город Москва |
|
28 июля 2022 г. |
дело N А40-805/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.07.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.07.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2022 по делу N А40-805/22,
по заявлению Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
к ООО "Мейн Медиа"
о признании разрешений недействительными;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - Плотников М.В. по доверенности от 19.11.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2022 в удовлетворении заявленных Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда требований о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданные ООО "Мейн Медиа" N 22347р-3112-13-61, отказано.
Департамент, не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе, в судебное заседание представитель не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Мейн Медиа" в судебном заседании возражал против удовлетворении апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Департаментом по рекламе администрации Волгограда выданы ООО "Мейн Медиа" разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: N 22347р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 58-м до проезда к торговому центру "Спортмастер", в 3 м. от бордюра; N 22348р-3112-13-61, тип рекламной конструкции: скроллер (ситиборд), размером 2,7-м*3,7-м*2стороны, место установки рекламной конструкции: Советский район, пр. Университетский, при движении в центр, от проезда к ул. Самарской к ул. Автомобилистов, справа, в 10-м. до проезда к торговому центру "Ашан", в 3 м. от бордюра проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.
Сроки действия разрешений с 31.12.2013 по 30.12.2018.
Размещение рекламных конструкций, установленных по данным адресам, утвержденной Схемой размещения рекламных конструкций не предусмотрено.
В случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" определяется схемой размещения рекламных конструкций), разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления (п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона).
На основании изложенного, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 22347р-3112-13-61, N 22348р3112-13-61 с изменениями N 1 подлежат признанию недействительными.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 01.01.2014 органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград утверждена постановлением администрации г. Волгограда от 22.06.2015 N 867 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград".
Оспариваемые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы ООО "Мейн Медиа" 31.12.2013 в установленном на тот момент законом порядке.
В силу п. п. 1-2 ст. 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления применяется действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы 31.12.2013 в порядке, действовавшем до момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона и до утверждения аВолгограда Схемы размещения рекламных конструкций постановлением от 22.06.2015 N 867, следовательно, места размещения спорных рекламных конструкций не являются обязательными для внесения их в указанную схему, однако ранее заключенные договоры на установку рекламных конструкций и выданные в связи с их заключением Разрешения служат основанием для размещения и эксплуатации рекламных конструкций до истечения срока действия договоров и разрешений.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, осуществляемых в соответствии с Законом о рекламе (подп. 15.1 ч. 1 ст. 15 и подп. 26.1 ч. 1 ст. 16 Закона).
Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций урегулированы ст. 19 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором.
В силу ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Согласно ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 4 ч. 15 ст. 19 Закона предусмотрено право органов местного самоуправления определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Разработка Схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград находилась в исключительной компетенции соответствующего муниципального органа - Администрации г. Волгограда и ее структурных подразделений.
Договор на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций заключен Департаментом по рекламе администрации г. Волгограда (право предшественником Департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда) с ООО "Мейн Медиа" на основании торгов, проведенных 31.12.2013 в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации. Оспариваемые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданы на срок до 30.12.2023.
Таким образом, указанные договор и разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций являлись действующими на момент разработки и утверждения 22.06.2015 схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград.
До настоящего времени обязательства по данному договору исполняются ООО "Мейн Медиа" своевременно и в полном объеме, Договор никем не оспорен, не признан недействительным в судебном порядке.
Договор и разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, при этом Департаментом принимается оплата за размещение данных рекламных конструкций на муниципальной собственности.
В настоящий момент ООО "Мейн Медиа" поданы заявления на внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций путем включения в нее спорных рекламных конструкций.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Сроком для подачи рассматриваемого заявления являлась дата - 07.03.2018.
Согласно ч. 1 ст. 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
То есть, пропуск предусмотренного законом процессуального срока при отсутствии уважительных причин такого пропуска является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С заявлением об оспаривании разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций Департамент обратился в Арбитражный суд Волгоградской области 03.11.2021 (по картотеке дела N А12-32693/2021 на официальном сайте по адресу https://kad.arbitr.ru/Card/9a66ba64-376e-46d8-ad0b-lfb2129580181), то есть после истечения установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, как необоснованные, нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2022 по делу N А40-805/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-805/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: ООО "МЕЙН МЕДИА"