
- стоимость монтажа оборудования составляет 46 976 руб.,
- стоимость поставки оборудования составляет 32 300 руб.
- стоимость разгрузки оборудования составляет 10 000 руб.
Б) определить объем и стоимость качественно выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объектах заказчика по договору N ВлдФ/52576/17 от 31.07.2017 (магазин "Гальего", расположенный по адресу: г. Владимир ул. Михайловская, д. 28) технически не предоставляется возможным, так как сторонами не предоставлен доступ в помещения магазина для проведения обследования. Кроме того, на момент проведения экспертного осмотра магазин "Гальего" фактически отсутствовал. Договор арены помещений, в котором располагался магазин расторгнут.
В) стоимость качественно выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объекте заказчика АО "Тандер" по договору N 54055/17 от 07.08.2017 (магазин "Делегат", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Сперанского, д. 11) составляет 7 055 089 руб. 92 коп., в том числе:
-стоимость строительно-монтажных работ составляет 5 542 252 руб. 32 коп., - стоимость устройства вентиляции составляет 312 514 руб. 04 коп.,
- стоимость монтажа оборудования составляет 94 198 руб. 50 коп.,
- стоимость работ по устройству АУПТ составляет 1 015 375 руб. 06 коп.,
- стоимость поставки оборудования составляет 80 750 руб., - стоимость разгрузки оборудования составляет 10 000 руб.
Г) стоимость качественно выполненных Подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объекте заказчика АО "Тандер" по договору N 78519/17 от 20.10.2017 (магазин "Синопия", расположенный по адресу: Владимирская область Суздальский район МО Павловское ул. Центральная, д. 27) составляет 7 297 533 руб. 71 коп., в том числе :
-стоимость строительно-монтажных работ составляет 6 776 925 руб. 26 коп., - стоимость устройства вентиляции составляет 323 014 руб. 45 коп.,
- стоимость монтажа оборудования составляет 103 924 руб.,
- стоимость поставки оборудования составляет 93 670 руб.
По второму вопросу - по результатам исследования экспертом установлено:
- стоимость качественно выполненных Подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объекте заказчика АО "Тандер" по договору N 65043/17 от 11.09.2017 (магазин "Колобрег", расположенный по адресу: г. Вязники, ул. Ленина д. 10 составляет 3 834 431 руб. 06 коп., в том числе:
-стоимость строительно-монтажных работ составляет 3 834 431 руб. 06 коп.,
- стоимость устройства вентиляции составляет 182 535 руб. 70 коп.,
- стоимость разгрузки оборудования составляет 10 000 руб.
По третьему вопросу - Каковы объем и стоимость фактически выполненных ООО
"Кайсар" ремонтных работ на вышеуказанных объектах, эксперт пришел к следующим выводам:
А) стоимость качественно выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объекте АО "Тандер" по договору N ВлдФ/52578/17 от 31.07.2017 (магазин "Митилини", расположенный по адресу: г. Владимир ул. Усти-на-Лабе, д. 1 составляет 4 406 866 руб. 53 коп., в том числе:
-стоимость строительно-монтажных работ составляет 3 873 003 руб. 08 коп., - стоимость устройства вентиляции составляет 444 587 руб. 45 коп.,
- стоимость монтажа оборудования составляет 46 976 руб.,
- стоимость поставки оборудования составляет 32 300 руб.
- стоимость разгрузки оборудования составляет 10 000 руб.
Б) определить объем и стоимость качественно выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объектах заказчика по договору N ВлдФ/52576/17 от 31.07.2017 (магазин "Гальего", расположенный по адресу: г. Владимир ул. Михайловская, д. 28) технически не предоставляется возможным, так как сторонами не предоставлен доступ в помещения магазина для проведения обследования. Кроме того, на момент проведения экспертного осмотра магазин "Гальего" фактически отсутствовал. Договор аренды помещений, в котором располагался магазин, расторгнут.
В) стоимость качественно выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объекте АО "Тандер" по договору N ВлдФ/54055/17 от 07.08.2017 (магазин "Делегат", расположенный по адресу: г. Владимир ул. Сперанского, д. 11 составляет 7 055 089 руб. 92 коп., в том числе:
-стоимость строительно-монтажных работ составляет 5 542 252 руб. 32 коп., - стоимость устройства вентиляции составляет 312 514 руб. 53 коп.,
- стоимость монтажа оборудования составляет 94 198 руб. 50 коп.,
- стоимость работ по устройству АУПТ составляет 1 015 375 руб. 06 коп.
- стоимость поставки оборудования составляет 80 750 руб.
- стоимость разгрузки оборудования составляет 10 000 руб.
Г) стоимость качественно выполненных Подрядчиком ООО "Кайсар" ремонтных работ на объекте заказчика АО "Тандер" по договору N 78519/17 от 20.10.2017 (магазин "Синопия", расположенный по адресу: Владимирская область Суздальский район МО Павловское ул. Центральная, д. 27) составляет 7 297 533 руб. 71 коп., в том числе:
-стоимость строительно-монтажных работ составляет 6 776 925 руб. 26 коп., - стоимость устройства вентиляции составляет 323 014 руб. 45 коп.,
- стоимость монтажа оборудования составляет 103 924 руб.,
- стоимость поставки оборудования составляет 93 670 руб.
По четвертому вопросу: каковы объем и стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных Подрядчиком ООО "Кайсар" на объектах Заказчика АО "Тандер", отраженных в калькуляции проводимых работ (приложения 1- 5 к письму исх. 142 от 28.08.2018)
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте "Митилини", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Усти-на-Лабе, д.1, отраженных в калькуляциях проводимых работ, составляет 348 215 руб. 30 коп.
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте магазин "Делегат", расположенный по адресу: г.Владимир ул. Сперанского, д. 11, отраженных в калькуляциях проводимых работ составляет 373 376 руб.
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте "Колобрег", расположенном по адресу: г. Вязники, ул. Ленина, д. 10, отраженных в калькуляциях проводимых работ, составляет 1 059 781 руб. 73 коп.,
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных Подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте "Синопия", расположенный по адресу: Владимирская область, Суздальский район, МО Павловское ул. Центральная, д. 27, отраженных в калькуляциях проводимых работ составляет 153 526 руб.
В объеме материалов, согласно приложений к исходящему письму N 142 от 28.08.2018, в котором составлена калькуляция проводимых дополнительных работ на объекте магазин "Гальего", расположенный по адресу: г. Владимир ул. Михайловская, д. 28. Согласно данной калькуляции подрядчиком ООО "Кайсар" проведены дополнительные работы на сумму 490 202 руб. 30 коп.
Судом первой инстанции также назначена дополнительная судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено определением суда от 19.05.2021 ООО "Бизнес-Юг" (г. Краснодар", эксперт Крамаренко И.Ю.)
Согласно дополнительному заключению судебной строительно-технической экспертизы от 09.08.2021 эксперт пришел к следующим выводам:
По первому вопросу: каковы объем и стоимость фактически выполненных подрядчиком работ на объекте заказчика АО "Тандер" (магазин "Гальего") согласно представленным в материалы дела документам, в частности локального ресурсного сметного расчета от 16.04.2018.
Определить объем и стоимость фактически выполненных подрядчиком работ по договору N ВлдФ\52576/17 от 31.07.2017 на объекте заказчика АО "Тандер" (магазин "Гальего" ) технически не представляется возможным, так как сторонами не предоставлен доступ в помещения магазина для проведения обследования. Кроме того, на момент проведения экспертного осмотра магазин "Гальего" фактически отсутствовал. Собственник помещений, в котором ранее располагался данный магазин, иной. Экспертом установлено, что договор аренды помещений расторгнут.
По второму вопросу: эксперт установил, что объем и стоимость дополнительных ремонтных работ подрядчиком ООО "Кайсар" на объектах заказчика АО "Тандер", отраженных в калькуляции проводимых работ (приложения 1-5 к письму исх. N 142 от 28.08.2018), следующий:
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте "Митилини", расположенный по адресу: г. Владимир, ул. Усти-на-Лабе, д. 1, отраженных в калькуляциях проводимых работ, составляет 348 215 руб. 30 коп.
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте магазин "Делегат", расположенный по адресу: г.Владимир ул. Сперанского, д. 11, отраженных в калькуляциях проводимых работ, составляет 373 376 руб.
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте "Колобрег", расположенный по адресу: г. Вязники, ул. Ленина, д. 10, отраженных в калькуляциях проводимых работ, составляет 1 059 781 руб. 73 коп.,
- стоимость дополнительных ремонтных работ, выполненных подрядчиком ООО "Кайсар" на объекте "Синопия", расположенный по адресу: Владимирская область, Суздальский район, МО Павловское ул. Центральная, д. 27, отраженных в калькуляциях проводимых работ составляет 153 526 руб.
В объеме материалов, представленных сторонами, имеется приложение к исходящему письму N 142 от 28.08.2018, в котором составлена калькуляция проводимых дополнительных работ на объекте магазин "Гальего". Согласно калькуляции подрядчиком выполнены дополнительные работы на сумму 490 202 руб. 30 коп.
Определить объем и стоимость фактически выполненных подрядчиком работ по договору N ВлдФ\52576/17 от 31.07.2017 на объекте заказчика АО "Тандер" (магазин "Гальего") технически не представляется возможным, так как сторонами не предоставлен доступ в помещения магазина для проведения обследования. Кроме того, на момент проведения экспертного осмотра магазин "Гальего" фактически отсутствовал. Собственник помещений, в котором ранее располагался данный магазин, иной. Экспертом установлено, что договор аренды помещений расторгнут.
При рассмотрении встречных исковых требований подрядчика суд первой инстанции правильно установил, что, выполняя работы, подрядчик неоднократно извещал заказчика об изменении стоимости работ.
Из переписки сторон следует, что письмом исх. б/н от 27.11.2017 подрядчик просит и заказчика заключить договоры на разгрузку/погрузку оборудования по объекту (Колобрег), поскольку АО "Тандер" просило разобрать данное оборудование и вывезти с объекта, при этом такого оговора не было, подрядчик просит у заказчика гарантийное письмо. Возражений со стороны АО "Тандер" не поступило.
В адрес АО "Тандер" направлено письмо исх. N 15 от 25.01.2018 о том, что 20.11.2017 от Владимирского филиала "Тандер" получено письмо о необходимости разобрать стеллажное и торговое оборудование торгового зала и подготовить его к погрузке (объект "Колобрег"). 22.11.2017 поступило подтверждение от филиала, что договор на работы по разборке и погрузке стеллажей и торгового оборудования будет заключен и оплачен в объеме спецификации сборочных работ и разгрузки. 23.11.2017 разборка и погрузка стеллажного и торгового оборудования произведена подрядчиком. Подрядчик просил заключить договор на разборку оборудования, обратную погрузку и произвести оплату выполненных работ. Возражений на данное письмо не поступило от заказчика.
Письмо исх. N 16 от 25.01.2018 направлено в адрес АО "Тандер" о том, что подрядчик просит заключить договор с заказчиком и оплатить работы по разгрузке товаров (транспортных телег и боксов) на объекте "Делегат" Общая сумма выполненных работ составляет 99 631 руб. 05 коп. Возражений на данное письмо от заказчика не поступило.
Письмо исх. N 17 от 25.01.2018 направлено в адрес АО "Тандер" о том, что работы по договорам по монтажным и проектным работам выполнены в срок, кроме объекта "Митилини", поскольку не согласован дизайн макета. Вся проектная документация передана в филиал в срок:
- объект Митилини - 27.09.2017 получены от администрации и сданы в филиал, 17.11.2017 выданы замечания заказчиком и после исправления замечаний повторно сданы на филиал 21.11.2017,
-объект Гальего 11.09.2017 получены от администрации и переданы в филиал. 17.11.2017 получены замечания от заказчика и после их исправления повторно сданы на филиал 21.11.2017.
-объект "Делегат" проекты сданы на филиал 21.11.2017.
Кроме того указано, что объекты заказчик не может сдать в эксплуатацию, так как не выполнен монтаж АУПТ по объекту Гальего и Делегат, так как нет согласования от инженерного отдела. В данном письме заказчик просит продлить сроки производства работ и сдач технических документов по договорам: N ВлдФ\17 (Гальего) в срок до 01.05.2018, N ВлдФ/17 (Делегат) в срок до 01.05.2018, N ВлдФ/17 (Митилини) в срок до 01.05.2018. Возражений от заказчика не поступило.
Письмо N 18 от 25.01.2018 направлено подрядчиком в адрес АО "Тандер" о том, что 06.12.2017 по распоряжению АО "Тандер" объект (Синопия) был временно приостановлен и работы разрешены только 15.12.2017. Выполнение работ было задержано по причинам, не зависящим от подрядчика, и просит продлить сроки выполнения работ по данному объект в срок до 31.01.2018, срок по сдаче документации до 15.03.2018. Возражений от заказчика не поступило.
Письмом исх N б\н от 29.01.2018 ООО "Кайсар" просило заказчика согласовать увеличение объемов на объекте (Синопия), что включает в себя -демонтаж двери зоны разгрузки и монтаж двери зоны разгрузки.
Письмом исх. б/н от 30.01.2018 подрядчик обратился к заказчику, что необходимо перемещение стеллажного оборудования на объекте (Гальего), просит выдать проектную документацию по данному объекту. Ответ от заказчика не поступил.
Письмом исх. N б/н от 31.01.2018 подрядчик обратился к заказчику с просьбой увеличить срок выполнения работ на объекте (Синопия) в срок до 20.02.2018, срок сдачи документации - до 15.03.2018.
Письмо исх. N 142 от 28.08.2018 ООО "Кайсар" направило в адрес АО "Тандер", приложив калькуляции затрат ( приложение NN1-5 по объектам Колобрег, Гальего, Митилини, Делегат, Синопия). Возражений со стороны АО "Тандер" в адрес ООО "Кайсар" не поступило.
Письмом исх. N б/н от 23.07.2019 подрядчик ответил заказчику на претензию от 10.07.2019, полученную 16.07.2019, указав, что все дополнительные затраты по объектам (Гальего, Митилини, Делегат, Колобрег, Синопия) были указаны в калькуляциях проводимых работ и неоднократно в качестве приложений к письмам и направлялись в адрес Владимирского филиала АО "Тандер", объекты сдавались и вводились в эксплуатацию. Факт сдачи- приемки всех объектов до последнего времени не оспаривался заказчиком.
Кроме того, в письме исх. N 1852-ИС от 16.04.2019, подписанным директором филиала АО "Тандер" в г. Владимир, указано, на приемку работ по договорам подряда.
Из условий спорных договоров подряда не следует, что ими установлена твердая цена, напротив, из пунктов 3.2 договоров явно усматривается, что стороны не исключили возможность пересмотра стоимости подрядных работ.
Следовательно, при наличии заблаговременного уведомления подрядчика об изменении стоимости подрядных работ и отсутствии каких-либо возражений со стороны заказчика действия ООО "Кайсар" являются правомерными.
Дополнительные работы выполнены при надлежащем уведомлении АО "Тандер" об их необходимости, заказчик не возражал относительно таких действий со стороны подрядчика.
Ввиду изложенного стоимость подлежащих оплате работ определена судом первой инстанции правильно, на основании калькуляции, содержащейся в экспертных заключениях по делу.
В то же время частично неотработанный аванс подлежит возврату заказчику ввиду установления реальных объектов работ, выполненных подрядчиком на объектах.
Ссылка АО "Тандер" на наличие нарушений со стороны эксперта признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, так как визуальный осмотр не является обязательным, экспертизы проведены на основании представленных документов, в суде первой инстанции эксперт дал необходимые пояснения в суде первой инстанции.
Указание заказчиком на то, что документы не представлены подрядчиком, так как доказательств уклонения подрядчика от предоставления документации не представлено. Таких требований в рамках переписки сторон со стороны АО "Тандер" не предъявлялось.
При этом приемка объектов заказчиком не оспаривалась, отказа в предоставлении документации по договорам со стороны подрядчика не поступало.
В части целесообразности выполнения дополнительных работ заказчиком не опровергнута необходимость их проведения в рамках выполнения подрядчиком договорных обязательств.
В то же время доводы апелляционной жалобы ООО "Кайсар" о неверном определении объема выполненных работ опровергаются результатами экспертизы, расчет произведен судом правильно, с учетом калькуляции эксперта.
Доказательств, опровергающих выводы суда в данной части, подрядчиком в материалы дела не представлено.
Также судом первой инстанции не установлено злоупотребления своими правами со стороны АО "Тандер", само по себе поведение заказчика в спорных правоотношениях не свидетельствует о намерении причинить вред интересам подрядчика.
Таким образом, суд первой инстанции верно сумму неотработанного аванса и дополнительно выполненные подрядчиком работы и произвел взаимозачет между сторонами, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб относятся на апеллянтов в соответствии со статьей 110 АПК РФ ввиду отклонения жалоб.
С учетом того, что при принятии апелляционной жалобы к производству ООО "Кайсар" была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
В связи с отказом в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы, акционерному обществу "Тандер" надлежит возвратить с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в сумме 490 000 рублей, перечисленные за проведение экспертизы по платежному поручению от 28.06.2022 N 415099.
Находящиеся на депозите суда денежные средства в размере 490 000 рублей, внесенные акционерным обществом "Тандер" по платежному поручению от 28.06.2022 N 415099 в счет оплаты стоимости судебной экспертизы подлежат возврату после направления в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд заявления с указанием реквизитов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2022 по делу N А32-44676/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кайсар" (ОГРН 1143528006566 ИНН 3528215585) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить акционерному обществу "Тандер" (ОГРН 1022301598549 ИНН2310031475) с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 490 000 рублей, перечисленные по платежному поручению от 28.06.2022 N 415099 за проведение экспертизы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44676/2019
Истец: АО "Тандер", ООО "ТЕРМАСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: ООО Кайсар "
Третье лицо: ООО "ТЕРМАСТРОЙСЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9805/2022
28.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10169/2022
29.04.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44676/19
29.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6899/20
25.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44676/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44676/19